Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной интенсивности……………………………………………………….25
1.4 Заключение………………………………………………..………………….28
1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5

1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся  младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5

1.2 Развитие выносливости у учащихся  среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9

1.3 Особенности  воспитания  выносливости  в  циклических  упражнениях

различной интенсивности……………………………………………………….25

1.4 Заключение………………………………………………..………………….28

1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30 
 
 

Введение

       Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности любой направленности, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни [1, с. 26]. Испробовано бесчисленное множество способов омоложения: заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и эликсиры молодости, скипидарные и молочные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества и, наоборот, наведение магнитных полей и т.д. Эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — физическая культура, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Возможно, именно тренировка воли и выносливости лежит в основе появления той жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физкультурой.

         Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Резервы эти — тот поистине животворный источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными факторами. Благодаря этим резервам человек сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом напряжении, перегревании и т.д., а при благоприятных условиях приобретает оптимальную работоспособность и активное долголетие.

          Движение высокого спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Однако динамика развития не определяется каким-то одним признаком и связана с совокупностью действующих факторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Развитие выносливости  у учащихся различного  школьного возраста

1.1Выносливость. Развитие выносливости у учащихся  младшего школьного возраста

             Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности.

              Развитие выносливости — это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности. Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая, отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека [3,c.58].

         Выносливость воспитывается путем применения физических упражнений и игр, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагрузку несколько большую той, которую он уже привык переносить. В процессе таких занятий организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому увеличенным объемом работы, повышается способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и т.п.) более длительно, а также способность быстро восстанавливать силы после физических нагрузок. 
           Характер и общий объем нагрузки при упражнениях, направленных на воспитание выносливости. Определяются с учетом возраста и физической подготовленности детей. Поскольку при разной интенсивности работы причины утомления различны, различными должны быть и методические приемы развития конкретного вида выносливости. Так, при работе максимальной и субмаксимальной интенсивности главная причина утомления состоит в уменьшении анаэробных возможностей организма (гликолитических и креатинофосфатных). При работе большой и умеренной интенсивности ведущая роль в обеспечении работы принадлежит аэробным (окислительным) процессам [18,c.67].

        Надо иметь в виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов — другую. Так, развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов — за 3,5-4,5 мин [11,c.59].

       У младших школьников целесообразно развивать выносливость прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12-13-летних — темповый бег на 200-400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек; для 14-15-летних — темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16-17-летних — кроссовый бег; гонки на лыжах на 3-4 км; переменный и повторный бег [10, c.46].

       На занятиях с детьми младшего возраста нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должны быть очень непродолжительными и чередоваться с достаточным отдыхом [12,c.64]. Ударный объем сердца и давление крови у детей ниже, чем у взрослых. Только благодаря более частому сокращению сердечной мышцы (80-90 раз в минуту) и большей скорости кровооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Иннервационный аппарат сердца у младших школьников несовершенен, поэтому сердце очень возбудимо. Хотя сердце ребенка может быстро приспосабливаться к работе и быстро восстанавливать свою работоспособность после нагрузки, деятельность его неустойчива. Поэтому часто возникают нарушения ритма и темпа сердечных сокращений, резкие изменения

артериального давления. 
          Выносливость – это способность организма противостоять утомлению или способность к длительной двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Критерием выносливости является время, в течение которого возможно поддерживать заданную интенсивность. Уровень развития выносливости определяется прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Поэтому воспитание выносливости выражается, прежде всего, в повышении нормализации деятельности сердца и дыхательной системы [20,c.58]. 
        Наиболее эффективны для воспитания этого качества упражнения, в которых участвуют большое количество мышечных групп. Благодаря им создается своеобразный мышечный насос, способствующий кровообращению. К таким упражнениям можно отнести кроссовый бег, плавание, езду на велосипеде, лыжные гонки, специальные и основные упражнения игровых видом спорта.  
         Детям и подросткам нужны также упражнения для воспитания силовой выносливости. Дети младшего школьного возраста часто не могут долго поддерживать какое-то усилие на постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе (1-1.5 минуты) они непреднамеренно отвлекаются. Это объясняется легким распространением процессов возбуждения или торможения в коре большого мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения. С возрастом способность к поддержанию усилий на постоянном уровне улучшается. 
        Выносливость при статической работе обычно определяется временем (в секундах) удерживая усилия, составляющего 50% от максимального. Выносливость к статическим усилиям наиболее быстро увеличивается в старшем школьном возрасте. Рост выносливости мышц определяется продолжительностью испытываемой нагрузки. У детей в возрасте от 8 до 11 лет больше всего увеличивается выносливость мышц разгибателей туловища, икроножных мышц и сгибателей кости. Выносливость сгибателей предплечья увеличивается на 50.3%, разгибателей предплечья – на 40.8% [20,с.60]. 
        Для воспитания статической выносливости используются различные упражнения в виде длительного удержания определенных поз, например, смешанные и простые весы и упоры, стояние на носках, упражнение «Ласточка», упражнения в удержании груза и др. 
Упражнения в выносливости динамического характера – это многократные повторения сгибания и разгибания рук в положении смешанных весов и упоров, приседания, подтягивания на перекладине, подъем тяжестей   и   т.д.

Однако  игровая   деятельность   не   позволяет   достаточно направленно и строго  дозировано  воздействовать  на  отдельные  факторы, определяющие  различные  типы  выносливости.  Отсюда  понятно  стремление использовать уже на  первых  этапах  воспитания  выносливости  ряд  таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно  дозированные

воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а  также  серийно  выполняемые  гимнастические  и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме  “круговой тренировки”) [13,c.34].

         Согласно  исследовательским  данным , воспитание выносливости в  беге  у  школьников  11-12  лет  целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2- 3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции  повторно  в  чередовании  с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту).  Как  правило,  в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2  месяца  удаётся значительно  увеличить  продолжительность  пробегаемых  дистанций.  После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме:

200-400м  со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м  ускоренного бега  (4-4,5м/сек) [17,c.94].

           При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый  в  таких упражнениях,  может  достигать  в  отдельных  занятиях  2-3км,  а  длинна кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет) [17,c.94].

          По  мере   возрастного   созревания   организма   для   воспитания

выносливости  используется  всё  более  широкий  комплекс  упражнений   –

циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах,  коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и  смешанных.  Причем  основной организационно  –  методической  формой  использования   ациклических   и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по  методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

           В процессе  воспитания  выносливости  у детей чрезвычайно важно

создать оптимальные  условия  для  функционирования  систем  кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.) [15,c.46].

        Одна из  определяющих  черт  методики  воспитания  выносливости  в

школьный  период  –  постепенный  переход  от  воздействий,  направленных

преимущественно на увеличение аэробных возможностей  организма  (в  плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию  специальной выносливости  в   упражнениях   различного   характера,   в   том   числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости  у  юных спортсменов  осуществляется  при  этом,  естественно,  в  зависимости  от специфики спортивной специализации.

1.2 Развитие выносливости  у учащихся  среднего и старшего школьного возраста

        Процессы роста и развития детского организма протекают в непрерывном взаимодействии с окружающей средой при постоянном регулирующем влиянии центральной нервной системы. У детей 8—10 лет высока подвижность нервных процессов. При этом возбудительные процессы преобладают над тормозными. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов центральной нервной системы у детей вызывает сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний и эмоций, кратковременность активного внимания. В этом возрасте у детей отмечается подражательная (так называемая имитационная) способность. Умелое использование ее — весьма важный педагогический прием, который следует широко применять [7,c.101].

         В возрасте 9—12 лет у ребят увеличивается сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем. Окончательно определяется тип нервной системы, повышается внимание. Столь же быстро идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий. Следствием этого становится значительное улучшение координации движений. Развивается и способность различать цвета, правильно воспринимать форму предметов, определять тон и высоту звука. В мышлении детей появляются характерные черты мышления взрослых.

          Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям. В последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям.

Есть  такое понятие — «биологический возраст». Означает оно достигнутый  к определенному моменту уровень  развития организма.

Информация о работе Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста