Оздоровительная гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Цель – проследить историю развития оздоровительной гимнастики.
В рамках этой цели решаются следующие задачи: 1. теоретический анализ сущности понятия «гимнастики».
2. Рассмотреть историю возникновения и развития гимнастики в Древней Греции и Древнем Риме;
3. Проанализировать становление оздоровительной гимнастики в Древней Индии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Понятие и классификация гимнастики………………..4
История развития оздоровительной гимнастики
История развития гимнастики в
Древней Греции и Древнем Риме……………………6
Развитие оздоровительной гимнастики в
Древней Индии………………………………………..9
Развитие оздоровительной гимнастики в
Древнем Китае………………………………………...11
Оздоровительная гимнастика в Европе………………13
Оздоровительная гимнастика в России………………16
Заключение……………………………………………………………...21
Библиографический список……………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат по физкультуре(оздоровительная гимнастика).docx

— 43.96 Кб (Скачать)

   Содержание

   Введение…………………………………………………………………2

    1. Понятие и классификация гимнастики………………..4
    2. История развития оздоровительной гимнастики
    1. История развития гимнастики в

           Древней Греции и Древнем Риме……………………6

    1. Развитие оздоровительной гимнастики в

           Древней Индии………………………………………..9

    1. Развитие оздоровительной гимнастики в

           Древнем Китае………………………………………...11

    1. Оздоровительная гимнастика в Европе………………13
    2. Оздоровительная гимнастика в России………………16

   Заключение……………………………………………………………...21

   Библиографический список……………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Быть  здоровым — естественное желание  каждого человека. Здоровье — понятие  не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное  восприятие жизни, высокая трудоспособность.

   На  протяжении многих веков главной  и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать  болезни. Выдающиеся русские врачи  еще в прошлом веке считали, что  будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.

   Самое верное средство борьбы с любыми болезнями  — укрепление здоровья. Как же его  укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее  питание.

   Выполнение  физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную  нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая  человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

   Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений передаваемых по радио и телевидению.

   Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств  внутренних органов и опорно-двигательного  аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать  отклонения в физическом развитии человека.

   Цель  – проследить историю развития оздоровительной гимнастики.

   В рамках этой цели решаются следующие  задачи: 1. теоретический  анализ  сущности  понятия  «гимнастики».

   2. Рассмотреть историю возникновения и развития гимнастики в Древней Греции и Древнем Риме;

   3. Проанализировать становление оздоровительной  гимнастики в Древней Индии;

   4. Проследить развитие оздоровительной  гимнастики в Древнем Китае;

   5.Проследить  становление гимнастики в Европе  и России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Понятие и классификация  гимнастики

   Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней  Греции за много веков до нашей эры. Она служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

   В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных  физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего  физического развития, совершенствования  двигательных способностей и оздоровления.

   Как известно, гимнастика — одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гимнастикой  подразумевали любую форму занятий  физическими упражнениями с целью  телесного совершенствования: единоборства, метание, фехтование, плавание и т. д.

   В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и свелось  в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт  в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование; в процессе исторического  развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных  средств и методов их использования. Поэтому все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом  положительным явлением, в идеальном  варианте согласующимся с целью  достижения психофизического совершенства человека.

   Вся история физической культуры свидетельствует о том, что гимнастика является одним их самых доступных и эффективных средств психофизического совершенствования и укрепления здоровья. Но она может быть таковой только в том случае, если ее проводниками будут профессионально подготовленные высококвалифицированные специалисты.

   Гимнастика  имеет много разновидностей. Виды гимнастики: 1. Общеразвивающие: а) Основная гимнастика (для разных возрастных категорий: для детей дошкольного и младшего школьного возраста; для детей среднего и старшего школьного возраста и т.п.; б) Гигиеническая (индивидуальная и групповая); в) Атлетическая гимнастика; г) Ритмическая гимнастика; д) Аэробика. 2. Спортивные виды: а) Собственно спортивная; б) Спортивная акробатика; в) Художественная гимнастика. 3. Прикладные виды: а) Спортивно-прикладная; б) Военно-прикладная; в) Производственная; г) Профессионально-прикладная; д) Лечебная гимнастика.

   К основной гимнастике относится и  так называемая оздоровительная  гимнастика, предназначенная для  самостоятельных занятий на досуге. Она необходима тем, кто не может  почему-либо посещать занятия группы здоровья.

   Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом  аспекте - для лучшего понимания  проблемы -вполне оправданно.

   При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным  и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, категории  «В» по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики.

   Второе  направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических  способностей человека в зависимости  от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений. 

   
  1. История развития оздоровительной  гимнастики

   2.1 История развития гимнастики в Древней Греции и Древнем Риме

   В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в  одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время  бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче  бежать. С той поры все участники  соревнований стали выходить на арену  обнаженными. По-гречески “обнаженный” — “гимнос”; отсюда появилось слово  “гимнастика”, к которой в древности  относили все виды физических упражнений.

   Гимнастика  древних помимо общеразвивающих  и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и  упражнения, по которым проводились  публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы  Олимпийских игр древности, проводившихся  с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

   О благотворном влиянии регулярных занятий  гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон.

   Древнегреческий философ Платон (около 428—347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк  Плутарх (127 г) — «кладовой жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят  к 5 веку до нашей эры и связывают  их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем  узнать из историко-философских трактатов  Платона. Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным  образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали  обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии — в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству  Платона страдал каким-то неизлечимым  недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов  лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо  называют отцом медицины. (460—377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы»  физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств  медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой — «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить  работоспособность, здоровье, полноценную  и радостную жизнь» — говорил  он. Клавдий Гален (129—201 г. н. э.) —  последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который  в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

   Например, он пропагандировал оздоровительную  гимнастику, осуждая бездумное увлечение  спортом. При этом он выражался резко  и образно. Гален писал, осуждая  древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое  предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много  спят, подобно свиньям. Они не имеют  ни здоровья, ни красоты. Даже те из них  кто от природы хорошо сложен, в  дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих  трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также  опыт последующей мирной врачебной  практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим  больным посредством упражнений».

   Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до эпохи возрождения.

   На  протяжении всей своей жизни Гален  проповедовал известный еще при  Геродика «закон здоровья» «дышите  свежим воздухом, питайтесь надлежащими  продуктами, пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное отправление кишечника  и управляйте эмоциями»

   После падения Римской империи, в средние  века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в  том числе и гимнастика, были забыты. 
 
 
 

   2.2 Развитие оздоровительной гимнастики в Древней Индии

   Индия, на протяжении веков многим удивляя  мир, внесла в сокровищницу мировой  цивилизации значительный и своеобразный «спортивный» вклад.

   Индия — совершенно особая страна, со своими традициями и своей культурой.

   Между 2000 и 1200 гг. до н. э. в долине реки Инд  сложилась так называемая Хараппская цивилизация. Однако написанный на санскрите  более поздний сборник трактатов  «Аюр-Веды-Гараки» свидетельствует  о том, что уже в древнейшие времена коренное население Индии  имело большие достижения в области  ритуальной оздоровительной гимнастики и самообороны без применения оружия. Противник выводился из строя  ударами рук или ног по наиболее чувствительным точкам.

   Распространены  были и разного рода конные состязания.

   В книге можно найти и практические советы, как снимать боль в различных  частях тела при помощи нажимов и  растираний. Значит, еще в незапамятные времена индийцы постигли искусство  массажа, одной из важнейших составляющих современного спорта.

   Своеобразие индийской культуры в значительной мере определяется тем, что в 1200-600 гг. до н. э. коренных жителей Индии закабалили пришедшие с севера кочевые индоарийские племена. С этим связано разделение населения на касты. Пришельцы-арийцы образовали привилегированные касты  брахманов (священнослужителей) и кшатриев (военных). Арийской была также каста  вайшиев, представители которой  занимались торговлей, разведением  крупного рогатого скота, ремеслами.

   Мелкие  земледельцы и скотоводы из коренного  населения относились к касте  шудров. Кроме того, была еще каста  «неприкасаемых» — к ней относились лишенные всяких прав люди, занимавшиеся самой тяжелой работой.

Информация о работе Оздоровительная гимнастика