Основы современной методики воспитания скоростно-силовых способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей пред ель-рой величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Содержание

Введение
Показатели и методы измерения скоростно-силовых способностей
Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
Проявление скоростно-силовых способностей в прыжках на батуте
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТФК Скооростно-силовые способности.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

  Российский  Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма 
 
 
 
 
 

  Основы  современной методики воспитания скоростно-силовых  способностей. 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил: студент 3 курса, II отделения,

  13 группы, Палеха Иван

  Проверила: Федотова Анастасия Александровна 
 
 
 
 
 
 

13.01.2010

  План:

  1. Введение
  2. Показатели и методы измерения скоростно-силовых способностей
  3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
  4. Проявление скоростно-силовых способностей в прыжках на батуте
  5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Скоростно-силовые  способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.

  К скоростно-силовым  способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей пред ель-рой величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

  Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила— способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

  Скоростно-силовые  способности главным образом  обуславливают мощность движения. Мощность это сочетание силы и скорости и в разных проявлениях соотношение  этих компонентов различно, например: в  упражнениях с преодолением больших сопротивлений, таких как штага или вес тела соперника преимущественно проявляется силовой компонент, метательные, ударные, прыжковые упражнения требуют проявления скоростного компонента.

  Главной проблемой  развития скоростно-силовых способностей является быстрота выполнения движения. Как известно скоростные качества наименее тренируемые, по сравнению с остальными, большую роль играет наследственность, мышечная композиция, скорость нервной системы, упругий компонент двигательного аппарата. Учитывая этот факт, современные методики рассчитывают на развитие собственно силовых способностей, и здесь можно столкнуться с проблемой снижения скорости движений в результате роста силового компонента, поэтому силовые упражнения подбираются в зависимости от двигательного действия, так чтобы развиваемую силу можно было проявить в определенном двигательном действии без потери в скорости, точности и амплитуды. 

  Показатели  и методы измерения  скоростно-силовых  способностей

  Главным показателем  скоростно-силовых способностей является взрывная сила. Которая в свою очередь зависит от следующих механизмов:

  1) внутримышечная  координация, улучшение которой  способствует более быстрому  включению в кратковременную  синхронизированную работу большого  числа двигательных единиц с  большой степенью их напряжения, тем самым увеличивается взрывная сила отдельных мышц;

  2) межмышечная  координация, с улучшением которой  возрастает суммарная величина  проявления взрывной силы отдельных  мышц, несущих основную нагрузку, в меньший промежуток времени за счет налаживания более согласованной работы синергистов между собой и мышцами - антагонистами.

  Значит чтобы  развить взрывную силу необходимо проявить максимальное усилие в минимальный  отрезок времени. Эта скорость нарастания силы научным языком называется градиент силы и является основным показателем взрывной силы.

  Скорость  изменения силы (градиент силы)

  Слово «скорость» употребляется для обозначения  не только быстроты изменения положения тела или его частей в пространстве, но и быстроты изменения других показателей. Сила действия, которую проявляет человек в одной попытке, непрерывно изменяется. Это вызывает – необходимость изучения скорости изменения силы - градиента силы. Градиент силы особенно важен при изучении движений, где необходимо проявлять большую силу в возможно короткое время – «взрывом»

  Измерение градиента  силы проводят с помощью тензодатчиков (аппаратов оснащенных тензодатчиками), регистрирующих временные и силовые параметры двигательного действия. В частном случае градиент силы при отталкивании измеряют с помощью тензоплатформы.

  Математически градиент силы равен первой производной  от силы по времени: dF/dt

  Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным  расслаблением имеет вид показанный на рис. 1. Для численной характеристики градиента силы используют обычно один из следующих показателей:

    
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 1               Рис. 2

  Регистрация показателей скорости нарастания силы (градиента силы): Fтax – наивысшее значение силы. t mах- время достижения максимальной силы, F 0.5max- половина максимальной сипы, t О,5тах –время достижения половины максимальной силы   Кривые нарастания силы у двух спортсменов

  1) время достижения  силы, равной половине максимальной, (tO.5 max ). Нередко именно этот показатель называют градиентом силы (такое словоупотребление удобно своей краткостью, но не вполне точно);

  2) частное  от деления Fmax/tmax. Этот показатель называют скоростно-силовым индексом. Он равен тангенсу угла на рис. 1.

  В тех случаях, когда речь идет о перемещении собственного тела спортсмена (а не снаряда), удобно пользоваться так" называемым коэффициентом реактивности (по Ю. В. Верхошанскому):

                       Fmax_________

      tmах * вес тела спортсмена 

  Скорость нарастания силы играет большую роль в быстрых движениях. Ее практическое значение легко понять из рис. 2, где приведены кривые проявления силы двумя спортсменами - А и Б. У спортсмена А - большая максимальная сила и низкий градиент силы; у спортсмена Б, наоборот, градиент силы высок, а максимальные силовые возможности небольшие. При большой длительности движения (t > t3) когда оба спортсмена успевают проявить свою максимальную силу, преимущество оказывается у более сильного спортсмена А. Если же время выполнения движения очень коротко (меньше t1 на рис. 2), то преимущество будет на стороне спортсмена Б.

  C ростом спортивной квалификации время выполнения движений обычно сокращается и поэтому роль градиента силы становится более значимой.

  Время, необходимое  для достижения максимальной силы (tmax), составляет примерно 300-400 МС. Время проявления силы действия во многих движениях значительно меньше. Например, отталкивание в беге у сильнейших спринтеров длится менее 100 мс, отталкивание в прыжках в длину - менее 150-180 мс, отталкивание в прыжках в высоту -  менее 250 мс, финальное усилие в метании копья – примерно 150 мс и т. п. Во всех этих случаях спортсмены не успевают проявить свою /максимальную силу и достигаемая скорость зависит в значительной степени от градиента силы. Например, между высотой прыжка вверх с места и коэффициентом реактивности очень большая корреляция (прыгает выше тот спортсмен, кто при том же собственном весе может развить большую силу отталкивания за наименьшее время).

  Средства  и методы развития скоростно-силовых  способностей 

  Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых  способностей можно разбить на три группы:

    1. Упражнения с преодолением  собственного  веса  тела:  быстрый бег по прямой,  быстрые  передвижения  боком,  спиной,  перемещения  с   изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на  одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а  также  упражнения,  связанные  с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

    2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет,  манжетка,  утяжеленный снаряд).  К этим  упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые  упражнения,  метания  и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

    3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

    Система  упражнений  скоростно-силовой   подготовки  направлена  на  решение основной задачи - развитие быстроты  движений  и  силы  определенной  группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям:  скоростному, скоростно-силовому и силовому.

    Скоростное направление предусматривает использование упражнений  первой группы,  с  преодолением  собственного  веса,  упражнений,   выполняемых   в облегченных  условиях.  К  этому  же  направлению  можно   отнести   методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и  сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой  сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по  частям  и  в облегченных условиях.

     Скоростно-силовое  направление ставит  своей целью развитие   скорости движения  одновременно  с  развитием  силы  определенной   группы   мышц   и предполагает  использование  упражнений  второй  и   третьей   группы,   где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. 

   Практический  опыт работы  и  результаты  ряда  исследований  показали,  что уровень развития абсолютной силы мышц для бегунов на  средние  дистанции  не играет существенной роли в достижении высоких спортивных результатов.  Более значимы  взрывная  и  быстрая   сила   и   особенно   динамическая   силовая выносливость,  обусловливающие  уровень  развития  специальной  выносливости бегунов.

  В  процессе  многолетней  скоростно-силовой  подготовки   средневика   можно выделить несколько этапов.

  1. Этап начальной тренировки. Основная цель - содействие гармоничному  формированию  растущего  организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических  качеств, устранение недостатков физического развития.

  Развитие  скоростно-силовых  качеств  на   этом   этапе   подготовки   носит комплексный характер: кроме  специальноподготовительных  упражнений   в   тренировочном   процессе значительное место отводится  подвижным  и  спортивным  играм,  всевозможным эстафетам,    которые    вызывают    эмоциональный    подъем    и    большую заинтересованность занимающихся.

  В комплексах  специальноподготовительных  упражнений  их  количество  должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции"  -  от 6  до  15  раз,  время выполнения  комплекса с учетом   общего   времени, затраченного на упражнения  и  активный  отдых,  -  12-15  мин.  Дети  этого возраста  более  расположены  выполнять  кратковременные   скоростно-силовые упражнения,   поэтому   в   тренировке    чаще    используются    прыжковые, акробатические и динамические упражнения.

  Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового  упражнения без отягощения и с небольшим  отягощением,  метод  упражнения,  выполняемого при смешанном (ауксотоническом), режиме  работы  мышц,  применение  игрового метода с широким использованием  упражнений  из  различных  видов  спорта  и подвижных игр.

  2. Этап специализации. Основная цель - повышение объема  и  интенсивности  тренировочных  нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.

  Стремление  многих  тренеров  увеличить  объем  беговых  средств,  выполнить достаточно  высокий   разрядный   норматив   приводит   к   быстрому   росту результатов,  что  в  дальнейшем  неизбежно   сказывается   на   становлении спортивного  мастерства.  Разносторонняя  подготовка  на  этом   этапе   при небольшом  объеме  беговых  средств  более  благоприятна  для   последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

  Основные  задачи:  развитие  мускулатуры  бегуна  в  целом  (в  частности  - укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья,  создание  двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных  двигательных  навыков,  в том числе и скоростно-силовых. Скоростно-силовая  подготовка  на  этом  этапе,  направленная  на   развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

Информация о работе Основы современной методики воспитания скоростно-силовых способностей