Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной интенсивности……………………………………………………….25
1.4 Заключение………………………………………………..………………….28
1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

         4. Заполнять интервалы отдыха другими видами работы есть смысл лишь

в перерывах  между сериями повторений.  Чтобы  не  снижалась  возбудимость центральных нервных образований,  полезно  давать  дополнительную  работу очень низкой интенсивности, включающие те же мышечные группы,  что  несут нагрузку в основном упражнении.

        5. Число повторений определяется  подготовленностью спортсмена.  В

принципе  выполнение  упражнений  сериями  на  коротких   отрезках   даёт

возможность осуществить большой объём работы без снижения скорости.

При  совершенствовании   гликолитического   механизма   упражнения

характеризуются следующими чертами:

        1.  Интенсивность работы  определяется,  в   частности,   длинной

выбранной для упражнения дистанции.  Скорость  передвижения  должна  быть близкой к предельной на данной дистанции (90-95%  от  предельной).  После нескольких повторений вследствие наступившего  утомления  скорость  может существенно снизится, однако она всё равно остаётся близкой к  предельной для данного состояния организма.

         2.  Продолжительность разовой нагрузки  лимитируется  нередко в

пределах  примерно от 20сек до 2мин [6,c.62].

         3.  Интервалы отдыха  должны   задаваться   с   учетом   динамики

гликолитических процессов, о которой судят по содержанию молочной кислоты в крови. При работах, подобных указанным, максимум содержания  лактата  в крови наблюдается не сразу после  окончания  работы,  а  несколько  минут спустя, причём от повторений к повторению время максимума приближается  к моменту окончания работы. Поэтому в данном  случае  рекомендуется  делать интервалы отдыха постепенно  сближающимися,  например  между  1-м  и  2-м повторениями  - 5-8мин; между 2-м и 3-м – 3-4 мин; между 3-м и 4-м – 2- 3мин.

         4. Заполнять интервалы отдыха активными “переключениями”  в данном

случае  не следует. Нужно избегать лишь полного  покоя.

        5. Число повторений при работе со сближающимися интервалами отдыха

обычно  бывает  невелико  (не  выше  3-4)  из-за  быстро   развивающегося

утомления. При этом уже к 3 – 4-му повторению в крови скапливается  очень

много молочной  кислоты.  Если  пытаться  продолжать  работу  дальше,  то

гликолитический механизм исчерпывает свои  возможности  и  энергетическое обеспечение  деятельности  переходит  к   аэробным   реакциям.   Скорость передвижения при этом  падает.  Учитывая  сказанное,  лучше  всего  такую повторную работу выполнять в виде серий, составленных из  3-4  повторений каждая. Время отдыха между сериями должно быть достаточным для ликвидации значительной части лактатной фракции кислородного долга –  не  менее  15-20мин. Новички и спортсмены низших разрядов могут выполнять, как правило, в одном занятии не более 2-3 серий, хорошо тренированные спортсмены –  до 4-6 [6,c.65].

         Описанные методики разработаны с таким расчётом, чтобы  можно  было относительно избирательно воздействовать на один из анаэробных механизмов (креатинфосфатный или гликолитический).  На  практике  следует наряду  с этими нагрузками применять и другие – более широкого воздействия. Сочетание  воздействий,  направленных  на  развитие   аэробных   и анаэробных возможностей. Надо иметь в виду, что  дыхательные  возможности составляют  как  бы  основу  для  развития  анаэробных  возможностей,   а гликолитический  механизм  –  основу   для   развития   креатинфосфатного механизма.  Если  хорошо   развиты   анаэробные   возможности   и   плохо дыхательные, то это не гарантирует  высокой  работоспособности  даже  при анаэробной  работе,  когда,  как  это  обычно  бывает,  она   выполняется неоднократно. Ведь  быстрота  “оплаты”  кислородного  долга  определяется мощностью дыхательных механизмов. Поэтому если анаэробные нагрузки  будут повторятся  через  малые  интервалы  отдыха,  недостаточные  для  полного восстановления, то спортсмен быстро утомится, он попросту “задохнётся”  в обилии накопившихся  анаэробных  продуктов.  Из  этого  следует  правило:

стремясь  увеличить  анаэробные  возможности,  предварительно  необходимо повысить дыхательные возможности (создать базу общей выносливости).

Так же обстоит дело с двумя составляющими  анаэробных  возможностей:

воспитание  способности  использовать  энергию  гликолитического  процесса

должно  быть  базой  воспитания  способности  работать  за  счёт  энергии

креатинфосфокиназной  реакции. Это объясняется тем, что  энергия  гликолиза используется в первой фазе восстановления креатинфосфата. Таким образом, последовательность преимущественного воздействия  на различные стороны выносливости в процессе физического  воспитания  должна быть  такой:  сначала  на  развитие  дыхательных  возможностей,  затем  – гликолитических  и,  наконец,  возможностей,  определяемых   способностью использовать энергию креатинфосфокиназной реакции [6,c.72].  Это относится к  целым этапам физического воспитания (например, этапам  спортивной  тренировки). Что касается отдельного занятия физическими упражнениями, то здесь обычно целесообразной бывает обратная последовательность.

        1.3 Особенности  воспитания  выносливости  в  циклических  упражнениях различной интенсивности

       Утомление  в  работе   максимальной   интенсивности   биологически

объясняется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, а также торможением нервных  центров,  развивающимся  в результате  их  большой активности. Поэтому при воспитании выносливости в работе  такого  типа  стоят  прежде всего задачи:

1) повысить  анаэробные возможности (в равной  мере как  фосфокреатинового, так и гликолитического механизмов);

2)  увеличить   дееспособность  регулярных  механизмов   в   специфических

 условиях  работы максимальной интенсивности [2,c.59].

        Методика повышения анаэробных возможностей уже была  описана.  Для решения второй задачи используют происхождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Однако во избежание  “скоростного  барьера”  этот вид работы нельзя повторять чересчур  часто.  Поэтому  длину  и  скорость прохождения дистанции  варьируют,  преодолевая,  в  частности,  несколько большие дистанции, чем соревновательная.

        Специфика воспитания выносливости в  работе  субмаксимальной,  большой  и умеренной интенсивности определяется спецификой требований, предъявляемых к организму в каждой из зон.  Чем  короче  дистанция,  тем  большую  роль играют анаэробные процессы, тем более важна способность выполнять  работу в  условиях  недостатка  кислорода.  Наоборот,  с  увеличением  дистанции возрастает   значение   аэробных   реакций,   совершенной    деятельности сердечно0сосудистой и дыхательной систем. При воспитании  выносливости  в каждой из этих зон решают три основные задачи:

1) повышение  анаэробных возможностей (главным  образом их гликолитического компонента);

2)  улучшение   аэробных  возможностей,  в   частности   совершенствование

   деятельности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем;

3) повышение  физиологических  и  психологических  границ  устойчивости  к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

        Воспитывая специальную  выносливость  в  работе  субмаксимальной  и

большой интенсивности, кроме  продолжительной  работы  широко  используют повторное  преодоление  отрезков,  сильно  укороченных  по  сравнению   с избранной  соревновательной  дистанцией.  Выбор   относительно   коротких отрезков обусловлен  стремлением  приучить  занимающегося  к  длительному передвижению на более высоких скоростях, чем он в состоянии  это  сделать вначале на дистанции в целом. Поскольку однократное прохождение  короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на  организм,  её  проходят  в каждом отдельном занятии многократно, добиваясь  большого  тренировочного эффекта  [5,c.46].  В ряде случаев существенное значение имеет также  совершенствование механизмов  локальной  выносливости  мышечных  групп,  несущих   основную нагрузку, и ряд других сторон. При  воспитании  выносливости  необходимо,  конечно,  учитывать  не только длину дистанции, но и индивидуальные особенности  занимающихся,  в частности уровень их физической подготовленности.  Следует  помнить,  что одна и та же дистанция в  зависимости  от  подготовленности  занимающихся может относиться к различным зонам мощности. Сохранение приблизительно постоянной интенсивности работы облегчает достижение лучшего результата.

        В  процессе   воспитания   выносливости   в   работе   переменной

интенсивности  совершенствуется  быстрота  переключения   физиологических функций на новый уровень работы, перестройка деятельности всех органов  и систем становится почти  одновременной.  С  этой  целью  при  прохождении дистанции используют различные по интенсивности и длительности  ускорения  (спруты)  – методом повторно-переменного  и   повторно-прогрессирующего

упражнения. Постепенно интенсивность спрутов  увеличивается – от 3-5сек до 1-1,5мин. Огромное значение имеет воспитание волевых качеств: надо  уметь заставить себя продолжать работу с необходимой  интенсивностью,  несмотря на трудность  [6,c.85]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных систем при мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного комплексного исследования удалось выяснить и выявить возрастные особенности ряда приспособительных реакций двигательной системы, центрального, регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе индивидуального развития физической работоспособности человека. В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния нейромоторного   аппарата [8,c.91]. 
         Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Анализ показателей центральной гемодинамики при физической работе свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин при выполнении умеренных по интенсивности нагрузок уже к    13-14  годам.  
        Выявленные возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при мышечной деятельности можно связать с разными факторами. В возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки, энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно-анаэробных процессов [4,c.67].

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Градополов К. В. Бокс. – М.: Физкультура и спорт, 1961.
  2. Волков  Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена// Теория и практика физической культуры. – 1967.
  3. Физическая культура. Теоретический материал. Учебное пособие. / Под ред. В.Ю. Волкова, В.И. Загоруйко. – СПб., 1999.
  4. Решетников Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
  5. Яруллин Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявлении его физических качеств // Теория и практика физической культуры. 1995.
  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  7. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1989.
  8. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания.  – М.: «Физкультура и спорт», 1978.
  9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.
  10. Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова,  А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983.
  11. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов.  – Начальная школа, 2005
  12. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3-4 классов.  – Начальная школа, 2005
  13. Крупицкая Л. И. Будь здоров. - Начальная школа, 2005           
  14. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985
  15. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. –Минск.: Нар. Асвета. 1978.
  16. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры. 1986.
  17. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987.
  18. Ломейко В.Ф.Развитие физических качеств на уроках физической культуры в 1-10-х классах. Мн: Народная  асвета, 1980..
  19. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.
  20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: ACADEMA, 2000.

Информация о работе Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста