Психология подготовки боксёра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.

Содержание

Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 10
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................14
Воспитание воли боксера ........................19


Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...22
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..30
Выводы……………………………………….32
Список используемой литературы…………33

Работа содержит 1 файл

Подготовка боксёра.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

объективно судить о психическом состоянии и  ее динамике у спортсмена.

Состояние психической  готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу,  и как всякое психическое

состояние является временным , т.е. характеризуется той  или иной длительностью.

   

17

   Состояние  психической готовности возникает  не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и

обучения спортсменов  в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в  процессе направленной психологической  подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена.[20]

Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта .Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки.

      При диагностике состояния психической  готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки , входящие в синдром этого состояния ,и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов .В такой комплекс следует включить: 

1)пробы которые  могут быть использованы без  учета специфики каждого вида спорта. 

2)пробы специальные  ,т.е. отражающие специфику бокса  . 

    Диагностика этого состояния связанна с соблюдением  ряда условий , во-первых, необходимо чтобы  диагностические пробы стали  привычными для спортсмена , чтобы  был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак , должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы.

    18

      В существующей практике диагностики состояния  психической готовности к соревнованию используются следующие методы. 

     Для определения  трезвой уверенности в своих

    силах : ассоциативный  эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для  установления уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко),  теппинг  тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня эмоционального возбуждения :

  1. треморометрия (Ю.Я.Кисилев)
  2. реакция на время (В.Н.Петрович)
  3. теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”,

    “максимально  быстро”(Ю.Я.Кисилев)

        Для  определения помехоустойчивости:тесты  Бурдени –Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов)

Для выяснения  возможности произвольной регуляции  двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно-

    вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей модификации  “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально быстро”, “в удобном темпе”.[10] 

    Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах преодоления  

    19

    пробелов в  психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.[11]  
     
     
     

1.4  Воспитание  воли боксера

      

      Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями,  которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

   Воспитание  воли боксера –одна из центральных,  узловых проблем современной  тренировки. Важнейшие задачи волевой  подготовки боксера- научить его  максимально

мобилизовать  волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным  состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.

      Развитие воли спортсмена неотделимо  от его общего интеллекта и  воспитания.

      Практически для решения задач  волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.

      Следует убеждать боксеров, что  даже самый средний боксер, не  обладающий богатыми физическими  данными и еще недостаточно  владеющий техникой и тактикой бокса,

20

сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса очень  много.

      
 

Выработав серьезное  отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли.

Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно  научиться управлять своим настроением  и чувствами, самокритично относится  к поражениям на ринге , в недостатках  в технике и тактике не обвинять тренера , судей и окружающих.

      Стремление  к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования  качеств воли.

  Методика  воспитания у боксеров волевых  качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей , которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.

     Для  того чтобы стимулировать волевые  усилия боксера на преодоление  все возрастающих трудностей , в  тренировке применяется ряд методов  психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.

Их можно разделить  на 2 группы : методы словесного  и  методы смешанного воздействия . 

К методам словесного воздействия относятся:

разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования,  

приказ , примеры  из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др.

21

К методам смешанного воздействия относятся:

поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах  действия , специальные упражнения для самонастройки , упражнения для  отвлечения от неприятных мыслей .

    Эффективность  методов словесного воздействия  , зависит во многом от авторитета  тренера , его умения подобрать  нужные слова и примеры, оказывающие  на них,эмоциональное влияние  ,логичности и образности речи

 правильности  замечаний.

Применяя методы смешанного  воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он может

поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях  в печати.

     Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому , чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.

    Умение  тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.

    Надо  всегда иметь ввиду, что формирование  волевых качеств у боксеров- то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки спортсменов.[23] 
 
 

  

22 

Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров

 

     Психологическая  подготовка боксеров должна включать  средства и методы формирования  у них сознательно регулировать  свои эмоциональные состояния  в связи с условиями соревнований. 

Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки. 
 

 

2.1 Организация  работы психолога

  Психолог , начинающий  работать с командой боксеров , нередко сталкивается с рядом  трудностей . Они возникают из-за  того , что психолог , правило , не  может присутствовать в команде  на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако , если он работает с ними достаточно долго , ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать свою работу его органической составной частью.

    Настоящим  и серьезным помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы

спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может  не быть психологом. 
 

23

Он должен систематически , целенаправленно  руководить психологической подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения контролировать

себя , применять  индивидуально значимые методы само регуляции психического состояния , вводить в особое психическое состояние , в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности . 

Поэтому главная  задача профессионального психолога  –быть нужным в первую очередь  тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию

 неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).

Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.

   Выделим  этапы вхождения психолога в  команду боксеров:

  1. Разъяснительная беседа со старшим тренером.

В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются  плановые варианты подготовки команды  и отдельных спортсменов. 
 
 

24

2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах

   В беседе  с тренерами намечаются спортсмены  которых тренеры выделяют для  перспективной подготовки и которые  нуждаются в оперативной психорегуляции.

Согласуется форма  беседы тренера со спортсменами о  важности и необходимости мероприятий  по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.

Информация о работе Психология подготовки боксёра