Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Значение физических упражнений в жизни ребёнка дошкольника

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования физических упражнений как средство профилактики плоскостопия

1.1. Значение физических упражнений в жизни ребёнка дошкольника

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.3. Понятие плоскостопия, виды, причины и профилактика

1.4. Формы работы по физическому воспитанию, используемые в профилактике плоскостопия Глава 2. Содержание практической работы по профилактике плоскостопия

1. Диагностика состояния стопы у детей.
2. Содержание педагогической деятельности по профилактике и коррекции плоскостопия.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Рентгенологическое исследование стоп.

     В некоторых наиболее тяжёлых случаях для уточнения диагноза используется рентгенограмма. Метод основан на определении угла свода стопы и угла наклона пяточной кости. Рентгенограмма расшифровывается врачом. Определение угла свода стопы (боковая проекция рентгенограммы). Первая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с головкой первой кости. Вторая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с центром пяточной кости. Нормальная стопа – угол 90˚. Плоскостопие – угол 100 -120˚ и более.

     Определение угла наклона пяточной кости.

     Первая линия – горизонтальная от подошвенной поверхности пяточной кости. Вторая линия – от этой же точки до пересечения с подошвенной поверхностью 1 – плюсневой кости. Нормальная стопа – угол 16 – 20˚. Плоскостопие – угол 15 – 5 – 0˚.

  1. Износ обуви. Оценка износа обуви является косвенным признаком диагностики плоскостопия («родительская диагностика»). В норме каблук изнашивается посередине и немного снаружи. При плоскостопии преимущественно изнашивается внутренний край каблука.

     Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия.

     Продольное плоскостопие.

  1. степень. Отличаются жалобы на повышенную утомляемость, боли в стопах при длительной вертикальной нагрузке. Походка не изменяется, рессорная функция стопы удовлетворительная. На плантограмме закрашивается 1/3 подсводного пространства. По результатам рентгенологического исследования угол свода стопы до 100˚, угол наклона пяточной кости 11 – 15˚
  2. степень. Боли носят постоянный и интенсивный характер. В патологический процесс вовлекаются мышцы голени. Снижена эластичность походки, увеличивается нагрузка на наружный свод стопы. На плантограмме закрашивается 2/3 подсводного пространства. Угол свода стопы 110˚, угол наклона пяточной кости 6 – 10˚.
  3. Степень. Непроходящие боли во всех отделах нижних конечностей – стопе голени, бедре, в поясничной области. Нарушена рессорная функция стопы. Тяжёлая походка. Стопа и пятка находятся в вальгусном положении. Имеющиеся изменения плохо поддаются коррекции. На плантограмме закрашено всё подсводное пространство. Угол свода стопы 125˚ и больше, угол наклона пяточной кости 5 – 0˚

     Поперечное плоскостопие.

     В норме опорными точками стопы является пятка, головки 1 – й и 5 – й плюсневых костей. При поперечном плоскостопии увеличивается нагрузка на плюсневые кости и появляются отпечатки головок 2 – 3 й плюсневых костей.

     1 степень. Боли под головками 2 – й и 3 – й плюсневых костей.

     2 степень. Усиливающиеся боли. Образуются натоптыши.

     3 степень. Постоянные боли под головками 2 – й и 3 – й плюсневых костей, появление слизистых сумок. Большой палец отклоняется кнаружи из – за подвывиха. Развивается артроз сустава первого пальца. 
 
 
 
 
 
 

     3. Понятие плоскостопия, виды, причины и профилактика 

     Ведущим принципом государственной политики в области образования, обозначенным в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г., провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Данное положение подчеркивает особую значимость здоровья для человека, его социального и личностного развития и определяет ведущую роль образовательных учреждений в этом процессе. Значение занятий физической культурой для укрепления здоровья людей общеизвестно и не вызывает сомнений, поэтому одной из основных групп задач, решаемых в процессе физкультурного образования детей, являются оздоровительные, в частности профилактика различных заболеваний.

     Общеизвестно, что достижение успеха в учебно-воспитательном процессе в современных учебных  заведениях непосредственно зависит  от степени организации этого  процесса как целенаправленной системы, в которой все компоненты подчинены единой цели. Отсутствие на практике системной организации учебно-воспитательного процесса, разрозненность его элементов (как, впрочем, и фрагментарность педагогических исследований, когда вопрос решается вне общей системы воспитания и обучения) приводит к низкому уровню результатов [1].

     Изучение  научно-методической литературы показало, что долгое время научное обеспечение  решения оздоровительных задач  в процессе физкультурного образования  шло по пути собирания отдельных  элементов из различных оздоровительных технологий, не меняющих системы коренным образом. Создалась некая их совокупность, не представляющая собой ни целостности, ни оригинальности. Так, решение проблемы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) детей осуществляется путем разработки отдельных методик различной направленности без учета возможности их использования в учебном процессе.

     Современный этап развития науки характеризуется  преобладанием процессов интеграции над процессами дифференциации [3]. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии научно-педагогического знания. Несмотря на то что появление различных интегративных тенденций в содержании образования отмечается еще с начала ХХ в., интеграция в педагогике как фундаментальное системообразующее научное понятие возникает только в начале 80-х гг. прошлого века [2].

     В философском контексте интеграция выступает как "сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов" (Философский энциклопедический словарь, 1983). Таким образом, интеграция - это не просто суммирование элементов, а их неразрывное единение, образующее новое качественное состояние, устойчивую целостную динамическую систему.

     На  наш взгляд, решить существующее противоречие между потребностью общества в здоровых гражданах и неэффективностью существующей системы физкультурного образования детей в решении оздоровительных задач, в частности профилактики заболеваний, возможно в том случае, если в основу данного процесса будет положен принцип интеграции. Повышение эффективности профилактики нарушений ОДА детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретет характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательный процесс. В то же время создание и функционирование данной системы должно происходить на основе вполне определенной концепции. Поэтому для того чтобы раскрыть содержательный смысл рассматриваемого процесса, необходимо определить его место в общей системе физкультурного образования, его сущность и механизм взаимодействия.

     Кроме того, концептуальные основы нашей  системы будут представлены целью, задачами, принципами и основными  положениями, регламентирующими процесс  профилактики нарушений ОДА в ходе обязательных занятий физической культурой.

     Для того чтобы ответить на вопрос: "Какой  же должна быть работа по профилактике нарушений ОДА?", сначала необходимо выяснить, что подразумевается под  понятием "профилактика". Согласно БСЭ профилактика в переводе с греческого означает предохранение. С медицинской точки зрения, профилактика - это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболевания человека. В психолого-педагогической литературе понятие "профилактика" трактуется как предотвращение процесса, явления или действия, имеющего негативное личностное, социальное или медицинское последствие.

     Таким образом, под профилактикой нарушений  ОДА детей в процессе обязательных занятий физической культурой мы понимаем комплекс образовательных мероприятий, направленный на предупреждение появления нарушений осанки и плоскостопия у детей.

     Это определение - принципиальный момент нашей  концепции, так как разработанная  нами система профилактики не предусматривает  коррекционных мероприятий, не направлена на устранение имеющихся нарушений и дефектов ОДА детей, не учитывает характера и степени имеющихся нарушений и разработана для включения ее в обязательные занятия по физической культуре с детьми основной и подготовительной медицинских групп.

     Целями  концепции были разработка и обоснование  интеграции профилактики нарушений  ОДА детей дошкольного и младшего школьного возраста в процесс  физкультурного образования.

     Важнейшая проблема разработки системы профилактики нарушений ОДА детей - разработка ее структуры.

     Поскольку система профилактики нарушений  ОДА является подсистемой системы  физкультурного образования, то, создавая целостное представление о ней, ее следует рассматривать:

     - во-первых, как длительный процесс,  как совокупность звеньев образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность в обучении. В соответствии с этим профилактика нарушения ОДА должна осуществляться на всех ступенях физкультурного образования, но наиболее важно проведение работы в данном направлении именно на ступени дошкольного и начального школьного образования. Это обусловлено тем, что в данном периоде формируются изгибы позвоночника и сводов стоп, а следовательно, он наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Кроме того, наибольшее количество нарушений осанки и сводов стоп отмечается в среднем школьном возрасте, и значит, основная профилактическая работа должна проводиться до его наступления;

     - во-вторых, как подсистему системы  физкультурного образования со  всеми присущими ей элементами и связями. С этой точки зрения необходимо определить место профилактики в общей системе физкультурного образования. С точки зрения содержания физкультурное образование представляет собой три взаимосвязанных элемента: формирование теоретических знаний физкультурного характера, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. В связи с тем что приоритетными задачами нового этапа реформы системы образования должны стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, все содержание физкультурного образования должны пронизывать формирование у них здорового образа жизни, укрепление здоровья и профилактика заболеваний.

     Таким образом, в общей структуре учебного процесса по физической культуре профилактика нарушений ОДА детей должна пронизывать все его содержание, переплетаясь и сочетаясь с каждой учебной темой, с задачами каждого урока.

     В содержательном плане система профилактики нарушений ОДА призвана обеспечивать решение трех основных задач:

     a) формирование теоретических знаний по основам профилактики нарушений осанки и сводов стоп;

     б) формирование навыка правильной осанки;

     в) укрепление мышечных групп туловища и ног, участвующих в удержании  вертикального положения и формировании сводов стоп;

     - в-третьих, как совокупность основных управленческих функций преподавателя (планирования, регулирования, организации и контроля).

     Основным  принципом планирования, заложенным в основу данной концепции, является минимизация изменения хода урока. Несмотря на то что задачи, перечисленные выше, должны решаться на каждом занятии или уроке по физической культуре на протяжении всего процесса обучения, это не должно наносить ущерб решению остальных образовательных, воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, предусмотренных Государственным образовательным стандартом. Кроме того, процессы гуманизации и демократизации в нашей стране привели к созданию различных типов общеобразовательных заведений (школ, гимназий, лицеев и т.д.), разработке различных концептуальных подходов к физкультурному образованию учащихся (базово-вариативному, дифференцированному, региональному, образовательному и др.), поэтому планирование осуществляется в соответствии с принципом максимальной совместимости решения задач конкретного урока с задачами профилактики нарушений ОДА. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентироваться в своей деятельности на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, в том числе и формирующими осанку. С учетом этого помимо урочных форм занятий задачи профилактики нарушений ОДА должны найти отражение и в самостоятельных занятиях детей, в частности в системе домашних заданий.

     В соответствии с целью и задачами процесса профилактики нарушений ОДА  детей контроль должен проводиться по трем направлениям:

     - за теоретическими знаниями и  методическими умениями по формированию  правильной осанки и сводов  стоп;

Информация о работе Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста