Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста….…5
1.1 Выносливость. Развитие выносливости у учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
1.2 Развитие выносливости у учащихся среднего и старшего школьного возраста………………………………………………………………………….…9
1.3 Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях
различной интенсивности……………………………………………………….25
1.4 Заключение………………………………………………..………………….28
1.5 Список использованных источников…………………...…………………..30
При определении биологического возраста учитываются длина тела, характер годовых увеличений роста, развитие зубов, степень полового созревания. Все эти показатели находятся в тесной взаимосвязи [9,c.50].
Кости детей по сравнению с костями взрослых более мягкие, в них находится много хрящевой ткани, суставы подвижны, связки легко растягиваются. Кости таза к 7—8 годам только начинают срастаться и при сотрясениях могут смещаться. Участки бедренной кости сливаются воедино к 17—20 годам. Позвоночный столб у детей и подростков имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но еще не окреп и отличается большой гибкостью. Окончательное окостенение позвоночника завершается в 18—25 лет. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного. Но дальнейшее его совершенствование продолжается и в детском, и в подростковом возрасте. По мере развития суставов повышается их прочность. К 12—14 годам суставные капсулы заметно укрепляются. Наибольшая прочность суставов на растяжение достигается к 22—30 годам. Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее высока у младших школьников. В 16—17 лет, если систематически не выполнять физические упражнения, подвижность в этих суставах уже несколько снижается [17,c.64].
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (например, если начальный норматив в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.
Важное значение имеют особенности развития мышечной системы. У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки мелкие мышцы.
Период от 6—7 лет до 13—14 лет — время активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движений.
По мере развития ребенка повышается прочность крепления мышц к костям (за счет совершенствования сухожильно-связочного аппарата). К 14—15 годам происходит полное созревание структур двигательного аппарата, а функции, определяющие сократительные свойства мышц, достигают достаточно высокого уровня развития. Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Возрастные особенности обусловливают относительно низкие функциональные резервы сердечно-сосудистой системы юных по сравнению с резервами взрослых. Например, установлено, что одинаковая работа, вызывающая примерно равное поглощение кислорода, требует у подростков (и особенно у детей младшего школьного возраста) значительно большего напряжения сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. У детей 9—14 лет на каждый удар пульса приходится вдвое и даже втрое меньше кислорода, чем у взрослых, что вызывает значительное учащение пульса.
Артерии детей отличаются большей эластичностью, капилляры широки, а вены узки. Вследствие этого ткани детей питаются кровью значительно интенсивнее, а процесс окисления в детском организме протекает более активно, чем в организме взрослого. Наряду с этим у детей более короткий период восстановления. Однако работа сердца у детей и подростков еще несовершенна, а механизм условнорефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему окончательно не сформирован. Выносливость сердца сравнительно мала, поэтому продолжительные физические и психические нагрузки могут отрицательно сказываться на деятельности сердца. Дыхательная система также находится в стадии развития и совершенствования, частота дыхания быстро меняется под влиянием разных внешних и внутренних воздействий [14,c.112].
Согласно исследовательским данным, воспитание
выносливости в беге у школьников 11-12 лет
целесообразно начинать с кроссовой подготовки
и равномерного пробегания со скоростью
2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции
повторно в чередовании с ускоренной ходьбой
(30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило,
в результате регулярных занятий такими
упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно
увеличить продолжительность пробегаемых
дистанций. После этого вводится дополнительно
переменный бег, который дозируется по
схеме:
200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного
бега (4-4,5м/сек).
При систематической тренировке общий
километраж, преодолеваемый в таких упражнениях,
может достигать в отдельных занятиях
2-3км, а длинна кроссовой дистанции – 10
километров (у мальчиков 11-12 лет) [19,c.47].
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у
детей чрезвычайно важно создать оптимальные
условия для функционирования систем
кислородного обеспечения организма.
С этой целью в единстве с основными упражнениями
“на выносливость” применяют специальные
дыхательные упражнения, стремятся проводить
занятия в атмосфере богатой кислородом
(на открытой площадке, в парке, в зале
с мощной вентиляцией и т. п.).
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
Учитывая особенности возрастной динамики
выносливости у девушек, отмеченные выше
(падение её показателя после 14 лет), для
них предусматривают менее значительные
нагрузки “на выносливость”, чем у юношей
(например, если начальный норматив в
кроссовом беге для мальчиков и девочек
10-11 лет почти одинаков, а в плавании вообще
не различается, то для девушек 16-18 лет
устанавливается не только в два раза
меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция,
но и меньшая скорость её преодоления
– 0,5 и 1 километр со скоростью около 4,2
4,8 м/сек соответственно).
Вместе с тем и для девушек необходимо
предусматривать такую систему упражнений,
которая исключила бы у них регресс выносливости
в старшем школьном возрасте. Выносливость
развивается лишь в тех случаях,
когда в процессе занятий преодолевается
утомление определённой степени. При этом
организм адаптируется к функциональным
сдвигам, что внешне выражается в улучшении
выносливости. Величина и направленность
приспособительных изменений соответствует
степени и характеру реакций, вызванных
нагрузками.
При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:
1) абсолютная интенсивность упражнениё (скорость передвижения и т. д.);
2) продолжительность упражнений;
3) продолжительность интервалов отдыха;
4) характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха);
5) число повторений упражнения [19,c.49].
В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только
величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций
организма. Рассмотрим влияние названых факторов на примере упражнений циклического характера.
1. Абсолютная интенсивность упражнений непосредственно связана с
особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой
скорости передвижения, когда расход энергии невелик и величина
кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности – работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритических. В зоне субкритических скоростей кислородный запрос примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается быстрее, то он достигает критической скорости, где кислородный запрос равен его аэробным возможностям. В этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических.
Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена, и работа проходит в условиях кислородного долга за счёт анаэробных
поставщиков энергии.
2. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью
передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счёт каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Если продолжительность работы не достигнет 3-5мин, то дыхательные процессы не успевают усилиться в достаточной мере и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы всё больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций. Поэтому для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном нагрузку от 20сек до 2мин, а для усиления фосфокреатинового механизма – от 3 до 8сек.
Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических
скоростях величину кислородного долга, а при субкритических –
продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.
3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как
уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и (в
особенности) характера ответных реакций организма на нагрузку.
В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями и при
больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физиологических функций, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в строй вступит фосфокреатиновый механизм энергетического обмена, затем 1-2мин спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь к 3 – 4-й мин развернутся дыхательные процессы. При небольшой продолжительности работы они могут не успеть прийти к необходимому уровню и работа фактически будет осуществляться в анаэробных условиях. Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий период снизятся не намного и последующая работа сразу же начнётся при высокой активности систем доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания и пр.). Отсюда вывод: при интервальном упражнении с субкритическими и критическими
скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной.
Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха будет увеличивать долю анаэробных процессов – делать нагрузку более анаэробной [19,c.51].
4. Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными
видами деятельности (например, включение бега “трусцой” между основными забегами), оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критической, дополнительная работа низкой интенсивности даёт возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно.
Информация о работе Развитие выносливости у учащихся различного школьного возраста