Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Выявить по данным научно-методической литературы, основные проблемы противоречия в процессе развития анаэробной алактатной выносливости у регбистов 15-16 лет;
2) Определить (по литературным данным) эффективные методы развития анаэробной алактатной выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки;
3) Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающие положительную динамику физического состояния занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................
3
ГЛАВА 1 Методика развития анаэробной алактатной выносливости
1.1 Средства и методы развития анаэробной алактатной выносливости.................................................................................................
6
1.2 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у регбистов 15-16 лет …..........
10
ГЛАВА 2 Программа развития анаэробной алактатной выносливости у регбистов 15-16 лет
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…..................
32
33
Разнообразие средств и
Максимальное разнообразие средств и методов развития специальной выносливости — интенсивности и продолжительности упражнений, их координационной сложности, режима работы и отдыха при их выполнении и т. п. способствует развитию оптимальной взаимосвязи выносливости со скоростно-силовыми качествами, координационными способностями, гибкостью. Это в значительной мере повышает специальную работоспособность спортсмена, результативность соревновательной деятельности.
Совершенствование спортивной техники и тактики в различных функциональных состояниях спортсмена, в том числе и в состоянии утомления, вырабатывает не только устойчивость навыков к существенным сдвигам во внутренней среде организма, но и обеспечивает тесную взаимосвязь двигательной и вегетативных функций, их взаимную приспособляемость в достижении заданного конечного результата. В итоге у спортсмена развивается важная способность к оптимальному увязыванию кинематических, динамических и ритмических характеристик спортивной техники с функциональными возможностями организма в конкретный момент соревновательной деятельности (Platonov, 1995).
В числе основных направлений методики совершенствования устойчивости и вариабельности двигательных навыков и вегетативных функций, становления оптимальной взаимосвязи между специальной выносливостью и другими двигательными качествами, следует выделить широкое варьирование условий внешней среды как в процессе тренировочной, так и соревновательной деятельности. При этом наиболее эффективны условия, усложняющие тренировочную и соревновательную деятельность: игры на меньших или больших площадках, игры, схватки или поединки с постоянно меняющимися противниками, тренировка в условиях среднегорья, соревнования с более сильным противником, в непривычных климатических условиях или в непривычное время дня, в условиях необъективного судейства и т. п. Результативно также и применение различных тренажеров, способствующих совершенствованию технического мастерства или обеспечивающих сопряженное совершенствование техники и развитие специальной выносливости.
Специальный раздел тренировки должен
быть отведен совершенствованию смен
Особое место в методике развития специальной выносливости занимает повышение психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений утомления, сопровождающих тренировочную и соревновательную деятельность в большинстве видов спорта. Особо велика роль психической устойчивости для достижения высоких показателей в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, спортивных единоборствах, спортивных играх, ряде дисциплин сложно-координационных видов.
Следует учитывать, что устойчивость к преодолению тяжелых ощущений утомления, сопровождающих тренировочную и соревновательную деятельность, формируется применительно к конкретной работе, перенос ее относительно невелик не только с материала одного вида спорта на другой, но и при выполнении работы различной интенсивности, продолжительности и характера, относящейся к одному и тому же виду спорта. Поэтому для успеха работы, направленной на развитие специальной выносливости, необходимо знать, какие требования к психике спортсмена предъявляются в конкретном виде спорта, каким образом можно повысить способность переносить психические нагрузки, как различные методы тренировки совершенствуют специфические волевые качества и т. д.
Особенно велика роль психологического фактора в подготовке, связанной с максимальной мобилизацией анаэробных возможностей, с необходимостью длительное время выполнять работу в условиях высоких величин кислородного долга. Высоким величинам кислородного долга сопутствуют тяжелые, часто мучительные ощущения утомления. Для их преодоления необходимы специфические волевые качества, способность спортсмена преодолевать нарастающие трудности длительным напряженным волевым усилием.
Проявляемые в соревнованиях волевые качества обычно совершенствуются параллельно с улучшением других качеств, определяющих уровень развития специальной выносливости, посредством использования тех же тренировочных методов и средств. Однако совершенствование психологической устойчивости всегда должно быть под контролем. При выполнении всех упражнений, связанных с преодолением специфических трудностей, следует акцентировать внимание спортсменов на сознательном отношении к работе, требовать от них сильного и устойчивого напряжения воли при длительной работе, максимальной концентрации воли при выполнении относительно кратковременных тренировочных и соревновательных упражнений (O'Connor, 1992).
Особое значение для совершенствования психологической устойчивости спортсменов имеют упражнения, максимально приближенные к соревновательным по особенностям воздействия на важнейшие функциональные системы и психологическое состояние спортсмена. Но самым мощным стимулом совершенствования волевых качеств следует считать выступление на ответственных соревнованиях рядом с равными по силам соперниками. При этом необходимо отметить двоякую роль соревнований. С одной стороны, психическая стимуляция, характерная для ответственных стартов, приводит к значительно большему исчерпанию функциональных ресурсов по сравнению с тренировочными упражнениями. С другой — исключительно высокие сдвиги и уровень активности важнейших функциональных систем по принципу обратной связи стимулируют совершенствование специфических психических возможностей (Платонов, 1986; Harre, 1994).
В таблице 1 представлены основные параметры тренировочных нагрузок, стимулирующих прирост алактатной производительности организма спортсменов, а на рисунке 1 — схематически отражены направления и резервы повышения возможностей алактатного анаэробного процесса.
Таблица 1 Основные параметры тренировочной нагрузки при развитии мощности и емкости алактатного анаэробного процесса
Параметры нагрузки |
Направленность воздействия | |
Мощность |
Емкость | |
Продолжительность упражнений, с |
5-25 |
30-90 |
Мощность работы |
Максимальная |
Максимальная и |
Продолжительность пауз между упражнениями, мин |
1,5—3 |
2-6 |
Количество упражнений в серии |
3-4 |
3-4 |
Количество серий в занятии |
3-5 |
2—4 |
Продолжительность пауз между сериями, мин |
5-6 |
8-12 |
Характер упражнений, направленных на повышение алактатных анаэробных возможностей обусловливается спецификой конкретного вида спорта. При тренировке спортсменов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях и прыжках, беге на 100 м и т. д., тяжелой атлетике, упражнения могут быть кратковременными (5—10 с — для повышения мощности и 15—30 с для емкости). Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта, соревновательная деятельность в которых более продолжительна (плавание на 50 и 100 м, гит на 1000 м с места — в велосипедном спорте, бег на 200 и 400 м, бег на коньках на 500 м и т. д.), следует планировать более продолжительные упражнения: 15—25 с — для повышения мощности, 30—90 с — для повышения емкости алактатного анаэробного процесса (Platonov, Bulatova, 1992).
Длительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями и сериями определяется продолжительностью каждого упражнения, специализацией спортсмена, уровнем развития у него алактатных анаэробных возможностей, способностью организма спортсмена к восстановлению высокоэнергетических фосфатов. Чем короче упражнения и чем выше анаэробный алактатный потенциал спортсмена, тем короче должны быть паузы между отдельными упражнениями и тренировочными сериями.
Для повышения мощности алактатного
анаэробного процесса применяются
кратковременные
Вполне естественно, что продолжительность и характер упражнений, направленных на повышение алактатных анаэробных возможностей обусловливается спецификой конкретного вида спорта. При тренировке спортсменов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях и прыжках, беге на 100 м и т. д., тяжелой атлетике, упражнения могут быть кратковременными (5—10 с — для повышения мощности и 15—30 с для емкости). Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта, соревновательная деятельность в которых более продолжительна (плавание на 50 и 100 м, гит на 1000 м с места — в велосипедном спорте, бег на 200 и 400 м, бег на коньках на 500 м и т. д.), следует планировать более продолжительные упражнения: 15—25 с — для повышения мощности, 30—90 с — для повышения емкости алактатного анаэробного процесса (Platonov, Bulatova, 1992).
Естественно, что планируя упражнения, стимулирующие алактатные анаэробные процессы, следует учитывать, что строго избирательного воздействия добиться не удается. Даже 10—15-секундная работа с максимальной интенсивностью приводит к резкой интенсификации процесса гликолиза и в силу этого способствует не только повышению мощности алактатного процесса, но и мощности и подвижности лактатного анаэробного процесса (Henriksson, 1992; Wilmore, Costill, 1994). Более длительные упражнения (60—90 с), приводя к максимальному исчерпанию запасов макроэргов и стимулируя расширение субстратного фонда алактатного анаэробного процесса (Neumann, 1984; Мищенко, 1990), одновременно являются эффективным средством повышения мощности лактатного анаэробного процесса (Mischenko, Monogarov, 1994; Platonov, 1995) и подвижности аэробного процесса (Платонов, 1988; Мищенко, Булатова, 1994).
Методы воспитания анаэробной алактатной выносливости:
1) стандартно-интервальный – в нем заранее задаются параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнений.
Например, 30 метров/5 раз, отдых – 40 сек, темп – максимальный;
60 метров/3 раза, отдых - 1 минута, темп - максимальный.
2) переменно-интервальный – параметры нагрузки отдыха в процессе выполнения упражнения меняются, при этом изменяется только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки.
Например, последовательный однократный жим штанги весом 50-60-70-80 кг и т. д. с одинарными интервалами отдыха – прогрессирующие упражнения; жим штанги весом 50-60-70-60-70-80-50кг, интервал отдыха от 3 до 5 минут – варьирующие упражнения с переменными интервалами отдыха; пробегание следующих отрезков.
1.2 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у регбистов 15-16 лет (юноши)
При воспитании анаэробных возможностей основной задачей является - повышение функциональных возможностей креатин-фосфатного механизма.
Средствами воспитания этой способности служат те основные физические упражнения, в которых соревнуются регбисты. Когда соревновательные упражнения почему-либо нельзя применять, используют и другие средства. Важно помнить, что аэробные способности весьма не стойки; при прекращении специальной тренировки их уровень быстро снижается (Н. Н. Яковлев, 1955).
Тренировочные нагрузки, направленные
на совершенствование
1) интенсивность работы близка к предельной (95% от максимума), но может быть несколько ниже ее. Выполнение большого объема работы на предельной скорости могло бы привести к образованию «скоростного барьера». Некоторое снижение скорости, например, до 95% от максимальной, позволит избежать этой опасности и облегчить контроль за техникой движений; в то же время столь небольшое снижение практически не скажется на интенсивности метаболических процессов и, следовательно, не отразится на эффективности тренировочных упражнений;
2) длительность отрезков подбирается с таким расчетом, что бы длительность выполнения равнялась примерно 3-8 секундам (бег 20-70м и т.п.);
3) интервалы отдыха, учитывая значительную быстроту оплаты алактатного долга должны равняться примерно 2-3 минутам. Однако, поскольку запасы КрФ в мышцах очень малы, уже к 3-4 повторению фосфо-креатиновый механизм исчерпывает свои возможности.
Целесообразно разбить планируемый в занятии объем работы на несколько серий по 4-5 повторений в каждой. Отдых между сериями должен быть около 7-10 минут. Такие интервалы достаточно велики, чтобы успела окислится значительная часть образовавшейся молочной кислоты, в тоже время при этих интервалах сохраняется повышенная возбудимость нервных центров.
Информация о работе Развитие анаэробной алактатной выносливости у регбистов 15-16 лет