Развитие законодательства о физической культуре и спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
-развитие законодательства о физической культуре и спорте
-задачи и методы организации исследования
-исследование Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской федерации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ 5
2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 329-ФЗ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1 Закон о физической культуре и спорте – базовый нормативный акт сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации 17
3.2 Роль Федеральный закон "О физической культуре и спорте" в жизни студентов физкультурных вузов и специалистов физической культуры и спорта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

зАКОН О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Понятие любительского спорта в  действующем Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 2007 года отсутствует. Однако Закон выделяет понятия, характеризующие самостоятельные структуры (части, виды) спорта: профессиональный спорт; спорт высших достижений; массовый спорт; военно-прикладные, служебно-прикладные виды спорта; национальные виды спорта.

Сегодня важнейшей разновидностью спорта является профессиональный спорт. В литературе, посвященной истории  профессионального спорта, подробно описываются основные факторы и причины, оказавшие особое влияние на его развитие. Как правило, ученые выделяют следующие факторы, непосредственно связанные с возникновением и дальнейшим развитием профессионального спорта: историко-культурный (исторический период, менталитет), религиозный, городской (буржуазный спорт, аристократический спорт), общечеловеческий, - каждый из которых занимает свое особое, нередко исключительное место15. При этом некоторые факторы обусловили развитие всего спортивного движения, другие сыграли важную роль в плане развития отдельных направлений спорта, возникновения специальных видов спорта, отражающих специфику времени и культуру отдельных групп, классов городского общества.

В качестве основных признаков, позволяющих  отграничить профессиональный спорт от других разновидностей спорта, в научной литературе выделяются следующие:

1. Для профессионального спортсмена  профессиональный спорт представляет  собой основной вид деятельности, занятие которым осуществляется  на возмездных началах, т.е.  приносит профессиональному спортсмену соответствующий доход (систематическую оплату труда в установленное время, а также систему различного рода надбавок, доплат и премий)16.

2. Направленность профессионального  спорта на развитие тех видов  спорта, которые могут принести большие доходы или как минимум обеспечить покрытие собственными доходами всех расходов. В этой связи профессиональный спорт ограничен относительно небольшим количеством видов спорта, представляющих особый интерес с коммерческой точки зрения, к числу которых, например, относятся: баскетбол, хоккей, футбол, большой теннис, бокс, автогонки, конные скачки, горнолыжный спорт, велоспорт и др.

3. Зрелищность спортивных состязаний  проистекает из специфических  свойств, которыми обладает спорт  вообще, однако именно в профессиональном спорте это его свойство получает наибольшее значение. В связи с этим профессиональный спорт ориентирован на организацию и продажу продукта, который должен привлекать внимание зрителей, спонсоров, телевидения17.

4. Стремление профессиональных спортивных организаций обеспечить создание и поддержание в соревнованиях атмосферы жесткой конкуренции, без которой спорт теряет привлекательность для зрителей, утрачивается интерес к нему со стороны телевидения и спонсоров. Эта система ограничивает клубы в борьбе за игроков, обеспечивает достаточную стабильность составов команд, предусматривает в отдельных видах спорта компенсацию одним клубам за переход их игроков в другие.

5. Наличие достаточно эффективной  и постоянно совершенствуемой  системы социальной защиты спортсменов18.

Большое значение придается формированию в каждом из видов профессионального  спорта спортивной элиты, называемой в  спортивном бизнесе "манимэн", - выдающихся спортсменов, привлекающих особое внимание зрителей и пользующихся повышенной популярностью в обществе. Для популяризации таких спортсменов используются не только показатели их спортивного мастерства, но и их образ жизни, увлечения и другие составляющие повседневной жизни спортсмена-профессионала.

Профессиональная составляющая современного спорта, несмотря на внушительные масштабы проводимых спортивно-массовых мероприятий, находится только в стадии своего становления. С этим сопряжено отсутствие комплексного правового обеспечения всех сторон деятельности субъектов профессионального спорта в России. При этом нормативное обеспечение данного направления деятельности длительное время осуществлялось согласно общим представлениям о спорте и физической культуре, зависело от отношений власти к профессиональной основе спорта, экономического развития общества и других факторов.

Существующее регулирование профессионального  спорта не позволяет в полной мере развивать профессиональный спорт  в нашей стране. В перспективе  необходимо понять сущностные свойства этого явления и задачи, которые ставит общество и государство перед профессиональным спортом. Создание эффективного механизма правового регулирования возможно только после глубокого изучения предмета регулирования.

Современное государственное регулирование  и саморегулирование отношений в области профессионального спорта носит бессистемный и фрагментарный характер.

 

2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

За последние годы правовые отношения  в спорте и спортивной индустрии  претерпели существенные изменения: во многом расформировалась система управления физической культурой и спортом, по-новому выстраиваются финансовые отношения между государством и спортивными организациями, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурно-спортивных отношений на федеральном и региональном уровнях.

Происшедшие де-факто изменения  требуют своего законодательного оформления в различных аспектах на международном, межгосударственном уровнях, на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В то же время прогресс физкультурно-спортивных отношений в нашей стране идет весьма динамично, что, в свою очередь, требует постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы существующего законодательства, по созданию принципиально новых законодательных актов, закрепляющих достижения российский физической культуры и спорта.

Сложные задачи по повышению эффективности  физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать выпускникам  физкультурных вузов. Естественно, что модернизировать сложившуюся  систему экономико-правовых отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования могут только высококвалифицированные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта.

В свою очередь, подготовить таких  специалистов невозможно без современных  знаний, в первую очередь знаний правовой базы массового и профессионального спорта РФ и зарубежных стран, особенностей правового регулирования по созданию и юридическому обслуживанию спортивных организаций в области физкультурного и спортивного предпринимательства, так как именно эта сфера является определяющей для процветания физкультуры и спорта в целом19.

Данный предмет, как и любой  другой предмет, состоит в тесной взаимосвязи с другими предметами. Следует отметить, что пробелами  в знаниях правовых основ  страдают как действующие спортсмены, так и студенты, которые закончили спортивную карьеру. При этом сами студенты не могут ликвидировать свои пробелы, надеясь, что преподаватели не проконтролируют уровень знаний той или иной темы.

Цель работы – исследование правовых основ  физической культуры и спорта и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в области  физической культуры.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания.

Основные результаты: для повышения эффективности правового регулирования физической культуры и  спорта необходимо устранение противоречивости правовых конструкций терминологического аппарата физической культуры и спорта.

 

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 329-ФЗ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Закон о физической культуре  и спорте – базовый нормативный  акт сферы физической культуры  и спорта в Российской Федерации

 

Необходимость принятия новой редакции нормативного документа, создающего правовую основу деятельности в сфере спорта, являлась очевидной давно. Федеральный закон 1999 г. вызывал множество споров и не удовлетворял существующим потребностям правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Специалистами не раз отмечались декларативный характер и отсутствие механизма реализации многих его норм, внутренние противоречия. Кроме того, за прошедшее с момента принятия данного закона время были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство, законодательство о разграничении полномочий, законодательство об образовании и в другие отрасли российского законодательства. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» –новый базовый нормативный акт сферы физической культуры и спорта, создающий предпосылки для ее перехода на принципиально иной уровень правовой регламентации складывающейся в ней отношений. Закон создает как необходимые условия для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения, так и подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации, их успешного выступления на международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

Структурно закон состоит  из 8 глав и 43 статей. Глава 1«Общие положения» раскрывает предмет регулирования настоящего Федерального закона. В частности, данный закон, являясь нормативным правовым актом прямого действия, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации. В Законе был существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, установлены принципы взаимодействия между государством и иными субъектами отношений в рассматриваемой сфере, определен круг субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации и их полномочия. Важное место в Законе занимает вопрос разграничения полномочий по управлению физической культурой и спортом. Статьи 6, 8 и 9 Закона устанавливают самостоятельные полномочия в указанной сфере Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 7 предусмотрен механизм передачи полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации с одновременной передачей денежных средств, необходимых для осуществления таких полномочий, и установлением соответствующего контроля.

Крайне важным в рассматриваемом  вопросе является то, что федеральным  законом определены также расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Таким образом, Закон устанавливает необходимые правовые основания для расходования средств бюджетов различных уровней в целях финансирования развития физической культуры и спорта. Подробная регламентация полномочий регионов и местного самоуправления должна создать прочную основу для дальнейшего регулирования деятельности органов государственной власти и муниципальных органов в области физической культуры и спорта, осуществляемого ими самостоятельно.

Глава 2 посвящена «Организации деятельности в области физической культуры и спорта». Она предопределила системные изменения в области  государственного управления физической культурой и спортом. Практически сразу, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724, в структуре федеральных органов исполнительной власти вновь создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации (Минспорттуризм России), к функциям которого отнесены выработка и реализация государственной  политики и нормативно-правовое регулирование  в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Министерский статус федерального органа исполнительной власти является подтверждением значимости сферы физической культуры и спорта в государственной политике Российской Федерации, жизни ее граждан. Одновременно такой статус отражает острую потребность обновления и развития отраслевой нормативной правовой базы, с принятием нового Федерального закона о физической культуре и спорте, получившей необходимый фундамент. В Законе был закреплен ряд основных сложившихся институтов управления физической культурой и спортом, таких как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Отношения в рамках указанных институтов до принятия Закона регулировались федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в отсутствии законодательного закрепления соответствующих полномочий, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 904 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» являлось временной мерой.

Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом  России. Государство признает и поддерживает олимпийское движение России, оказывая всемерное содействие Олимпийскому комитету России в реализации его уставных целей. Параолимпийский комитет России, Сурдолимпийский комитет России, Специальная олимпиада России реализуют выполнение стоящих перед ними уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке. Признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта. По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Сведения об общероссийских спортивных и региональных спортивных федерациях после их государственной аккредитации подлежат внесению в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Единая всероссийская спортивная классификация устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований.

Глава 3 посвящена развитию и функционированию физической культуры и спорта в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Также в ней затронуты вопросы сферы адаптивной физической культуры. Отмечено, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Затронуты вопросы физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы. В законе отмечается, что физическая подготовка осуществляется в целях успешного выполнения сотрудниками данных служб служебных обязанностей. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта, формируют спортивные сборные команды по соответствующим военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях. Новый закон указывает, что в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения о занятиях физической культурой и спортом. Специально подчеркивается, что адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Указано место органов власти по реализации положений данного закона. Так федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.

Информация о работе Развитие законодательства о физической культуре и спорте