Основы современной методики воспитания скоростно-силовых способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей пред ель-рой величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Содержание

Введение
Показатели и методы измерения скоростно-силовых способностей
Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
Проявление скоростно-силовых способностей в прыжках на батуте
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТФК Скооростно-силовые способности.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

  - скоростное, где решается задача повышения  скорости бега:  бег  со  старта, ускорения, бег под гору, по ветру;

  - скоростно-силовое  - сочетание упражнений без отягощений  или  с  небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против  ветра,  в  гору,  по опилкам, песку и т.д.;

  - силовое - парные и  групповые  упражнения  с  сопротивлением,  акробатика, гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по  канату и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг. Основные методы: метод  динамических  усилий,  метод  повторного  выполнения статического  и  динамического  силовых   упражнений,   широкое   применение игрового метода.

  3. Этап спортивного совершенствования. Основная цель - неуклонное повышение объема  и  интенсивности  тренировочных нагрузок,   специализированная   работа   по   совершенствованию    основных физических качеств. Важной  задачей  является  то,  что   развитие   скоростно-силовых   качеств необходимо осуществлять главным образом путем  применения  скоростно-силовых упражнений,   где   силовые   способности   бегуна    достигают    максимума преимущественно  за  счет  увеличения  скорости  сокращения  мышц:  бег   на короткие дистанции, всевозможные  "короткие"  прыжки,  "длинные"  прыжки  на отрезках 30-60  м,  метание  (ядер,  камней,  набивных  мячей)  относительно небольшого  веса  -  2-4  кг).  На  этом  этапе   подготовки   целесообразно использовать  физические  упражнения,  которые  воздействуют   на   мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге. Основные методы: метод повторного упражнения,  круговой  метод,  комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

  4. Этап реализации спортивного потенциала.  Основная  цель  -  значительное повышение объема и интенсивности  тренировочных  нагрузок,  в  том  числе  и скоростно-силовых. Основная  задача  -  максимальное   использование   тренировочных   средств, способных вызвать бурное  протекание  адаптационных  процессов.  Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.

  Скоростно-силовая  подготовка  строго  дифференцирована.  Средства,  методы, режим  работы  мышц,  величина   сопротивлений,   интенсивность   выполнения упражнений, количество  повторений,  длительность  и характер  отдыха  дают возможность  решить  в  методическом  плане  важную   проблему   специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов. Основные  методы:  метод  повторного  выполнения   силового   упражнения   с отягощениями  малого  и   среднего   веса,  метод   повторного   выполнении статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и  круговой методы.

  Выполнение  значительного объема скоростно-силовых  упражнений на  этом  этапе препятствует стабилизации уровня  быстроты;  возникновению  так  называемого "скоростного барьера". Ведущая роль  в процессе  увеличения  скорости  бега должна  быть  отведена  методу  повторного  использования  скоростно-силовых упражнений.

  5. Заключительный этап соревновательной карьеры. Основная  цель  -   сугубо   индивидуальный   подход   к   тренировочным   и соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт  спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти  резервы в  вариантах  планирования  тренировочной   нагрузки,   выявлении   наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки. 

  Методика  развития скоростно-силовых  способностей  

      Для   развития  специальных   скоростно-силовых   качеств   используются

  различные  упражнения  с  сопротивлениями,  позволяющие  воздействовать   на

  мышцы, несущие  необходимую нагрузку в  основном  упражнении  при  сохранении

  его  динамической  структуры.  К  группе  упражнений  «взрывного»  характера

  относятся упражнения не только с ациклической структурой  движения  (прыжки,

  метания и  др.), но и с циклической структурой (бег и  плавание  на  короткие

  отрезки, спринтерские велосипедные гонки на  треке  и  др.).  Представляется

  целесообразным  разделить  все  упражнения  для развития  скоростно-силовых

  качеств на три  группы.

      Первая  группа:  упражнения  с преодолением  сопротивлений,   величина

  которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается,  а

  уровень проявления силы повышается.

      Вторая  группа:  упражнения  с преодолением  сопротивления,   величина

  которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

      Третья  группа:  упражнения  с преодолением  сопротивления,   величина

  которого  равна  соревновательной,  скорость  движений  околомаксимальная  и

  выше.

      Локальные упражнения (специально-вспомогательные)  относятся только  к

  первой группе. Глобальные  упражнения  специальные — к первой  и второй.

  Глобальные  упражнения основные — только к  третьей группе.

      Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств  являются

  общими для  различных спортсменов — выбор  их  не  зависит  от  специализации,

  квалификации  и индивидуальных особенностей спортсмена.

      В  циклических видах спорта применяется  комплекс методов сопряженного  и

  вариативного  воздействия, кратковременных усилий и повторный; в  циклических

  видах спорта—  эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

      Опыт  спортивной практики и специальные   исследования  (В.  М.  Дьячков,

  1957—1970)  показывают,  что  эффективным  средством  повышения  способности

  использовать  скоростно-силовой  потенциал  является  выполнение   основного

  упражнения  с субпредельной и предельной интенсивностью  (метод  сопряженного

  воздействия).  Но  объем  таких  упражнений,  хотя  и  имеет   тенденцию   к

  ежегодному   росту,   все   же   крайне   ограничен.   Например,    в    год

  квалифицированные прыгуны  в  высоту  выполняют  всего  около  360  прыжков,

  метатели копья  — 270—300 бросков.

      Необходим  поиск методических путей, которые позволили бы  значительно

  увеличить  объем  средств,  стимулирующих  повышение  степени  использования

  скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности.

      В  спортивной практике  уже  давно   известны  специальные  упражнения  с

  утяжеленными   и   облегченными   (по    отношению    к    соревновательным)

  сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный  характер  н,  как,

  показали     комплексны,      тензометрические,      циклографические      и

  электромиографические исследования  (В.  В.  Кузнецов,  И:  П.  Ратов,  В.Н.

  Муравьев, С. В. Возняк, 1961—1964; Е. Н. Матвеев, В.  М.  Зациорский,  1965;

  В.  В.  Кузнецов  и  Н.  В.  Басов,  1968,  и  др.),  величина  используемых

  сопротивлений в  большинстве  случаев  нарушала  необходимую  взаимосвязь  в

  работе специфических  мышцей мышечных  групп.  Было  выявлено,  что  величина

  утяжеления  или облегчения  преодолеваемого  сопротивления  (по  отношению  к

  соревновательной  величине) в каждом конкретном случае должна быть  предельно

  позволяющей сохранить специфическую структуру  движения.

      Применение  утяжеленных и  облегченных   сопротивлений  дает  возможность

  избирательно  воздействовать  на  повышение  уровня  использования  отдельных

  компонентов   специальных   скоростно-силовых    качеств    (силового    или

  скоростного) и  позволяет  резко  увеличить  объем  специальных  упражнений.

  Объясняется  это  тем,  что,   преодолевая   утяжеленные   или   облегченные

  сопротивления, спортсмен даже при выполнении  упражнения  с  околопредельной

  (80%)  интенсивностью  превышает  соревновательные   показатели   проявления

  рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых  качеств.

      Однако   резкое   увеличение   объема   специальных   упражнений   таит

  определенную  опасность.  Излишний  акцент  на   выполнение   упражнений   с

  облегченными  или утяжеленными  сопротивлениями  как  в  одном  тренировочном

  занятии, так  и  на  отдельном  этапе  годичной  тренировки  будет  вести  к

  одностороннему   совершенствованию   использования   отдельных    параметров

  специальных скоростно-силовых качеств при  выполнении  основного,  упражнения

  (уровень   использования   одного   из   них   будет   повышаться,   другого—

  понижаться). Будет тормозиться и совершенствование  технического мастерства.

      Как  показали экспериментальные исследования (ВВ.  Кузнецов,  1959—1969;

  В. В. Кузнецов и сотр., 1962—1970), избежать перечисленные  выше  недостатки

  помогает применение метода вариативного  воздействия.  Суть  его  состоит  в

  оптимальном  количественном  чередовании  облегченных соревновательных   и

  утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного  занятия,  так и

  на отдельных  этапах годичной тренировки.

      Исследования  показали  также, что метод вариативного   воздействия

  эффективен и при решении задачи повышения уровня  использования  силового  и

  скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.

      Было  установлено, что в  процессе  совершенствования  скоростно-силовых

  качеств с  помощью метода вариативного воздействия  необходимо часто  изменять

  величину облегченного и утяжеленного  сопротивления,  чтобы  не  образовался

  стойкий стереотип  на каждое сопротивление в отдельности.

      При  выполнении  основного  упражнения  применяются комплексы методов:

  сопряженного  воздействия  и повторный или вариативного   воздействия   и

  повторный;  для  специальных  упражнений  используются  в  комплексе   метод

  вариативного  воздействия  и  повторный;  для  специально-вспомогательных  —

  метод кратковременных  усилий и повторный. 

      Используемая  для  развития   специальных   скоростно-силовых   качеств

  величина   преодолеваемого   сопротивления   равна   соревновательной    при

  выполнении  основного упражнения  и  меньше  или  больше  ее  при  выполнении

  специальных упражнений.

      Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к

  соревновательной  величине)  должно  быть  в  каждом  индивидуальном  случае

  предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю  структуру движения.

      В  видах  спорта,  в  которых   на  соревнованиях  спортсмену  приходится

  преодолевать  вес собственного тела, увеличение этого веса может  достигаться

  за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного  на  теле  спортсмена;

  б) преодоления  дополнительного сопротивления  на  велостанке  или  утяжеления

  велосипеда    (в    тренировке     велосипедиста-спринтера);     преодоления

  сопротивления электромотора, соединенного леской  с  телом  спортсмена,  или

  бега на подъем 10—15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.

      Для  уменьшения преодолеваемого сопротивления  могут использоваться: а) в

  прыжковых упражнениях (прыжки в  длину,  тройным)—  выполнение  разбега  под

Информация о работе Основы современной методики воспитания скоростно-силовых способностей