Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:06, реферат

Описание работы

Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: - противоречия между большим объемом учебной и научной ин формации, и, дефицитом времени на ее освоение; - между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; - между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов. Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения.

Содержание

1. Введение. Основные понятия

2 . Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Динамика работоспособности  в течение рабочего дня характеризуется  тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате  наступившего утомления. Полученные материалы свидетельствуют  о том, что проведение занятий  физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в  начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2   часа) повышение работоспособности  и   поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности  постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный  эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный. Занятия  с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового  дня, включая время самоподготовки.

В течение учебной  недели положительное воздействие  таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после  чего оно постепенно затухает. Использование  в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень  умственной работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень  возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких  нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели.

Лишь в конце  ее наблюдается восстановление работоспособности. Проведенные исследования позволяют  рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает  положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние  студентов: 1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические  и общеразвивающие упражнения умеренной  интенсивности; 2-й вариант - два занятия  в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.; 3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена.

Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные  игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.; 4-й  вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в  содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения.

После каждого  экзамена продолжительность занятий  увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений; 5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй.

По желанию  студентов вторая прогулка может  заменяться играми с мячом. Применяемые  во всех вариантах спортивные и подвижные  игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При  проведении исследований наблюдались  три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации  жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й  группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном  сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение  сессии сохраняла комплексно упорядоченный  образ жизни. Полученные во время  весенней сессии данные об изменении  умственной работоспособности приведены  в табл. 9.3. Из таблицы видно, что  градиент снижения работоспособности  под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе.

Это свидетельствует  о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется  процесс восстановления работоспособности  в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана  с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий  жизни студентов в период экзаменов  не обеспечивается. При проведении учебно-тренировочных занятий в  период экзаменов следует снижать  их интенсивность до 60-70% от обычного уровня. Таблица 5.1 Изменение умственной работоспособности студентов за экзаменационный период, к исходному  уровню, принятому за 100%   Период обследования Группы   1-я 2-я 3-я  Сразу после третьего экзамена 23,1 31,4 46,7 На следующий день 80,3 82,2 99,8 Сразу  после завершения всей сессии (четырех  экзаменов) 64,5 78,9 89,4 Через неделю после  сессии 82,3 89,3 100,5       Нецелесообразно  изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать  как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.

6. Заключение

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние  гиподинамики, нарушений режимов  труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных  привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается  во многом при адекватном для каждого  индивида использовании средств  физической культуры, методов и режимов  воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств  физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой  работоспособности студентов в  учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих  основную нагрузку в различных видах  учебного труда; эмоциональная и  волевая устойчивость к сбивающим  факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости  учебного труда на единицу работы.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности