Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:06, реферат

Описание работы

Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: - противоречия между большим объемом учебной и научной ин формации, и, дефицитом времени на ее освоение; - между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; - между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов. Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения.

Содержание

1. Введение. Основные понятия

2 . Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Такое утомление, частичного характера, свойственно  определенным видам умственного  труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным  эффективным отдыхом, особенно связанным  с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым  внешним признакам (табл.3.1). Но может  быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются  не по силам - только безудержно хочется  спать. В таких условиях повышение  умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное  последствие. При систематическом  перенапряжении нервной системы  возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к  ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и  головная боль.

Умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.  

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Работоспособность  в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного конкретного  задания, информация и оценка результатов  по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА. 4.1. Влияние  на работоспособность студентов  периодичности ритмических процессов  в организме Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности  человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под  влиянием экзогенных (связанных с  изменениями внешней среды) и  эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется  в утренние и дневные часы. Они  наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему  режиму обучения студенты. Практически  их биологический ритм совпадает  с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего  не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня  заторможены. Они находятся в  наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов студентов целесообразно  использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ. Аритмики занимают промежуточное положение  между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

4.2. Общие закономерности  изменения работоспособности  студентов в процессе  обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов  претерпевает изменения, которые отчетливо  наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Учебный  день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью  учебного труда. После звонка они  не могут сразу сосредоточиться  и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает  оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет  продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов  характеризуется изменениями функций  организма, адекватных той учебной  деятельности, которая выполняется. Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных  признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной  мотивацией. В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются  колебания волевого усилия, а также  колебания продуктивности учебной  деятельности. В пятом периоде  начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед  окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении  работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности  и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров). Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4). Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности  в недельном учебном цикле  характеризуется наличием периода  враба-тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности  в середине (среда - четверг) и снижением  в последние дни недели. В некоторых  случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.9.5). Типичная кривая работоспособности может  изменяться при наличии фактора  нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего  работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в  коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

Учебный  семестр   и  учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается  период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают  зачеты, работоспособность начинает снижать ся.

В период экзаменов  снижение кривой работоспособности  усиливается. В период зимних каникул  работоспособность восстанавливается  к исходному уровню, а если отдых  сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности. Начало второго  полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность  которого сокращается по сравнению  с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может  быть выше, чем в первом полугодии.

В апреле наблюдаются  признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов  снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс  восстановления отличается более медленным  развитием, вследствие значительной глубины  утомления. 5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального  состояния студентов

Среди мероприятий  направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление  и профилактику психоэмоционального  и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие: - систематическое изучение учебных  предметов студентами в  се местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов; - ритмичную и системную организацию умственного труда; - постоянное поддержание эмоции интереса; - совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств; - организацию рационального режима труда, питания, сна и отды ха; - отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти ков, курения и токсикомании; - ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ ма в состоянии оптимальной физической тренированности; - обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием орга низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. 5.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип  стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий  эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее  эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий  мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное  влияние на состояние мышечной, дыхательной  и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает  тонус всего организма. Во время  активного отдыха эта доминанта  способствует активному протеканию восстановительных процессов. 5.2. "Малые  формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов К "малым  формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся  утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в  учебном труде студентов с  использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для  ускоренного включения студентов  в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное  состояние, усиливает ток крови  и лимфы во всех частях тела и  учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет  продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки  улучшает кровообращение, укрепляет  сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную  системы, улучшает деятельность пищеварительных  органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными  процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой.

Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют  о том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному  в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С  учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин.- после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой    деятельности.

Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутном ее проведении в повышении  работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Микропаузы в учебном труде  студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны  в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия  разнообразных факторов возникают  состояния отвлечения от выполняемой  работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и  др. Наиболее часто подобные явления  наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными  бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1). При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.           Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов  играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. 5.3 Учебные и самостоятельные  занятия по физической культуре в  режиме учебно-трудовой деятельности Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий  для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без  перегрузки и переутомления, в сочетании  с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности  студентов. Обеспечение данной функции  физического воспитания является одной  из ведущих в социальном отношении. В цикле исследований (М.

Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды  учебного труда студентов, когда  наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце  учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности