Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – доказать, что физическое воспитание детей в семье – это очень важная проблема в воспитании детей.
Сегодня, наверное нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Спорт – это выражение нашей силы, славы, достижений.
Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает терпения, другому – времени, третьему – организованности. Особенно это важно для родителей. Дети внимательно изучают своих родителей. Детям не с кого брать пример в занятиях спортом.

Содержание

Введение
1. «Первые шаги к спорту»
2. Совместные занятия спортом детей и родителей.
3. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий:
3.1 когда начинать заниматься;
3.2 когда и сколько заниматься;
3.3 как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой;
3.4 чем и как заниматься;
3.5 как обеспечить безопасность занятий;
3.6 как подготовить место и инвентарь для занятий;
3.7 как одеться для занятий.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по физкультуре.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов  в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться  возле дома, «посчитать» ступени  в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

     То  есть, совместные занятия ребенка  вместе с родителями спортом –  один из основных аспектов воспитания.  

     3. Привлечение ребенка  к спорту и организация  спортивных занятий:

     Когда начинать заниматься?

     Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.

     Когда и сколько заниматься?

     Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с  ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно  хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий(если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

     Утренние  занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются»  мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше  использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий – не более 10 минут.

     До  обеда обязательно дайте ребенку  возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный, более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

     После обеда необходим покой; ребенок  дошкольного возраста должен спать  или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные  взбадривающие упражнения и более длительные – по возможности на открытом воздухе.

     Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных  снарядах – желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

     Упражнения  перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как  родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет – 20-30 минут, с шестилетками – до 45 минут.

     После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

     Обязательно нужно использовать любую возможность  подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе – чаще всего она предоставляется в выходные дни.

     Для нормального развития ребенка очень  важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Если ребенок в летнее время может проводить весь день не воздухе, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии. В некоторых детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В результате они меньше болеют и больше двигаются.

     Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является возможность свободно побегать. Родители, как правило, торопятся и часто не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть – в этом случае он сам контролирует степень утомления.

     Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?

     Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается  в движении и охотно выполняет  все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или  иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры – тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.

     Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что  он уже сам покажет.

     Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его  умений перед остальными членами  семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются  уверенность в своих силах  и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

     Если  у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать  более благоприятные условия. Некоторые  полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительные объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.(№3)

     В экспериментальных группах всем детям нравилось заниматься. Они  с удовольствием разучивали новые, особенно сложные упражнения; сами хотели позаниматься с кем-нибудь из родителей, лучше выполнить упражнение, так как знали, что их навыки родители оценят по заслугам. В дошкольнике следует пробуждать здоровое честолюбие.

     Чем и как заниматься?

     Прежде  всего взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять  и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение; в связи с этим они подразделяются на несколько групп.

     В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного  положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители прежде всего должны продемонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.

     Во  вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.

     Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы  развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным  положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.

     К третьей группе относятся подвижные  игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того, чтобы эти естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.

     Таким образом ребенок учится соблюдать  определенные правила, дисциплину, а  также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами. В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивание и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.

     Дети  преодолевают дорожку препятствий самостоятельно, стараясь сделать это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям. Согласно результатам эксперимента, детям больше всего нравился этот вид упражнений.

     Пятую группу составляют музыкально – ритмические  упражнения, которые воспитывают  у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание  движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать  музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую мелодию в нужном ритме на музыкальном инструменте. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, как бы вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.

     Систематические занятия любым видом спорта развивают  силу мышц, выносливость, быстроту и  ловкость.

     Однако  «вес» этих качеств в разных видах  спорта различен. Вот почему для  занятий тем или иным видом  спорта необходим предварительный  совет со спортивным педагогом и  врачом. При этом учитывают состояние  здоровья и характер физического  развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий.

     Младшим школьникам можно рекомендовать  некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и  умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

     Занятиями теми видами спорта, которые связаны  с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности  и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

     С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти  по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу(велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

     Занятия, требующие больших силовых нагрузок(тяжелая  атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет.

     И еще одно замечание: занятия спортом  должны проводиться под руководством тренера.

     Невозможно  представить себе занятий физкультурой и спортом без соревнований. Но спортивные соревнования для подростков – это не только физическая, но и  большая эмоциональная нагрузка. А слишком высокая нагрузка на нервную и эндокринную системы может привести к нежелательным, даже к тяжелым срывам. Вот почему специальными указаниями строго регламентируется возрастом, с которого подростки могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.

     Но  как же сделать правильный выбор: каким видом спорта будет заниматься ваш ребенок? Счастливчиков, которым  удается сделать сразу правильный выбор, сравнительно немного. Большинство  ребят проходят через трудное  время колебаний, надежд и разочарований. Подростку нелегко сделать осознанный выбор. Но это вовсе не означает, что за него должны решать, руководствуясь исключительно собственными симпатиями и вкусами. Иногда родители уступают чисто случайному желанию подростка. Нужно посоветоваться со специалистом, насколько желание это соответствует личным данным этого спортсмена. Хорошо привлечь к такому обсуждению и школьного учителя физкультуры, который, как никто другой, знает вашего ребенка и по достоинству может оценить его спортивные возможности. Да и самим родителям, чтобы выступать в роли компетентного советчика, надо стать чуть–чуть «специалистами».

Информация о работе Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий