Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной интенсивности……………………………………………………….25
1.4 Заключение………………………………………………..………………….28
1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

       При определении биологического возраста учитываются длина тела, характер годовых увеличений роста, развитие зубов, степень полового созревания. Все эти показатели  находятся в     тесной    взаимосвязи    [9,c.50].

Кости детей по сравнению с костями  взрослых более мягкие, в них находится много хрящевой ткани, суставы подвижны, связки легко растягиваются. Кости таза к 7—8 годам только начинают срастаться и при сотрясениях могут смещаться. Участки бедренной кости сливаются воедино к 17—20 годам. Позвоночный столб у детей и подростков имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но еще не окреп и отличается большой гибкостью. Окончательное окостенение позвоночника завершается в 18—25 лет. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного. Но дальнейшее его совершенствование продолжается и в детском, и в подростковом возрасте. По мере развития суставов повышается их прочность. К 12—14 годам суставные капсулы заметно укрепляются. Наибольшая прочность суставов на растяжение достигается к 22—30 годам. Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее высока у младших школьников. В 16—17 лет, если систематически не выполнять физические упражнения, подвижность в этих суставах уже несколько снижается [17,c.64].

        Учитывая особенности возрастной динамики  выносливости  у  девушек, (падение  её  показателя  после  14   лет),   для   них предусматривают  менее значительные  нагрузки  “на  выносливость”,  чем  у юношей (например, если  начальный  норматив  в  кроссовом  беге  для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков,  а  в  плавании  вообще  не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается  не  только  в  два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и  для  девушек  необходимо  предусматривать  такую  систему упражнений, которая исключила бы у них  регресс  выносливости  в  старшем школьном возрасте.

        Важное значение имеют особенности развития мышечной системы. У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки мелкие мышцы.

        Период от 6—7 лет до 13—14 лет — время активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движений.

        По мере развития ребенка повышается прочность крепления мышц к костям (за счет совершенствования сухожильно-связочного аппарата). К 14—15 годам происходит полное созревание структур двигательного аппарата, а функции, определяющие сократительные свойства мышц, достигают достаточно высокого уровня развития. Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Возрастные особенности обусловливают относительно низкие функциональные резервы сердечно-сосудистой системы юных по сравнению с резервами взрослых. Например, установлено, что одинаковая работа, вызывающая примерно равное поглощение кислорода, требует у подростков (и особенно у детей младшего школьного возраста) значительно большего напряжения сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. У детей 9—14 лет на каждый удар пульса приходится вдвое и даже втрое меньше кислорода, чем у взрослых, что вызывает значительное учащение пульса.

         Артерии детей отличаются большей эластичностью, капилляры широки, а вены узки. Вследствие этого ткани детей питаются кровью значительно интенсивнее, а процесс окисления в детском организме протекает более активно, чем в организме взрослого. Наряду с этим у детей более короткий период восстановления. Однако работа сердца у детей и подростков еще несовершенна, а механизм условнорефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему окончательно не сформирован. Выносливость сердца сравнительно мала, поэтому продолжительные физические и психические нагрузки могут отрицательно сказываться на деятельности сердца. Дыхательная система также находится в стадии развития и совершенствования, частота дыхания быстро меняется под влиянием разных внешних и внутренних воздействий [14,c.112].

       Согласно исследовательским данным, воспитание выносливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 
200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). 
При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длинна кроссовой дистанции – 10 километров (у мальчиков 11-12 лет) [19,c.47].

        По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

        В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями 
“на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).

         Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

        Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (например, если начальный норматив в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1 километр  со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). 
Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте. Выносливость развивается лишь  в  тех  случаях,  когда  в  процессе занятий преодолевается утомление определённой степени. При этом  организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в  улучшении выносливости.  Величина  и  направленность  приспособительных   изменений соответствует степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью  циклических  и  ряда  других упражнений нагрузка  относительно  полно  определяется  следующими  пятью факторами:

1) абсолютная  интенсивность упражнениё (скорость  передвижения и т. д.);

2) продолжительность  упражнений;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер  отдыха (активный либо пассивный  и формы активного отдыха);

5) число  повторений упражнения [19,c.49].

       В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только

величина,  но  и  (главное)  качественные  особенности  ответных  реакций

организма. Рассмотрим влияние названых  факторов  на  примере  упражнений циклического характера.

     1. Абсолютная интенсивность упражнений  непосредственно связана с

особенностями  энергетического  обеспечения  деятельности.   При   низкой

скорости  передвижения,  когда  расход   энергии   невелик   и   величина

кислородного  запроса меньше  аэробных  возможностей  спортсмена,  текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности – работа проходит в условиях  истинного  устойчивого  состояния.  Такие   скорости   получили название субкритических.  В  зоне  субкритических  скоростей  кислородный запрос примерно  пропорционален  скорости  передвижения.  Если  спортсмен двигается быстрее, то он достигает критической скорости, где  кислородный запрос равен его аэробным возможностям. В этом случае работа  выполняется в  условиях   максимальных   величин   потребления   кислорода.   Уровень критической  скорости  тем  выше,  чем  больше  дыхательные   возможности спортсмена. Скорости выше критических получили  название  надкритических.

Здесь кислородный запрос превышает  аэробные  возможности  спортсмена,  и работа  проходит  в  условиях  кислородного  долга  за  счёт   анаэробных

поставщиков энергии.

      2.  Продолжительность упражнения   взаимосвязана   со   скоростью

передвижения. Изменение продолжительности  имеет  двоякое  значение.  Во-первых, от длительности работы зависит, за счёт каких поставщиков энергии будет  осуществляться  деятельность.  Если продолжительность работы  не достигнет  3-5мин,  то  дыхательные  процессы  не  успевают  усилиться  в достаточной мере и энергетическое обеспечение берут  на  себя  анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы  всё  больше  уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных  реакций.  Поэтому  для  совершенствования гликолитических механизмов используют в основном  нагрузку  от  20сек  до 2мин, а для усиления фосфокреатинового механизма – от 3 до 8сек.

        Во-вторых, длительность  работы  обуславливает  при  надкритических

скоростях  величину  кислородного   долга,   а   при   субкритических   –

продолжительность   напряженной   деятельности   систем,   обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная  деятельность  этих  систем  в  течение долгого времени весьма затруднительна для организма.

      3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе,  как

уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и (в

особенности) характера ответных реакций организма  на нагрузку.

        В упражнениях с субкритическими и  критическими  скоростями  и  при

больших интервалах отдыха,  достаточных  для  относительной  нормализации  физиологических функций, каждая последующая попытка  начинается  примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в  строй  вступит фосфокреатиновый механизм энергетического  обмена,  затем  1-2мин  спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь  к       3  – 4-й мин развернутся дыхательные процессы. При небольшой продолжительности работы они могут не успеть  прийти  к  необходимому  уровню   и   работа   фактически   будет осуществляться в анаэробных условиях. Если же уменьшить интервалы отдыха, то  дыхательные  процессы  за  короткий  период  снизятся  не  намного  и последующая работа  сразу  же  начнётся  при  высокой  активности  систем доставки кислорода  (кровообращения,  внешнего  дыхания  и  пр.).  Отсюда вывод: при  интервальном  упражнении  с  субкритическими  и  критическими

скоростями  уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку  более  аэробной.

Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах  отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих  условиях  сокращение  интервалов отдыха будет увеличивать долю  анаэробных  процессов  –  делать  нагрузку более анаэробной [19,c.51].

      4. Характер отдыха, в частности заполнение  пауз  дополнительными

видами деятельности (например, включение бега “трусцой”  между  основными забегами), оказывает разное влияние на организм  в  зависимости  от  вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критической, дополнительная работа низкой  интенсивности даёт возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком  уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и  обратно.

Информация о работе Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста