Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной интенсивности……………………………………………………….25
1.4 Заключение………………………………………………..………………….28
1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость.
Развитие выносливости у учащихся
младшего школьного возраста…………………………………………………………
1.2 Развитие
выносливости у учащихся среднего
и старшего школьного возраста…………………………………………………………
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной
интенсивности……………………………………………
1.4 Заключение………………………………………………..
1.5 Список использованных
источников…………………...…………………..
Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности любой направленности, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни [1, с. 26]. Испробовано бесчисленное множество способов омоложения: заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и эликсиры молодости, скипидарные и молочные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества и, наоборот, наведение магнитных полей и т.д. Эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — физическая культура, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Возможно, именно тренировка воли и выносливости лежит в основе появления той жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физкультурой.
Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Резервы эти — тот поистине животворный источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными факторами. Благодаря этим резервам человек сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом напряжении, перегревании и т.д., а при благоприятных условиях приобретает оптимальную работоспособность и активное долголетие.
Движение высокого спортивного мастерства
в любом виде спортивной деятельности
связана с уровнем развития двигательных
способностей (силы, быстроты, выносливости)
и эффективностью их взаимодействия. Характерной
чертой современного подхода к развитию
выносливости является стремление к совершенствованию
аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения.
Однако динамика развития не определяется
каким-то одним признаком и связана с совокупностью
действующих факторов.
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста
1.1Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста
Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности.
Развитие выносливости — это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности. Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая, отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека [3,c.58].
Выносливость воспитывается путем применения
физических упражнений и игр, оказывающих
на организм ребенка общую физическую
нагрузку несколько большую той, которую
он уже привык переносить. В процессе таких
занятий организм ребенка постепенно
адаптируется к состоянию утомления, вызываемому
увеличенным объемом работы, повышается
способность выполнять то или иное движение
(бег, серии прыжков и т.п.) более длительно,
а также способность быстро восстанавливать
силы после физических нагрузок.
Характер и общий
объем нагрузки при упражнениях, направленных
на воспитание выносливости. Определяются
с учетом возраста и физической подготовленности
детей. Поскольку при разной интенсивности
работы причины утомления различны, различными
должны быть и методические приемы развития
конкретного вида выносливости. Так, при
работе максимальной и субмаксимальной
интенсивности главная причина утомления
состоит в уменьшении анаэробных возможностей
организма (гликолитических и креатинофосфатных).
При работе большой и умеренной интенсивности
ведущая роль в обеспечении работы принадлежит
аэробным (окислительным) процессам [18,c.67].
Надо иметь в виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов — другую. Так, развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов — за 3,5-4,5 мин [11,c.59].
У младших школьников целесообразно развивать выносливость прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12-13-летних — темповый бег на 200-400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек; для 14-15-летних — темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16-17-летних — кроссовый бег; гонки на лыжах на 3-4 км; переменный и повторный бег [10, c.46].
На занятиях с детьми младшего возраста нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должны быть очень непродолжительными и чередоваться с достаточным отдыхом [12,c.64]. Ударный объем сердца и давление крови у детей ниже, чем у взрослых. Только благодаря более частому сокращению сердечной мышцы (80-90 раз в минуту) и большей скорости кровооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Иннервационный аппарат сердца у младших школьников несовершенен, поэтому сердце очень возбудимо. Хотя сердце ребенка может быстро приспосабливаться к работе и быстро восстанавливать свою работоспособность после нагрузки, деятельность его неустойчива. Поэтому часто возникают нарушения ритма и темпа сердечных сокращений, резкие изменения
артериального давления.
Выносливость – это
способность организма противостоять
утомлению или способность к длительной
двигательной деятельности без снижения
ее эффективности. Критерием выносливости
является время, в течение которого возможно
поддерживать заданную интенсивность. Уровень
развития выносливости определяется прежде
всего, функциональными возможностями
сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной
систем, уровнем обменных процессов, а
также координацией деятельности различных
органов и систем. Поэтому воспитание
выносливости выражается, прежде всего,
в повышении нормализации деятельности
сердца и дыхательной системы [20,c.58].
Наиболее эффективны для воспитания
этого качества упражнения, в которых
участвуют большое количество мышечных
групп. Благодаря им создается своеобразный
мышечный насос, способствующий кровообращению.
К таким упражнениям можно отнести кроссовый
бег, плавание, езду на велосипеде, лыжные
гонки, специальные и основные упражнения
игровых видом спорта.
Детям и подросткам нужны
также упражнения для воспитания силовой
выносливости. Дети младшего школьного
возраста часто не могут долго поддерживать
какое-то усилие на постоянном уровне.
Даже при непродолжительной работе (1-1.5
минуты) они непреднамеренно отвлекаются.
Это объясняется легким распространением
процессов возбуждения или торможения
в коре большого мозга, а также неумением
точно дифференцировать степень мышечного
напряжения. С возрастом способность к
поддержанию усилий на постоянном уровне
улучшается.
Выносливость при статической
работе обычно определяется временем
(в секундах) удерживая усилия, составляющего
50% от максимального. Выносливость к статическим
усилиям наиболее быстро увеличивается
в старшем школьном возрасте. Рост выносливости
мышц определяется продолжительностью
испытываемой нагрузки. У детей в возрасте
от 8 до 11 лет больше всего увеличивается
выносливость мышц разгибателей туловища,
икроножных мышц и сгибателей кости. Выносливость
сгибателей предплечья увеличивается
на 50.3%, разгибателей предплечья – на 40.8%
[20,с.60].
Для воспитания статической
выносливости используются различные
упражнения в виде длительного удержания
определенных поз, например, смешанные
и простые весы и упоры, стояние на носках,
упражнение «Ласточка», упражнения в удержании
груза и др.
Упражнения в выносливости динамического
характера – это многократные повторения
сгибания и разгибания рук в положении
смешанных весов и упоров, приседания,
подтягивания на перекладине, подъем тяжестей
и т.д.
Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные
воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой тренировки”) [13,c.34].
Согласно исследовательским данным , воспитание выносливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2- 3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме:
200-400м
со скоростью 2-3,5м/сек и 30-
При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длинна кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет) [17,c.94].
По мере возрастного созревания организма для воспитания
выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений –
циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно
создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.) [15,c.46].
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в
школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных
преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста
Процессы роста и развития детского организма протекают в непрерывном взаимодействии с окружающей средой при постоянном регулирующем влиянии центральной нервной системы. У детей 8—10 лет высока подвижность нервных процессов. При этом возбудительные процессы преобладают над тормозными. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов центральной нервной системы у детей вызывает сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний и эмоций, кратковременность активного внимания. В этом возрасте у детей отмечается подражательная (так называемая имитационная) способность. Умелое использование ее — весьма важный педагогический прием, который следует широко применять [7,c.101].
В возрасте 9—12 лет у ребят увеличивается сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем. Окончательно определяется тип нервной системы, повышается внимание. Столь же быстро идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий. Следствием этого становится значительное улучшение координации движений. Развивается и способность различать цвета, правильно воспринимать форму предметов, определять тон и высоту звука. В мышлении детей появляются характерные черты мышления взрослых.
Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям. В последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям.
Есть
такое понятие — «биологический
возраст». Означает оно достигнутый
к определенному моменту
Информация о работе Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста