Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:06, реферат
Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: - противоречия между большим объемом учебной и научной ин формации, и, дефицитом времени на ее освоение; - между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; - между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов. Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения.
1. Введение. Основные понятия
2 . Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
6. Заключение
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный. Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки.
В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает. Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели.
Лишь в конце
ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют
рассмотреть ряд вариантов
Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.; 4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения.
После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений; 5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй.
По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности приведены в табл. 9.3. Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе.
Это свидетельствует
о том, что только при комплексно
упорядоченном образе жизни нормализуется
процесс восстановления работоспособности
в течение дня и недели. Если
же ДА оптимально организована, но не связана
с общей структурой жизнедеятельности,
полноценное оздоровление условий
жизни студентов в период экзаменов
не обеспечивается. При проведении
учебно-тренировочных занятий
6. Заключение
Динамика учебного
процесса с его неравномерностью
распределения нагрузок и интенсификацией
во время экзаменационной сессии
является своего рода испытанием организма
студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным
нагрузкам, возрастает негативное влияние
гиподинамики, нарушений режимов
труда и отдыха, сна и питания,
интоксикации организма из-за вредных
привычек; возникает состояние общего
утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной
работоспособности достигается
во многом при адекватном для каждого
индивида использовании средств
физической культуры, методов и режимов
воздействия. Обобщенными характеристиками
эффективного внедрения средств
физической культуры в учебный процесс,
обеспечивающих состояние высокой
работоспособности студентов в
учебно-трудовой деятельности, являются:
длительное сохранение работоспособности
в учебном труде; ускоренная врабатываемость;
способность к ускоренному
Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности