Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний.

Содержание

Введение
1. Особенности бюджета времени студентов.
2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов.
3. Динамика умственной работоспособности.
4. Условия высокой продуктивности учебного труда студентов.
5. Нормирование двигательной активности студентов.
6 .Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности.
7.Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.
8. Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения.
9. Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности.
10. Использование средств физической культуры и спорта в свободное время.
11.Использование средств физической культуры и спорта в оздоровительно-спортивных лагерях.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТНЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 

 

 

8. Методические основы использования   средств  физической культуры  и спорта в процессе обучения 

 

 

 

В процессе умственной деятельности студентов основными видами активного  отдыха являются кратковременные физические упражнения.

 

Физкультурная пауза-это организованное выполнение физических упражнений в  режиме учебного дня, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления и способствующее поддержанию высокой работоспособности  без перенапряжения,  исследования показывают, что использование 5-10-минутных физкультурных пауз оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности студентов, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физкультурную паузу следует проводить после 4 часов учебных  занятий (101)в периоды, когда близятся или проявляются первые признаки   утомления, Необходимо учитывать, что снижен е работоспособности тем больше, чем сложнее изучаемый материал и младше курс обучения.

 

Физкультурные паузы необходимо проводить  в хорошо проветренных помещениях. Физические упражнения подбираются так, чтобы они активизировали работу систем, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Помимо физкультурных пауз в процессе умственной работы, особенно при самоподготовке, целесообразно  выполнять специальные позо-тонические  упражнения. При помощи позотонических упражнений в работу в положении сидя включается скелетная мускулатура. При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными    сокращениями отдельных мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук). В целях повышения тонуса работоспособности головного мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения целесообразно через каждые 30-60 минут регулярно выполнять микродозы позотонических упражнений продолжительностью 1—1,5 минуты на рабочем месте сидя.  Через каждые 2 часа рекомендуется выполнять 1-минутные динамические упражнения, например, бег на месте, уделяя внимание ритмичному, достаточно глубокому дыханию.

 

9. Учебные и самостоятельные   занятия студентов по физическому  воспитанию в режиме  учебно-трудовой  деятельности

 

 

 

Для рационального использования  средств физической культуры и спорта в системе учебных занятий и самоподготовки студентов необходимо   учитывать ряд методических положений, определяющих эффективное сочетание двигательных нагрузок с состоянием умственной работоспособности студентов.

Периодика изменений умственной работоспособности студентов на

 различных этапах учебного  года является объективным фактором, учет

 которого необходим для эффективной  организации работы по физическому  воспитанию.

Лучший эффект в развитии основных физических  качеств у студентов

 может быть достигнут, если  в первой половине каждого  семестра на

 учебных и самостоятельных   занятиях используются физические 

 

 упражнения с преимущественной (до 70-75%)  направленностью на развитие  скоростных, скоростно-силовых качеств  и скоростной выносливости при нагрузках с интенсивностью (по частоте сердечных сокращений - ЧСС)  120-180 ударов в минуту, а во второй половине  каждого семестра -  с преимущественной (до 70-75%)  направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с умеренной интенсивностью (ЧСС-120-150 ударов в минуту).  Занятия, построенные на основе такого планирования, оказывают стимулирующее влияние и на умственную работоспособность студентов, повышают общее самочувствие студентов, способствуя, тем самым, лучшему усвоению учебного материала.

 

3.   При планировании и организации  учебных и самостоятельных

 занятий по физическому воспитанию  в учебном дне в период 

 врабатывания (утренние часы - нулевая  или первая учебная пара) предпочтительно  использование нагрузок малой  (ЧCC-110-I30 ударов в минуту, моторная плотность - до 50%)  или средний интенсивности (ЧСС-130--160 ударов в минуту, моторная плотность -от 50 до 65%). Такие

 

занятия обеспечивают сокращение периода  врабатывания в учебном

 труде, стимулируют и удлиняют  период высокой работоспособности.

 Планирование занятий с такими  нагрузками в период высокой 

 работоспособности (вторая учебная  пара часов;  способствует ее 

 сохранению до конца учебно-трудового  дня, включая период самоподготовки.

 Использование занятий в  период снижения работоспособности  обеспечивает длительно выраженный эффект последствия лишь при   нагрузках средней интенсивности  Занятия с нагрузками большой интенсивности (ЧСС - свыше 160 ударов в минуту, моторная плотность - свыше 65%) рекомендуется планировать на последние часы учебного расписания, так как их проведение для недостаточно тренированных к высоким нагрузкам студентов может повлечь снижение умственной  работоспособности, лишь через 4-5 часов после больших нагрузок такие студенты могут приступать к продуктивной самоподготовке. Поэтому планирование таких занятий в дни напряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная работа и др.) нежелательно.

 

4. При двух  занятиях в неделю  взаимодействие двигательных нагрузок  с умственной работоспособностью имеет следующие закономерности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий со средней интенсивностью с интервалом в 1,2,3 дня. Так же положительный эффект, но вдвое меньший, имеет место при чередовании одного занятия со средней, а другого-с малой интенсивностью. В обоих случаях лучший эффект на умственную работоспособность оказывают занятия, проводимые с интервалом в один день.

 

Использование двух занятий в неделю для малотренированных студентов  с большими по интенсивности нагрузками, при любых интервалах отдыха существенно снижает умственную работоспособность в недельном цикле. Сочетание занятий с большой физической нагрузкой в начале, с малыми и средними нагрузками во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на умственную работоспособность лишь в конце учебно-трудовой недели. Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, в организацию занятий могут быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше устойчивость умственной работоспособности к физическим нагрузкам.

 

Игровые виды спорта, а так же виды, связанные с единоборством, при  прочих равных условиях ,предъявляют  более высокие требования к психике, нежели другие виды. Это  обусловлено  быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их быстрой оценки и организации    соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени

 

         Поэтому  высокое психическое напряжение, сопутствующее таким занятиям, снижает  умственную работоспособность. Вместе с тем непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют работоспособность. Положительное последствие занятий физическими упражнениями и спортом в большей мере проявляется в том случае, когда содержание используемых упражнений достаточно разнообразно и они не носят    монотонного характера.

 

В период зачетно - экзаменационных  сессий организация занятий и  использование физических упражнений имеют свою специфику. Прежде всего, они должны быть неотъемлемой частью организации здорового образа жизни, и вместе с ежедневной утренней гимнастикой, пребыванием на свежем воздухе до 1,5 часов в день,  с правильной организаций сна и питания содействовать успешному подведению  итогов учебного труда.

 

С этой целью занятия (индивидуальные и групповые) можно проводить 2 раза в неделю, преимущественно на свежем воздухе, с объемом и интенсивностью сниженными до 60-70% от обычного уровня. Высокоинтенсивные упражнения, используемые в значительном объеме, резко    снижают эффект активного отдыха у малотренированных студентов вследствие суммации напряжения от умственной и физической деятельности. Следует учитывать и благоприятное действие на утомленных учебным трудом студентов циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, велосипед и т.д.) умеренной интенсивности. Этот эффект тем выше, чем больше мышечных систем вовлекается в  активную деятельность.  После экзамена с целью ускорения восстановительных процессов и снятия нервного напряжения полезно выполнение умеренных циклических нагрузок до потоотделения.

 

Таким образом, направленность занятий  и использование физических упражнений в зачетно - экзаменационный период можно характеризовать как профилактическую,  а для    занимающихся спортом - как поддерживающую уровень двигательной подготовленности (тренированности)

 

 

 

10. Использование средств физической  культуры и спорта в свободное  время

 

 Здоровый образ жизни студента  подразумевает ежедневное выполнение  комплекса двигательных действий  и гигиенических мероприятий,  обеспечивающих как необходимую дозу двигательной активности, так и возможности полноценного выполнения учебно-трудовых и общественных функций. Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики (зарядки)f выполнение которой в течение 20-30 минут и более на воздухе является существенным резервом совершенствования двигательной и функциональной сферы организма. Учитывая недостаточное время пребывания на свежем воздухе, желательно   путь от места жительства к месту учебы и обратно выполнять пешком. Трудовой день студентам также   желательно завершать перед сном 20-30-минутной прогулкой. Если учебные занятия в вузе проходят в первую смену, то самостоятельные занятия физическими упражнениями (в том числе и учебно-тренировочные) целесообразно выполнять до 19-20 часов, при занятиях во вторую смену-до 13 часов.

 

В целом следует учесть, что занятия  физическими упражнениями целесообразны  в любое время дня с учетом интенсивности, объема, характера, используемых упражнений, текущего состояния организма  и взаимодействия   влияния  этих факторов на учебно-трудовую деятельность студентов. Выходной, свободный от учебных  занятий день, должен быть в большей мере насыщен оздоровительно-физкультурными и спортивными мероприятиями»чем другие дни.  Особенно полезны загородные прогулки, однодневные туристические походы и другие индивидуальные и коллективные мероприятия, организуемые на свежем воздухе, за городом.

 

 

 

11. Использование средств физической  культуры и спорта в оздоровительно -  спортивных лагерях

 

 Расположение таких лагерей  на природе, возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных факторов внешней среды)   обеспечивают их высокий оздоровительный и закаливающий аффект. Пребывание в лагере способствует ускорение восстановительных процессов после напряженных экзаменационных сессий, обеспечивает повышенную работоспособность к началу очередного семестра и года.

 

Вместе с тем следует учитывать, что в лагере ежедневно проводятся разнообразные физкультурные и  спортивные мероприятия, общая продолжительность  которых составляет в среднем 4-5 часов в день, Поэтому планировать эти мероприятия следует так, чтобы интенсивность их проведения в первую неделю была преимущественно небольшой (ЧСС - до 130 ударов в минуту)  и, постепенно повышаясь в дальнейшем достигала наибольших значений во второй  трети лагерной смены. К окончанию лагерной смены интенсивность тренировочной нагрузки несколько снижается.

 

Тренировочные занятия должны быть продолжены в вузе или самостоятельно.


Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ