Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:22, курсовая работа
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4
1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6
Характеристика понятий спортивный отбор,
спортивная ориентация, одарённость, талант, способности,
задатки…………………………………………………………………………6
Уровни отбора……………………………………………………………8
Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………....9
Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11
Выводы…………………………………………………………………….20
Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21
2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21
2.2 Социологические методы………………………………………………...22
2.3 Психологические методы ………………………………………………..23
2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23
2.5 Выводы…………………………………………………………………….24
3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции,
кружки спортивного ориентирования……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28
Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора. Как показывают исследования, выносливость в известных пределах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исключительно важное значение. Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем.
На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена.
Большинство специалистов считают, что способности детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте и придают большое значение изучению и решению этой важной проблемы.
Если исходить из того, что отбор — начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет важное значение. Поскольку при проведении исследований большой объём показателей займёт много времени, необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые бы отражали все основные стороны подготовленности юных спортсменов. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе подготовки высокую прогностическую значимость имеют тесты, характеризующие общую выносливость (г = 0.361-0.554), а также тесты, которые отражают психическую работоспособность юных спортсменов (ориентировщики 9-10 лет), это оперативная память (г = 0.562), распределение внимания (г = 0.512) и оперативное мышление (г = 0.532).
Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возросла (г изменяется в пределах 0.529-0.952). Это можно объяснить тем, что ориентировщики, выполняя большой объём бега с различной интенсивностью, значительно улучшили скорость бега на уровне АнП и на этом этапе тренировка приняла более специализированную направленность, позволившую и более четко проявиться способностям отдельных спортсменов в специальной выносливости.
Изменился характер взаимосвязи между результатами в некоторого строения и функций различных систем организма человека, и прежде всего имеющих консервативный, наследственный характер.
Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора.
Как показывают исследования, выносливость в известных пределах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исключительно важное значение. Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем[18, с. 250-252].
На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена. Тесты должны быть простыми, не требовать специального оборудования и быть пригодными для обследования в полевых условиях.
При проведении тестирования необходимо обратить внимание на стандартность, т.е. процедура и условия проведения контрольных испытаний должны быть одинаковыми во всех случаях применения тестов".
Результаты, показанные спортсменом при проведении тестирования, выражаются в разных единицах измерения (время, расстояние, условные единицы и т.п.) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. При этом они сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена (например, время бега на 100 м, равное 12.0 с может рассматриваться и как очень хорошее, и как очень плохое, в зависимости от вида спорта). Поэтому результаты тестирования превращают в оценки (очки, баллы, отметки). Квалификационное оценивание проводят в два этапа. На первом — показанные спортивные результаты превращают на основе так называемых «шкал оценок» в очки, а на втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку. Для оценки результатов контрольных испытаний необходимо использовать шкалы, где эквивалентными считают достижения, доступные одинаковому числу людей одного пола и возраста. Согласно этому критерию в спортивном ориентировании эквивалентными можно считать средние показатели спортсменов - ориентировщиков элиты по всему комплексу тестов. Все эти показатели должны оцениваться одинаковым числом очков[4, с. 23-25].
Преобразование показанного результата в условные очки производится при помощи шкал оценок. В спортивном ориентировании удобно применять пропорциональные шкалы. Этот тип шкал предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов.
Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Не всякие измерения могут использоваться как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним в первую очередь относится надежность и информативность. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными.
Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.
Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Процесс испытаний называется тестированием; полученное в итоге числовое значение — результатом теста.
Многочисленные исследования, осуществленные на взрослых, высококвалифицированных ориентировщиках, позволяют констатировать, что им присущи: высокий уровень развития выносливости; высокий уровень развития сердечно-сосудистой системы; оптимальный, характерный для спортсменов - ориентировщиков, уровень развития скоростно-силовых качеств; особенности телосложения; высокий уровень развития специальной психологической подготовленности; специфические особенности развития интеллекта. Исходя из перечисленных характеристик и следует проводить комплексный контроль за подготовленностью спортсменов - ориентировщиков.
При наличии довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе этапного и текущего контроля нужно иметь ввиду, что такой объем показателей займет много времени. Поэтому необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов - ориентировщиков и отвечают требованиям математической теории тестов. Для выявления информативных тестов были проведены исследования с участием ориентировщиков 9-18 лет.
В процессе исследований проверке подвергались тесты, в определенной степени характеризующие физическую, психическую и технико-тактическую подготовленность юных спортсменов. В частности, исследовались показатели следующих тестов: прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, прыжок в высоту, комплексное упражнение на силу, комплексное упражнение на ловкость, бег 30 м с ходу, челночный бег, 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния, бег 200 м в подъем, тесты на внимание, память и мышление.
Проведенные исследования дали возможность разделить тесты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специальной подготовленности как слабо информативные (г = 0.1-0.4); 2) тесты, достаточно информативные (г = 0.5-0.9) — удовлетворительная и хорошая информативность, которые могут использоваться в комплексном контроле за подготовленностью юных спортсменов - ориентировщиков.
На
основании проведенных
Управление
тренировочным процессом в
Основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. Перспективные тренировочные программы также основываются на анализе результатов комплексного тестирования[19, с. 51- 52].
Для
составления перспективной
Для текущего и оперативного планирования тренировки спортсменов необходимо: выбрать тесты текущего или оперативного контроля и составить программу обследования; провести контрольные испытания и анализ полученных результатов; на основании полученных данных проводить коррекцию планов подготовки.
При создании любых тренировочных планов в спортивном ориентировании тренер должен постоянно сопоставлять достижения спортсменов в соревновательных упражнениях и тестах с показателями выполненной ими нагрузки. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого спортсмена средства тренировки и определить величину воздействия этих средств на подготовленность спортсмена.
На
практике контроль за физической подготовленностью
включает измерение уровня развития скоростных
и силовых качеств, выносливости, ловкости
и гибкости[6, с. 85-91].
1.5
Выводы
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска)[5, с. 78-79].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
качественный спортивный отбор обеспечивает
выявление и отбор одаренных,
способных к спорту, более того,
к определенному его виду, детей
в самом раннем возрасте. Позволяет
более «прицельно» тренировать юных спортсменов
и с учетом наследственности, и влияния
окружающей среды специализировать спортсменов
с целью достижения высоких спортивных
результатов и реализации потенциала
человеческих способностей[9, с. 97-98].
2 МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ
ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ
ОРИЕНТИРОВАНИЕМ
2.1 Педагогические методы
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Основным педагогическим методам отбора является педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленную констатацию эмпирических фактов. Оно проводится по заранее намеченному плану, которым определяются цель, задачи и порядок наблюдений. Сам исследователь непосредственного участия в учебном процессе не принимает, но обеспечивает объективность наблюдения, Так, одним из примеров наблюдения является прослеживание методики проведения тренировочных занятий. Для этого исследователь хронометрирует время, отводимое на обучение, фиксирует методические приемы и ответные действия на них со стороны обучаемых, количество подходов и время, затраченное на них. На основе собранного материала можно судить о методической подготовленности тренера, о величине психофизиологической нагрузки на занятиях, об эффективности применяемых им методов обучения. Собранный материал обрабатывается, сопоставляется с другими данными и обобщается, что позволяет сделать конкретные выводы и дать практические рекомендации.