Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2
1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………… …… 4
2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………… ..6
3.Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии…………………………..…………………….……… …9
4. Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления…11
5.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………………………………………………13
6.Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов…………………………………………………………………………….15
7. Повышение эффективности учебного труда студентов………………...18
Заключение………………………………………...……………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.
Учебный
день студента кроме аудиторных занятий
включает самоподготовку. Наличие второго
подъема работоспособности
Вариантность
изменения отдельных сторон работоспособности
обусловлены и тем, что учебная
деятельность студентов характеризуется
постоянным переключением различных
видов умственной деятельности (лекции,
семинары, лабораторные занятия и
другие)
8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
Учебные
занятия |
Отдых | Самоподготовка |
Рис.1
Работоспособность
студентов в течение
учебного дня
Учебная неделя
Динамика
умственной работоспособности в
учебном недельном цикле
Типичная
кривая работоспособности может
изменяться при наличии фактора
нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего
работу в различные дни недели.
Такими факторами могут быть выполнение
контрольной работы, участие в
коллоквиуме, подготовка и сдача
зачета.
пн | вт | ср | чт | пт | сб |
Рис 2.
Работоспособность
студентов в учебной
неделе. Пунктиром
отмечено явление
конечного порыва
Учебный семестр и учебный год
В
начале учебного года в течение 3-3,5
недель наблюдается период врабатывания,
сопровождаемый постепенным повышением
уровня работоспособности. Затем на
протяжении 2-2,5 месяцев наступает
период устойчивой работоспособности.
В конце семестра, когда студенты
готовятся и сдают зачеты, работоспособность
начинает снижаться. В период экзаменов
снижение кривой работоспособности
усиливается. В период зимних каникул
работоспособность
Начало
второго полугодия также
начало | конец | каникулы | середина | экзамены | ||||||||||||||
середина | экзамены | начало | конец | каникулы |
1 полугодие | 2 полугодие |
Рис 3.
Изменение умственной (сплошная
линия) и физической (пунктир)
работоспособности
студентов в учебном
году.
3.
Основные причины
изменения состояния
студентов в период
экзаменационной
сессии
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Результаты
исследований свидетельствуют о
том, что здоровье человека напрямую
связано с его
Сразу
после экзаменационной сессии наблюдается
снижение общего функционального состояния,
толерантности организма к
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.
Работоспособность
в большей степени связана
с условиями труда. Для возникновения
и развития сердечно-сосудистых заболеваний,
астении, неврозоподобных синдромов, неврозов,
заболеваний опорно-двигательного аппарата
вполне достаточно негативного воздействия
учебной деятельности, а в дальнейшем
фактора «сидячих» профессий. В то же время
нельзя исключить появления этих заболеваний
и при воздействии других факторов внеучебного
и внепроизводственного характера.
4.
Критерии нервно
эмоционального и
психофизического
утомления
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.
Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать следующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения.
Образ
жизни и учебно-трудовая деятельность
за последние годы настолько изменились,
что приспособительно-
В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:
Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.
Повышение профессионального мастерства способствует нетолько повышению работоспособности специалиста, но и уменьшению эмоциональной напряженности. Например, иногда неудачи в учебе возникают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реализовать свои знания.
Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.
Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.
Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.
Создание
условий для возникновения
В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключительные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чередования вызывает расстройство сна.
Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.