Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2
1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………… …… 4
2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………… ..6
3.Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии…………………………..…………………….……… …9
4. Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления…11
5.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………………………………………………13
6.Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов…………………………………………………………………………….15
7. Повышение эффективности учебного труда студентов………………...18
Заключение………………………………………...……………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Физкультура.docx

— 55.09 Кб (Скачать)
 

   СОДЕРЖАНИЕ

                                     стр

   Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2

   1.Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и  учебного труда  студентов………………………………… …… 4 

   2.Динамика  работоспособности  студентов в учебном  году                                и факторы, ее  определяющие……………………………………………………  ..6 

   3.Основные  причины изменения  состояния студентов  в период экзаменационной  сессии…………………………..…………………….……… …9 

   4. Критерии нервно  эмоционального и  психофизического  утомления…11 

   5.Особенности  использования средств  физической культуры  для оптимизации  работоспособности…………………………………………………13 

   6.Профилактика  нервно-эмоционального  и психофизического  утомления студентов…………………………………………………………………………….15 

   7. Повышение эффективности  учебного труда  студентов………………...18 

   Заключение………………………………………...……………………………21

   Список  литературы…………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. Основные понятия

Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление- временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление- накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.) 

Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и  учебного труда  студентов 

     Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных  возможностей, сопротивляемости организма  человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие  широкого перечня отрицательных  диагнозов ведут к существенному  снижению эффективности обучения и  дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

     Снижение  умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а  также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах  продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

      Обучение  в высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных  сессий до пределов возможного.

      Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников  вузов является активная учебно-трудовая  и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой  сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым  относятся:

  1. противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
  2. между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
  3. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

     Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное  напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии  студентов.

     Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием своей  личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного  развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями  для напряженного учебного труда.

     Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые  сказываются порой весьма существенно на учебе  психоэмоциональном состоянии студентов.

     К ним относятся целый ряд обстоятельств  студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

  1. Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом
  2. Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива
  3. Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».
  4. Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

     Особенно  в затруднительном положении  оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную  работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой –  само по себе преодоление новизны  условий учебной работы требует  значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую  систему жизнедеятельности может  сопровождаться нервным напряжением  излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством  и т.д.

     На  психофизическом состоянии студентов  отражаются также субъективные и  объективные факторы. К объективным  факторам относятся возраст, пол, состояние  здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень  знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую  устойчивость, личностные качества (характер, темперамент,  коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и  тому подобное.

     Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая  при изучении многочисленных учебных  дисциплин, научный уровень и  информационный объем, которых все  время возрастает.

     Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный  период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующийся повышенной ответственности с элементом  напряженности. Отрицательное воздействие  на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер. 
 
 
 
 
 
 

2. Динамика работоспособности  студентов в учебном году и факторы, ее определяющие 

     Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных  лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

     Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

     Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются  в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.  

Учебный день

     Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они  не могут сразу сосредоточиться  и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает  оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными  колебаниями.

     Период  оптимальной (устойчивой) работоспособности  имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние  студентов характеризуется изменениями  функций организма, адекватных той  учебной деятельности, которая выполняется.

     Третий  период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных  признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной  мотивацией.

     В четвертом периоде наступает  неустойчивая компенсация, нарастает  утомление, наблюдаются колебания  волевого усилия, а также колебания  продуктивности учебной деятельности.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов