Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов

Содержание

1. Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства реабилитации.
1.1 Задачи медицинской реабилитации. Понятие о физической реабилитации.
1.2 Принципы физической и медицинской реабилитации.
1.3 Средства физической и медицинской реабилитации.
2. Физическая реабилитация при сколиозе.
2.1. Составление реабилитационной программы.
2.2. Противопоказания при занятии физическими упражнениями.
2.3. Лечебная профилактика при сколиозе.
2.4. Лечебный массаж при сколиозе
2.5. Комплексы гимнастических упражнений при сколиозе с учетом физической дозировки каждого упражнения.
2.6. Методические рекомендации.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

КАФЕДРА

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ 
 

РЕФЕРАТ

Студентки 2 курса группы 2205

Семеновой Олеси Евгеньевны 
 

Научный руководитель:

преподаватель :Рябчук Владимир Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     1. Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства реабилитации. 

     1.1 Задачи медицинской реабилитации. Понятие о физической реабилитации.  

     1.2 Принципы физической и медицинской реабилитации. 

     1.3 Средства физической и медицинской  реабилитации.

     2. Физическая реабилитация при  сколиозе.  

      2.1. Составление реабилитационной  программы.  

      2.2. Противопоказания при занятии  физическими упражнениями.  

      2.3. Лечебная профилактика при сколиозе.   

      2.4. Лечебный массаж при сколиозе   

      2.5. Комплексы гимнастических упражнений  при сколиозе с учетом физической  дозировки каждого упражнения.  

      2.6. Методические рекомендации.

     3.Заключение.

     4.Список  используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства  реабилитации.

     1.1.Понятие о физической реабилитации.

     Понятие «физическая реабилитация» было введено Ю.М. Николаевым и В.М. Выдриным в 1974 г. В последние годы утвердился термин "двигательная реабилитация", так как он более четко определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей с применением адекватных физических упражнений.

     Физическая  реабилитация — составная часть  медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий  по восстановлению или компенсации  физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального  состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы

     Физическую  реабилитацию следует рассматривать  как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специалиста по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцированное. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркивается; что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию. Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

     1.2. Причины возникновения сколиоза 

     Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью  вбок и кзади - кифосколиоз.

     Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.

     Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую.

     Торсия  способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

     Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено. 
Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

     –недоразвитие; 
–клиновидная их форма;

     –добавочные позвонки и.т.д.

     К приобретенным сколиозам относятся:

     1. ревматические, возникающие обычно  внезапно и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита; 
2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

     3. паралитические, чаще возникающие  после детского паралича, при  одностороннем мышечном поражении,  но могут наблюдаться и при  других нервных заболеваниях;

     4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

     Этим  перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

     Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. Помногу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

     Кстати, как же тогда объяснить тот  простой факт, что устав от длительного  стояния мы стремимся сесть? Причина  в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

     Интересно разобраться, почему все-таки сидение  сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

     Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.

     Надо  подчеркнуть, что в позвоночных  дисках скрыт огромный потенциал  самокоррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие.

     Давления  на межпозвоночные диски (в процентах  от положения стоя) приведены в  таблице 1.

     Таблица 1

     Лежа  на спине ....................... 25%

     Лежа  на боку ........................ 75%

     Стоя ................................ 100%

     Стоя, с наклоном вперед ............. 150%

     Стоя, с наклоном вперед, в руках вес. 220%

     Сидя ................................ 140%

     Сидя  с наклоном вперед .............. 185%

     Сидя  с наклоном вперед, в руках вес . 275% 

     2.1. Лечебные мероприятия 

     Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

     Детский сколиоз при I и II степенях искривления  позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения  является полноценное и богатое  витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

     Консервативное  лечение проводят также в специальных  школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

     Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие  гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

     Комплекс  средств ЛФК, применяемых при  консервативном лечении сколиоза включает:

     –лечебную гимнастику;

     –упражнения в воде;

Информация о работе Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства реабилитации