Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа
Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.
Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 10
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................14
Воспитание воли боксера ........................19
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...22
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..30
Выводы……………………………………….32
Список используемой литературы…………33
объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.
Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое
состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной длительностью.
17
Состояние
психической готовности
обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена.[20]
Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта .Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки.
При диагностике состояния
1)пробы которые
могут быть использованы без
учета специфики каждого вида спорта.
2)пробы специальные
,т.е. отражающие специфику
Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во-первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена , чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак , должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы.
18
В существующей
практике диагностики состояния
психической готовности к соревнованию
используются следующие методы.
Для определения трезвой уверенности в своих
силах : ассоциативный эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко), теппинг тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня эмоционального возбуждения :
“максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев)
Для
определения
Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно-
вдвое быстрее”,
или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),
Целесообразно
уточнить, что если в определении
и анализе психической готовности к соревнованию,в
диагностике пробелов в этом состоянии,
в выяснении их этиологии, основная роль
в совместных усилиях тренера и психолога
принадлежит психологу ,то когда речь
идет о путях и средствах психологической
подготовки к соревнованию ,о путях и средствах
преодоления
19
пробелов в
психической подготовленности спортсменов,
ведущее положение занимает тренер.[11]
1.4 Воспитание воли боксера
Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Воспитание
воли боксера –одна из
мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.
Развитие воли спортсмена
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.
Следует убеждать боксеров, что
даже самый средний боксер, не
обладающий богатыми
20
сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса очень много.
Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли.
Боксера необходимо
убедить в том, что для достижения
мастерства и успеха на ринге нужно
научиться управлять своим
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика
воспитания у боксеров волевых
качеств предусматривает
Для
того чтобы стимулировать
Их можно разделить
на 2 группы : методы словесного и
методы смешанного воздействия .
К методам словесного воздействия относятся:
разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования,
приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др.
21
К методам смешанного воздействия относятся:
поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах действия , специальные упражнения для самонастройки , упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .
Эффективность
методов словесного
правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он может
поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому , чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.
Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.
Надо
всегда иметь ввиду, что
22
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров
Психологическая
подготовка боксеров должна
Задача данной главы
является показать научно обоснованные
и разработанные приемы сознательного
регулирования собственных эмоциональных
состояний с помощью специальных упражнений
, приемов , которыми должны быть обучены
спортсмены в процессе психологической
подготовки.
2.1 Организация работы психолога
Психолог , начинающий
работать с командой боксеров
, нередко сталкивается с рядом
трудностей . Они возникают из-за
того , что психолог , правило , не
может присутствовать в
Настоящим
и серьезным помощником
спортивного мастерства
, и воспитатель , а значит , не может
не быть психологом.
23
Он должен систематически , целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения контролировать
себя , применять
индивидуально значимые методы само
регуляции психического состояния
, вводить в особое психическое состояние
, в котором наиболее полно реализуют физические
и технические возможности .
Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию
неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).
Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.
Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров:
В этой беседе излагаются
основные задачи психорегуляции и рассматриваются
плановые варианты подготовки команды
и отдельных спортсменов.
24
2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах
В беседе
с тренерами намечаются
Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.