Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа
Цель работы - подбор и применение комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу об общих закономерностях развития физических качеств обучающихся.
2. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов.
3. Провести подбор эффективных комплексов специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств.
Введение 3
Глава I Особенности изменения скоростно-силовых способностей…………..6
1.1 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей.....6
1.2. Этапы скоростно-силовой подготовки…………………………………….10
Глава II Развитие скоростно-силовых качеств…………………………………..14
2.1. Средства, методы и развитие физических (двигательных) качеств 14
2.2. Применение подвижных игр и эстафет как комплекса упражнений в подготовке волейболистов………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы 37
Приложение………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ СПО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПЦК Физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов»
Выполнил:
Научный руководитель: Хамитова Г.Р.
Благовещенск-2012
Оглавление
Введение
Актуальность. Продолжающийся рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки уже на ранних этапах спортивной специализации.
Возникает необходимость поиска наиболее рациональных путей совершенствования качественных сторон тренировочного процесса, предусматривающих разработку таких средств и методов спортивной тренировки, которые способствуют повышению его эффективности. То есть позволяют учитывать возрастные особенности спортсменов, сохраняющее их здоровье, не требующие дополнительных затрат времени и, в тоже время, обеспечивающие повышение уровня физической подготовленности и, как следствие, рост спортивного мастерства .
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физической подготовки волейболистов должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств.
Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Исследования рода авторов и, в частности В.Ф.Ломейко1, показали, что по уровню скоростно-силовой подготовленности занимающихся можно в большей мере судить об их общей и специальной физической подготовленности.
Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта, и особенно в юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте наблюдается периоды наибольшего биологического прироста данного физического качества. Как отметил В.Г. Бауэр2, успешное выполнение игровых задач во многом зависят от способности волейболиста в течение всей игры высоко и быстро прыгать, выполнять рывки, постоянно осуществлять активные технико-тактические действия, то есть его скоростно-силовых возможностей. В усвоении техники этих приемов важную роль играют подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения.
Цель работы - подбор и применение комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу
об общих закономерностях
2. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов.
3. Провести подбор эффективных комплексов специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств.
Научная новизна: система работы по подбору применению комплекса специальных физических упражнений по развитию скоростно-силовых качеств волейболистов.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и применении комплекса специальных физических упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
1.1 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей
В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно- силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его.
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте.
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств.
Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем3, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы4 развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта.
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами.
Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд (1961) пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников 5 и 6 классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту — на 15 см, в толкании ядра — на 0,35 см.
Исследование взрослых и юных спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся.
Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно,— актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.
Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.
По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке.
На основе учета
механизмов взаимосвязи развития быстроты
и силы, а также других физических
качеств можно сделать
1.2. Этапы скоростно-силовой подготовки
В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки можно выделить несколько этапов5.
1. Этап начальной тренировки.
Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.
Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.
В комплексах специально-подготовительных упражнений их количество должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции" – от 6 до 15 раз, время выполнения комплекса с учетом общего времени, затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин.
Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц, применение игрового метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр.
2. Этап специализации. Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.
Стремление многих тренеров увеличить объем беговых средств, выполнить достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту результатов, что в дальнейшем неизбежно сказывается на становлении спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.
Основные задачи: развитие мускулатуры в целом (в частности - укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков, в том числе и скоростно-силовых. Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:
- скоростное, где
решается задача повышения
- скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;
- силовое - парные
и групповые упражнения с
Основные методы:
метод динамических усилий, метод
повторного выполнения статического и
динамического силовых
3. Этап спортивного совершенствования.
Основная цель
- неуклонное повышение объема и
интенсивности тренировочных
Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств6 необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, где силовые способности достигают максимума преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно небольшого веса - 2-4 кг).
Основные методы: метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.
4. Этап реализации спортивного потенциала.
Основная цель
- значительное повышение объема и
интенсивности тренировочных
Основная задача - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.
Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.
Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и круговой методы.
5. Заключительный этап
Основная цель - сугубо индивидуальный подход к тренировочным и соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти резервы в вариантах планирования тренировочной нагрузки, выявлении наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки.
Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов