Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2
1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………… …… 4
2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………… ..6
3.Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии…………………………..…………………….……… …9
4. Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления…11
5.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………………………………………………13
6.Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов…………………………………………………………………………….15
7. Повышение эффективности учебного труда студентов………………...18
Заключение………………………………………...……………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
Позитивный характер изменений
умственной работоспособности
7.
Повышение эффективности
учебного труда
студентов
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Занятия
с нагрузками средней интенсивности
обеспечивают наибольший подъем уровня
работоспособности до конца учебно-трудового
дня, включая время самоподготовки.
В течение учебной недели положительное
воздействие таких занятий
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:
1-й
вариант - занятия проводятся
раз в неделю после сдачи
экзаменов. Продолжительность - 90
мин. Содержание - плавание, спортивные
игры, легкоатлетические и
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;
4-й
вариант - ежедневные занятия
по 60-70 мин. умеренной интенсивности,
в содержание которых
5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.
Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.
При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности приведены в табл. 9.3.
Градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается.
При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.
Нецелесообразно
изучать технику новых
8. Заключение
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный
характер изменений умственной работоспособности
достигается во многом при адекватном
для каждого индивида использовании средств
физической культуры, методов и режимов
воздействия. Обобщенными характеристиками
эффективного внедрения средств физической
культуры в учебный процесс, обеспечивающих
состояние высокой работоспособности
студентов в учебно-трудовой деятельности,
являются: длительное сохранение работоспособности
в учебном труде; ускоренная врабатываемость;
способность к ускоренному восстановлению;
малая вариабельность функций, несущих
основную нагрузку в различных видах учебного
труда; эмоциональная и волевая устойчивость
к сбивающим факторам, средняя выраженность
эмоционального фона; снижение физиологической
стоимости учебного труда на единицу работы.
Список литературы