Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - подбор и применение комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу об общих закономерностях развития физических качеств обучающихся.
2. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов.
3. Провести подбор эффективных комплексов специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств.

Содержание

Введение 3
Глава I Особенности изменения скоростно-силовых способностей…………..6
1.1 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей.....6
1.2. Этапы скоростно-силовой подготовки…………………………………….10
Глава II Развитие скоростно-силовых качеств…………………………………..14
2.1. Средства, методы и развитие физических (двигательных) качеств 14
2.2. Применение подвижных игр и эстафет как комплекса упражнений в подготовке волейболистов………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы 37
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Двигательная  реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия.

Это время определяется:

- быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;

- быстротой переработки сигнала в ЦНС;  

- быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;  

- быстротой посылки сигнала к началу действия;  

- быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).

Во многих случаях  от спортсмена требуется не простое  реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО).

Скорость как  предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка. Быстрота как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять "включение - выключение". Скоростные качества15 человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.

При совершенствовании  скоростных качеств важно иметь  в виду, что быстрота, которую  спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций. Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения. При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы: - ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне.

При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и  максимально собранным, выполнять  упражнения чётко и точно. Наибольшее значение при развитии быстроты имеет  скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела (атак, защит в поединке и т.д). Минимальная скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других- способностей человека (динамической силы, гибкости, координат др.). Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество. Наряду с повторным методом большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод, т.к. даёт возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению cкopocтныx возможностей. Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты движений принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). При его применении используют отягощения (от 10 до 15 кг) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку.

Это позволяет  одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое  для избранного вида спорта физическое качество. Иногда носит название метод сопряжённых воздействий.

 Метод облегчённых  внешних усилий, который при выполнении  скоростных упражнений позволяет  овладевать умением выполнять  предельно быстрые движения (уменьшение  дистанции, высоты и т.д.)

Для предупреждения возникновения "скоростного барьера" при воспитании быстроты рекомендуется  систематически чередовать методы, сочетая  их в рамках одного занятия. Например, упражнение в затруднительных условиях - 3 по 4 ускорения в гору, по лестнице, на опилках; повторный бег с около предельной скоростью; кратковременные ускорения в облегченных условия под гору и т.д.

Соревновательный  метод - стимулирует проявление предельных скоростных качеств и высокой  волевой мобилизации. Метод можно  применять в двух формах:

• при групповом  выполнении упражнения. После каждой команды выбывает последний;

• выполнение упражнения в парах. Определяются победители пар  и так до финала.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны отвечать трем основным условиям:

• возможность  выполнения с максимальной скоростью, упражнение должно быть хорошо освоено, чтобы концентрировать внимание только на скорость;

• во время тренировки не должно происходить снижение скорости при выполнении упражнения. Средства для развития быстроты16 могут быть самыми разнообразными - это и лёгкая атлетика, бокс, фехтование, восточные единоборства, вольная борьба, все виды спортивных игр. В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнёром и без него, групповые упражнения. При воспитании скоростных качеств, по мере роста спортивной квалификации, целесообразно обращать внимание на развитие мышечной силы и скоростно-силовых качеств, связанных с экономичностью движений.17

В тренировочном  процессе развитие быстроты лучше тренировать первый или второй день после отдыха.

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

1.координационная сложность двигательного задания;

2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая)  задания; 

3. время, необходимое  для овладевания должным уровнем  точности, либо минимальное время  от момента изменения обстановки  до начала ответного движения.

Различают общую  и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взрослого человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений.18 Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры). Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.

В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

1. выполнение  привычных упражнений из непривычных  исходных положений (бросок баскетбольного  мяча из положения, сидя);

2. зеркальное  выполнение упражнений (боксирование  в непривычной стойке);

3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

4. усложнение  условий выполнения обычных упражнений;

5. изменение  скорости и темпа движений;

6. изменение  пространственных границ выполнения  упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным  образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности  упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.

 Понятие прыгучести. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной19 характер.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных  специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта. Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания.

Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием. Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.). Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.

Методы воспитания прыгучести20. Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали  бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Основными методами воспитания прыгучести являются: Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определённые интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности.21 Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

- изменением возбудимости ЦНС;

- восстановлением  показателей вегетативных функций,  связанных с восстановлением  дыхания оплатой кислородного долга. Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость ЦНС не успевала существенно снизиться, а с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее полно восстановиться.

При применении повторно этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивает только в период утомления после каждого повторения. Повторный метод позволяет точно дозировать нагрузку, совершенствует опорно-мышечный аппарат, воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. При таком методе уровень прыгучести повышается на 29-30%.

 Интервальный  метод. Внешне сходен с повторным  методом. Но, если при повторном  методе характер воздействия  нагрузки определяется исключительно  самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха.

 Игровой  метод воспитания прыгучести. Однако  этот метод обладает существенным  недостатком - ограничена дозировка  нагрузки.

В последние  время нашёл применение метод  воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.

 Все методы  воспитания прыгучести следует  применять не в стандартных  ситуациях, а в вариативных,  изменяющихся ситуациях (метод  сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе, идя двумя путями:

- за счёт увеличения максимальной скорости;

- за счёт увеличения максимальной силы.

Взаимосвязь взаимозависимость  между физическими качествами. Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.22

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов