Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2
1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………… …… 4
2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………… ..6
3.Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии…………………………..…………………….……… …9
4. Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления…11
5.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………………………………………………13
6.Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов…………………………………………………………………………….15
7. Повышение эффективности учебного труда студентов………………...18
Заключение………………………………………...……………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Физкультура.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

        Позитивный характер изменений  умственной работоспособности достигается  во многом при адекватном для  каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Повышение эффективности  учебного труда  студентов 

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом  и физическим совершенствованием. Этому  требованию должно отвечать такое ис­пользование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

     В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

     Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

     Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий физическими  упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности  и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

     Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового  дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное  воздействие таких занятий сохраняется  на протяжении последую­щих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

     Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень  умственной работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень  возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

     Проведенные исследования позволяют рассмотреть  ряд вариантов проведения занятий  в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает  положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние студентов:

     1-й  вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные  игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

     2-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

     3-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. по возможности после  экзамена. Их содержание включает  общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

     4-й  вариант - ежедневные занятия  по 60-70 мин. умеренной интенсивности,  в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

     5-й  вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в  экзаменационный период. Его содержание  охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

     Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные  игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

     При проведении исследований наблюдались  три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации  жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й  группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном  сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение  сессии сохраняла комплексно упорядоченный  образ жизни. Полученные во время  весенней сессии данные об изменении  умственной работоспособности приведены  в табл. 9.3.

     Градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается.

     При проведении учебно-тренировочных занятий  в период экзаменов следует снижать  их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

     Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Заключение

    Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

    Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. /Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
  2. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие./Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
  3. Социально-биологические   основы   физической   культуры.   Учебное пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
  4. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
  5. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива. МГСУ, J997.
  6. Основы  здорового  образа  жизни.   Учебное  пособие.   / Под  ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
  7. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и функциональным    состоянием    организма    в    процессе    занятий 
    физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под 
    ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
  8. Методические подходы к проведению занятий со студентами по 
    лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное 
    пособие. / Под ред   М.М.Щепотова, В.В.Садовского, М.В.Вдовина. 
    Пензенская ГАСА, 1999.
  9. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под 
    ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
  10. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ, 2000

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов