Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение. Основные понятия………………………………………… … ….. .2
1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………… …… 4
2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………… ..6
3.Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии…………………………..…………………….……… …9
4. Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления…11
5.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………………………………………………13
6.Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов…………………………………………………………………………….15
7. Повышение эффективности учебного труда студентов………………...18
Заключение………………………………………...……………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Физкультура.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

     В пятом периоде начинается прогрессивное  снижение работоспособности, которая  перед окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

     При дальнейшем продолжении работы в  шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей  доминанты.

     Учебный день студента кроме аудиторных занятий  включает самоподготовку. Наличие второго  подъема работоспособности объясняется  не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.

     Вариантность  изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлены и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и  другие) 
 

      8       10       12       14       16       18       20       22       24
      
Учебные

занятия

Отдых Самоподготовка

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1 Работоспособность  студентов в течение  учебного дня 
 

Учебная неделя

     Динамика  умственной работоспособности в  учебном недельном цикле характеризуется  наличием периода врабатывания в  начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние  дни недели. В некоторых случаях  отмечается ее подъем, что связывают  с явлением «конечного порыва».

      Типичная  кривая работоспособности может  изменяться при наличии фактора  нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего  работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в  коллоквиуме, подготовка и сдача  зачета. 
 

 
 
 
 

пн вт ср чт пт сб
 
 

Рис 2. Работоспособность  студентов в учебной  неделе. Пунктиром  отмечено явление  конечного порыва 

Учебный семестр и учебный  год

      В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает  период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность  начинает снижаться. В период экзаменов  снижение кривой работоспособности  усиливается. В период зимних каникул  работоспособность восстанавливается  к исходному уровню, а если отдых  сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности

     Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления

 
 
 
 
 

начало   конец   каникулы   середина   экзамены  
  середина   экзамены   начало   конец   каникулы

 

     1 полугодие      2 полугодие
      
 

Рис 3.  Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности  студентов в учебном  году. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные причины  изменения состояния  студентов в период  экзаменационной  сессии 

      Два месяца в году у студентов связаны  с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

      Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студентов.

      Сразу после экзаменационной сессии наблюдается  снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение  профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить  следующим образом: сам учебный  процесс с нарастанием его  интенсификации к экзаменационной  сессии является мощным тренингом к  стимуляции долговременной и оперативной  памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим  повысить резервы интеллектуального  труда. В то же время, к началу экзаменационной  сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние  увеличения интоксикации никотином, временной  тонизации посредством тонина и  кофеина при повышенном потреблении  крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому  утомлению. 

      Обучение  в высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных  напряжений, доходящих в период экзаменационной  сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.

     Работоспособность в большей степени связана  с условиями труда. Для возникновения  и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Критерии нервно  эмоционального и  психофизического  утомления 

     Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

     Особое  внимание следует обратить на то, что  обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать следующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения.

     Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между психофизиологическими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся чрезвычайно сильными, эмоционально насыщенными и принимают хронический характер.

     В настоящее время физиология труда  располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

     Высокий уровень физической  подготовленности  определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

     Повышение профессионального мастерства способствует    нетолько повышению работоспособности специалиста,    но и уменьшению эмоциональной    напряженности.  Например, иногда неудачи в учебе возникают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реализовать свои знания.

     Поддержание  ритмичности   учебной   нагрузки.   Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

     Выработка у людей с детского возраста   четкого   убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.

     Правильное  психогигиеническое, эстетическое и  этическое воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.

     Создание  условий для возникновения положительных  эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое   значение имеет характер отдыха,   способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.

     В вопросе изучения сна за последние  годы достигнуты исключительные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чередования вызывает расстройство сна.

     Изучение  феномена сна в физиологии труда  приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов