Отбор в спортивном ориентировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4
1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6
Характеристика понятий спортивный отбор,
спортивная ориентация, одарённость, талант, способности,
задатки…………………………………………………………………………6
Уровни отбора……………………………………………………………8
Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………....9
Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11
Выводы…………………………………………………………………….20
Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21
2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21
2.2 Социологические методы………………………………………………...22
2.3 Психологические методы ………………………………………………..23
2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23
2.5 Выводы…………………………………………………………………….24
3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции,
кружки спортивного ориентирования……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Кибарова А..doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Продуктивность  наблюдения зависит от методической подготовленности исследователя. Объектами наблюдения могут быть все стороны учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию: цель и задачи занятий спортивным ориентированием, средства и методы, применяемые при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, процесс становления спортивного мастерства, межличностные отношения между педагогом-тренером и ориентировщиками, психофизиологическая нагрузка на занимающихся в процессе занятий, способности гимнастов и их тренируемость, техничность исполнения гимнастических упражнений и их композиционное построение и др. Выбор объекта наблюдения зависит от задач исследования.

     Наблюдение  должно иметь четкую программу и  способы фиксации результатов. При проведении наблюдения используются следующие способы: протоколирование (словесное описание, графическая фиксация, стенографирование), фотографирование и киносъемка, звукозапись. Данный метод достаточно трудоёмок и продолжителен[16, с. 183-185]. 
 
 

2.2 Социологические  методы 

    Социологические методы позволяют получить данные о  спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. К социологическим методам отбора относятся: анкетирование, беседа, интервью.

    Анкетирование — это метод, с помощью которого можно получить сведения по интересующему исследователя вопросу от большого числа респондентов (квалифицированных педагогов, спортсменов и др.). Из целого ряда видов анкетирования наиболее подходящим для исследований в области гимнастики является так называемое личное анкетирование, когда респондент заполняет анкету в присутствии исследователя, под его контролем. В анкете принято выделять вводную, основную и демографическую части.

    Во  вводной части (обращение к респонденту) указываются: организация, от имени которой исследователь обращается к респонденту; задачи исследования; теоретическое и практическое значение их решения; роль респондента в решении поставленных задач; заверение в полной анонимности ответов респондентов; правила заполнения анкеты; заверения в готовности выслать результаты исследований респонденту, если он этого пожелает; порядок возврата анкеты исследователю.

    В основной части анкеты дается система вопросов, ответы на которые помогут решить задачи исследования. Разработка этой части анкеты наиболее сложная и ответственная.

    В демографической части анкеты должны содержаться вопросы, определяющие паспортную характеристику респондента (ф.и.о., пол, возраст, спортивная квалификация и др.). Эта часть может быть расположена как в начале, так и в конце анкеты.

    Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов исследователя.

    Беседа  — метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

    В беседе и респондент, и исследователь выступают активными сторонами, в отличие от интервью, где вопросы задает исследователь. Во время беседы можно получить более достоверные данные, чем при анкетировании.

    С помощью перечисленных методов исследователь получает информацию в виде суждений респондентов, поэтому в ней содержится доля субъективности. Ее будет тем меньше, чем выше педагогическая квалификация респондента и чем более он заинтересован в объективности результатов исследования.

    Данные  методы для проведения отбора также  весьма трудоёмки и не всегда дают конкретные ответы[10, с. 185-191]. 
 

2.3 Психологические   методы 

     С помощью психологических методов  определяются особенности психики  спортсмена, оказывающие влияние  на решение индивидуальных и коллективных  задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод - важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных реакций в самых неожиданных соревновательных ситуациях. Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу - неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, усталость, недостаток кислорода, боль, неопределенность ситуаций и т.п. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем, поэтому недостаточная психическая надежность может быть причиной неудач в спорте.

     Данный  метод отбора в спортивном ориентировании весьма актуален и занимает одно из важнейших мест при отборе молодых  спортсменов. Так как местом ведения борьбы в спортивном ориентировании выступает окружающая среда и спортсмен остаётся один на один в данных условиях. Поэтому, спортсмен ориентировщик, должен оставаться психологический устойчивым, к неспецифическим условиям ведения борьбы. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем.

     Поэтому при отборе в спортивном ориентировании проводится полный объём разнообразных  тестов на психологическую устойчивость тем или иным условиям.      

2.4 Медико-биологические  методы

    На  основе медико-биологических методов  выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние его здоровья, физической подготовленности занимающихся, энергетические и биохимические предпосылки.

    С помощью данного метода отбора выделяются особенности развития физических качеств, уровень физического развития, рассматривается также физическая подготовка  спортсмена ориентировщика, выделяются энергетические и биохимические предпосылки к занятию данным видом спорта.

    К данным методам также тесно связан антропометрический метод. Который позволяет определить, насколько юные спортсмены соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вила спорта.

    Данный  метод кропотлив и его результаты дают конкретный ответ, может ли заниматься ребёнок избранным им видом спорта[13, с.154-157].  

2.5 Выводы 

     Во  второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методы исследования, определяющие способности детей для специализации  в спортивном ориентировании. Данные методы очень разнообразны и требуют  трудоёмкой и кропотливой работы, как от самого ребёнка, тренера, так и от тех кто проводит данные исследования. Благодаря данным полученным в результате исследований  ребёнок может определится с выборам того или иного вида спорта, а тренер в свою очередь благодаря этим данным сможет подготовить спортсмена высокого уровня и мастерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА  В СЕКЦИИ, КРУЖКИ  СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ 

     При проведении отбора в кружки, секции по спортивному ориентированию следует рассматривать некоторые методические рекомендации такие как:

       - это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей будущего спортсмена;

     - соразмерность развития основных психофизических качеств;

     - основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации;

     - специальная подготовленность и антропометрические данные юных спортсменов – ориентировщиков;

     - при отборе следует пользоваться результатами врачебно-педагогического контроля;

     - при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию следует использовать весь комплекс методов отбора;

     - при отборе следует ставить  перед собой комплекс задач,  которые должны решаться в  процессе занятий в кружке  или секции;

     При выполнении этих методических рекомендаций при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию можно  быть уверенным, что отбор пройдёт  успешно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Основные положения спортивного отбора в ориентировании:

    - Отбор юных спортсменов и их специальная подготовка являются единым, органически связанным процессом, поскольку в их основе лежат психофизические показатели, при помощи которых можно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочные занятия и тем самым повышать их эффективность.

    - Отбор спортсменов должен опираться на комплексную оценку их потенциальных возможностей, поэтому необходимо применять тесты, отражающие уровень развития выносливости и психической работоспособности с учетом темпов прироста этих показателей. Это дает возможность выявить юных ориентировщиков, обладающих комплексом врожденных психофизических качеств, которые необходимы в спортивном ориентировании на различных этапах подготовки и по которым можно предсказать успешность соревновательной деятельности.

    Отбор спортсменов - это многолетний многоступенчатый процесс, охватывающий все периоды  многолетней подготовки, а эффективность  спортивного отбора в первую очередь  определяется комплексным исследованием  возрастной динамики показателей психофизического развития. Это положение разделяет абсолютное большинство ведущих специалистов в области организации спортивного отбора.

    Исходя  из этого, технология спортивного отбора в ориентировании включает несколько  этапов. На первом этапе отбираются дети 9-11 лет для предварительной, строго не связанной с ориентированием, подготовки с целью всестороннего физического развития и формирования интереса к систематическим занятиям спортом. Группы начальной подготовки формируются по результатам сплошного тестирования, к занятиям привлекается большое число кандидатов с общей двигательной одаренностью.

    На  втором этапе предварительного отбора (11-13 лет) проводится целенаправленная оценка двигательных и психических  способностей на основании разработанных  тестовых моделей. Вторая ступень отбора решает задачи оценки темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение высокого спортивного результата в ориентировании. Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка. На этапе углубленной тренировки (13-16 лет) отбор должен быть направлен на определение способностей спортсменов в достижении вершин мастерства. Необходимы анализ индивидуальных данных и сопоставление их с показателями спортсменов высокой квалификации (МС-МСМК), что позволяет определить преимущественную направленность воздействия на слабые стороны специальной подготовленности. При наличии природной одаренности и правильной системе тренировки дальнейшая спортивная ориентация должна быть направлена на выбор для каждого, отдельно взятого ребенка вида спортивной специализации (в летнем или зимнем ориентировании он сможет достичь высоких результатов?), а затем и конкретной спортивной дисциплины. При этом необходимо учитывать динамику спортивных результатов и их уровень на протяжении всего отборочного этапа, психическую устойчивость, надежность выступлений, переносимость возрастающих тренировочных нагрузок и состояние здоровья. В этом случае определение перспективности юных ориентировщиков даст возможность выявить спортсменов, способных к максимальной реализации индивидуальных возможностей[17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Холодов, Ж. К.  Теория и методика физического воспитания  и  спорта / Ж. К. Холодов.  - М.: Издательский центр  "Академия", 2000.  - 480 с.
  2. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
  3. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак.  Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин,  Ю.  А. Виноградов,  З.  Н.  Вяткина  и  др.;  Под  ред.  Б.  А.  Ашмарина.  -   М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  4. Матвеев, Л.  П.  Основы  общей  теории  спорта   и   системы   подготовки спортсменов / Л.  П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. – 380 с.
  5. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374 с.
  6. Теория и методика физического воспитания том 1 / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
  7. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.
  8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999. – 430 с.
  9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: 1999. – 532 с.
  10. Виноградов, М.И. Сб. «Достижения собр.физиол.нервной и мышечной системы»/ М. И. Виноградов. - М.: Просвещение, 1965. - 129 с.
  11. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов [Электронный ресурс]. – Москва, 2001. – Режим доступа: http://www.sport-dic.ru. – Дата доступа: 23.01.2011.
  12. Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www. lib.sported.ru. – Дата доступа: 23.01.2011.
  13. Одарённость [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.allbest.ru. – Дата доступа: 23.01.2011.
  14. Талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru. – Дата доступа: 24.01.11.
  15. Спортивный талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011.
  16. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
  17. Основы многолетней подготовки юных туристов [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011.
  18. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Под общ.ред. Ю.Н.Федотова, И.Е. Востоков. – М: Советский спорт, 2002. – 364  с.
  19. Халанский,  Ю.Н. Спортивный отбор: Методические рекомендации / Халанский,  Ю.Н,  Баранаев Ю.А., Ситкевич Г.Н. – Витебск, Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2006. – 143 с.
  20. Чешихина, В.В. Теоретико – методические основы взаимосвязи физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки / В.В. Чешихина. – М.: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук, 1996. – 326с.

Информация о работе Отбор в спортивном ориентировании