Отбор в спортивном ориентировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4
1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6
Характеристика понятий спортивный отбор,
спортивная ориентация, одарённость, талант, способности,
задатки…………………………………………………………………………6
Уровни отбора……………………………………………………………8
Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………....9
Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11
Выводы…………………………………………………………………….20
Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21
2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21
2.2 Социологические методы………………………………………………...22
2.3 Психологические методы ………………………………………………..23
2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23
2.5 Выводы…………………………………………………………………….24
3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции,
кружки спортивного ориентирования……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Кибарова А..doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

    - общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

    - совокупность задатков, природных  данных, характеристика степени  выраженности и своеобразия природных  предпосылок способностей;

    - талантливость, наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности.

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, существует множество точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно - педагогических обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности[13].

    Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени[14].

    Спортивный  талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности. В целом отмечается, что талант - явление уникальное и встречается довольно редко

    Способности - это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

    Спортивные  способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые максимально раскрываются при предъявлении к организму занимающегося высоких требований. Наряду с изучением консервативных (наследственных) признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень[1, с. 416].

    Задатки – это врожденные анатомические и психофизиологические особенности человека (строения тела, двигательного аппарата, нервной системы, мозга, органов чувств и т.п.), которые могут превратиться или не превратиться в способности в зависимости от его воспитания и деятельности[11]. 

    1. Уровни  отбора
 

    Вовлечение  людей в систематические занятия спортом, их интерес  и личные достижения зависят от  соответствия  индивидуальных  особенностей  специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в  наибольшей  мере  соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной  ориентации.

    Спортивная  ориентация связана прежде всего  с  детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная  ориентация  повышает  эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только  в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а  при отборе — человека для конкретного вида спорта.

    Первый  уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14  лет),  обладающих  потенциальными  способностями  к успешному  овладению   конкретным   видом   спорта.   Организационно   отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с  целью  вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и  наблюдения  для  определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом  продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с  целью установления темпов осваивания учебного материала.

    Второй  уровень — углубленный отбор для выявления перспективных  юношей  и девушек (возраст 16—17  лет),  обладающих  высоким  уровнем  способностей  к данному виду  спорта  и  склонностями  к  определенной  специализации  (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

    Третий  уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст  18—20  лет)  для зачисления   в   коллективы   спортсменов   высокой   квалификации.    Отбор осуществляется  на  основе   изучения   тренировочной   и   соревновательной деятельности  в  детско-юношеском  спортивном  коллективе,  тестирования   и обследования во время специально проводимых для  этого  учебно-тренировочных сборов.

    Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в  различные  сборные команды (страны, регионов,  ведомств  и  др.),  для определения участников ответственных  соревнований.  С  этой  целью анализируется   информация   о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе,  в сборной команде, изучается  соревновательная  деятельность  на  национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным  контингентом,  и  группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

    Конкретное  содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на   системе педагогических, медико-биологических   и психических  показателей,   имеющих высокую   прогностическую   значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного  вида  спорта,  уровень способностей,    лежащих    в    основе    технико-тактических  действий, морфологические  данные,  функциональные  особенности  организма,   свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень,  изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки,  связь  этих показателей со  спортивными  достижениями.  Качество  отбора  служит  важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В  процессе многолетней  подготовки  комплекс  методов  отбора  расширяется,  сам  отбор становится  более  углубленным,  вследствие  чего   количество   отсеиваемых увеличивается [5, с. 39-43]. 

1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании 

     Спортивный  отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских  играх. Он осуществляется в четыре этапа.

     На  первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие спортивным ориентированием.

     В группы начальной подготовки детско-юношеских  спортивных школ (ДЮСШ) принимаются  дети в 10-12 лет для занятий спортивным ориентированием. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

     Существенные  индивидуальные различия в биологическом  развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

     На  втором этапе отбора выявляются одаренные  в спортивном отношении дети школьного  возраста для комплектования учебно-тренировочных  групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для спортивного ориентирования; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

     В ходе второго этап проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические  исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности.

     Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические  исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

     Антропометрические  обследования позволяют определить, насколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы соответствуют  тому морфологическому типу, который  характерен для выдающихся представителей спортсменов–ориентировщиков по спортивному ориентированию.

     Медико-биологические  исследования дают оценку состояния  здоровья, физическому развитию, физической подготовленности.

     Особое  внимание обращается на продолжительность  и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

     Педагогические  контрольные испытания (тесты) позволяют  судить о наличии необходимых  физических качествах и способностях индивида для успешной специализации  в спортивном ориентировании. Среди физических качеств и способностей есть консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности  личности. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы.

     Психологические обследования позволяют оценить  проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем.

     Социологическое обследование выявляет интересы детей  и подростков к занятиям спортивным ориентированием, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

     На  третьем этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных  спортсменов и зачисления их в  центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

     На  четвертом этапе спортивного  отбора должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор  осуществляется по следующим показателям:

  1. Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки;
  2. Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
  3. Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам.

     В процессе этого этапа спортивного  отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

     Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.

     Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д. [1, c. 22-24] 

1.4 Критерии отбора  детей для спортивного  ориентирования 

     Начало  специализированной подготовки с 13-14 лет. До четырнадцатилетнего возраста невозможно определить предрасположенность к спортивному ориентированию на уровне элиты. Поэтому целесообразно сделать возрастной диапазон приема детей в спортивные школы достаточно широким — в пределах 4-5 лет.

Информация о работе Отбор в спортивном ориентировании