Оздоровительная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ современных спортивно – оздоровительных систем физических упражнений по формированию культуры движения и телосложения.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Провести анализ понятия «Оздоровительная работа»
3. Выявить основные формы оздоровительной работы.
4. Политика в отношении оздоровительной физкультуры

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    Введение

    В настоящее время все более  актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования учащейся молодежи с целью обеспечения двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главный из которых - производительный труд. Принцип деятельностного подхода к формированию личности побуждает к поиску и обоснованию видов деятельности, комплексно воздействующих на индивида, на пути его восхождения к личности, отвечающей потребностям общества. В связи с этим возникает основное противоречие, нуждающееся в научном обосновании: с одной стороны - реальная необходимость совершенствования системы непрерывного образования для удовлетворения потребностей общества в воспитании личности, подготовленной к практике труда, а с другой - теоретический поиск, методологическое и экспериментальное обоснование видов рассматриваемой деятельности.

    Общественная  и личностная потребность, накопление значительного теоретического и практического материала о существенном потенциале физкультурной деятельности в становлении личности, подготовленной к практике труда, обусловили выделение специфической и профилированной отрасли физической культуры - профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью. Таким образом, ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.

    Обозначенное  основное противоречие обусловливает  формирование концепции ППФК, согласно которой она представляет собой совокупность видов физкультурной деятельности, используемых на различных этапах непрерывного образования и обеспечивающих двоякий социально значимый эффект: на основе социализации индивида, обогащения его духовности - сформированность личности, профессионала с характерным набором как общих, так и прикладных личностных свойств и качеств; на основе воздействия на биологическую сущность индивида - сформированность прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков, психофизиологических функций.

    Таким образом, ППФК представляет собой специфический  вид человеческой деятельности, в ходе которой преобразуется социальная и биологическая природа индивида на пути формирования личности, гармонически развитой и подготовленной к практике труда.

    Эффективность от внедрения ППФК в систему образования  определяется содержанием профессионально-прикладной физкультурной деятельности, позитивно воздействующей на комплекс прикладных физических и личностных свойств, качеств, функций на каждом из этапов образования в соответствии с требованиями общества. Переход экономики страны на рыночные отношения вызвал потребность значительного увеличения числа специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, правоведению, что привело к расширению приема в вузы на гуманитарные специальности и появлению новых вузов (негосударственной ориентации). Данное обстоятельство потребовало усилий специалистов физического воспитания по разработке новых учебных программ, необходимых для работы с контингетом студентов, как правило, характеризующимся, в массе своей, недостаточным физическим развитием, низкой физической подготовленностью, ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний.

    Между тем, для качественного отправления функциональных обязанностей будущим специалистам необходим достаточно высокий уровень развития основных физических качеств (общая физическая подготовка - базовая физическая культура) и специальных физических качеств, характерных для конкретной группы профессий (профессиональная физическая культура).

    Так установлено, что специалистам требуется  в широком диапазоне специальные знания, умения, навыки. Обычная их рабочая поза - сидя, а деятельность характеризуется гиподинамией и по энергозатратам относится к категории легкого физического труда. В течение рабочего дня преобладает вынужденная поза с характерным наклоном головы и туловища вперед, поверхностным дыханием, что требует постоянного статического напряжения мышц плечевого пояса и спины.

    Продолжительная концентрация внимания, возбуждение в высших структурах центральной нервной системы приводит к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов в ней, что неблагоприятно сказывается на нейро-гуморальной регуляции многих органов и физиологических систем целостного организма, отзывающегося впоследствии хроническими заболеваниями внутренних органов и ЛОР-органов. Наиболее характерными рабочими движениями являются ограниченные по амплитуде частые отведения и приведения кистей рук в лучезапястном и пястном суставах, супинация и пронация предплечья, сгибания и разгибания верхних конечностей.

    Содержание  трудовых действий требует от специалиста  точно выверенных действий, автоматизации двигательных навыков, сопряженных с тонкими взаимодействиями различных анализаторов, срочными двигательными реакциями на внешние раздражители. Выявлено, что ведущими психофизиологическими функциями являются скорость и точность действий в условиях гиподинамии и сбивающих факторов.

    Профессиографические  материалы позволяют определить задачи профессиональной физической культуры будущих специалистов и средства их реализации в учебном процессе: повысить устойчивость организма к монотонии, совершенствовать функционирование кардиореспираторной функциональной системы (упражнения на выносливость в циклических видах спорта - бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки; гипоксические упражнения); формировать двигательные навыки, связанные с перемещением кистей рук и предметов в пространстве с дозированными усилиями, амплитудой, временем (спортивные игры, аэробика и др.); обучить правильной осанке (упражнения с отягощением, элементы художественной гимнастики, аэробики и др.); формировать комплекс знаний об особенностях профессии - функциях, качествах, навыках; особенностях региональной адаптации.

       Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современной физкультурной деятельности, проблемой образования физкультуре. Также актуальность данной тематики обусловлена тем, что движение - способ существования этого мира. Доказано, что в эволюционном развитии опорно-мышечной и нервной системы двигательная функция сыграла решающую роль. Именно действия биологической особи являются определяющими для её судьбы. Эволюционный механизм выживания: межвидовая и внутривидовая конкуренция, борьба за выживание - ставил перед живыми существами необходимость совершать все более сложные, а главное - нестереотипные движения, которые требовали развития все более и более совершенных систем управления движениями (центральных нервных систем) и исполнительных органов (опорно-двигательных систем).  
То, что в развитии двигательных возможностей человека существуют огромные резервы, демонстрируют достижения спортсменов в гимнастике, акробатике и других сложнокоординированных видах спорта: 13-летние гимнастки показывают чудеса во владении собственным телом. Но при этом многие из них уже к 15 - 18 годам становятся инвалидами А уж о «мелких» травмах и говорить нечего: редко у кого из гимнастов сохраняются здоровый позвоночник и суставы. Так что очень сомнительно, что подобное развитие «обезъяньей ловкости» природосообразно для человека.

    Целью данного реферата является анализ современных  спортивно – оздоровительных  систем физических упражнений по формированию культуры движения и телосложения.

    Задачи:

  1. Провести отбор литературы по данной тематике.
  2. Провести анализ понятия «Оздоровительная работа»
  3. Выявить основные формы оздоровительной работы.
  4. Политика в отношении оздоровительной физкультуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие оздоровительной работы. 

 Оздоровительная  физическая культура (оздоровительная  работа) - производная

от обобщенного  понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Оздоровительная работа (как направление физкультуры и спорта) - это

организованная  двигательная активность, а также  такие виды деятельности, которые  связаны с соблюдением здорового  образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты:  
1) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок;  
2) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой);  
3) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
 

Оздоровительная физическая культура (как совокупность предметных ценностей) представлена теми материальными и духовными ценностями, которые созданы для обеспечения эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности.  
1) это сведения об оздоровительных возможностях занятий физическими упражнениями;  
2) это методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового образа жизни;  
3) это необходимое материально-техническое оснащение физкультурно- оздоровительной деятельности;  
4) это формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
 

Оздоровительная физическая культура (как результат  деятельности) характеризуется совокупностью  полезных результатов ее использования.  
1) это - достижение стабильно высокого уровня здоровья, максимальное продление эффективной жизнедеятельности;  
2) совершенствование основных жизнеобеспечивающих функций и систем организма;  
3) повышение устойчивости организма к ряду заболеваний и многим вредным воздействиям внешней среды;  
4) улучшение психоэмоционального состояния;  
5) достижение высокого уровня физической подготовленности;  
6) приобретение прикладных двигательных умений и навыков;  
7) удовлетворение потребности в движении во время активного отдыха и развлечения;  
8) коррекция фигуры и массы тела.
 

Таким образом,

физкультурно-оздоровительная  работа - это

система организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния  людей, на их оздоровление средствами физической культуры.

Существуют  самые различные направления  реализации физкультурно- оздоровительной работы, которая оказывается населению государственными, общественными, коммерческими организациями, а также самостоятельно гражданами в виде групповых или индивидуальных занятий. При этом используют самые различные физкультурно-оздоровительные системы. (см.прил.1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  
 

                По степени влияния  на организм все виды оздоровительной  работы (в зависимости от структуры  движений) можно разделить на две  большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».  

Информация о работе Оздоровительная работа