Основные положения методики закаливания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.

Содержание

Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Закаливание воздухом
3. Закаливание водой
4. Закаливание солнцем
5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

К регулярным воздушным  ваннам можно приступить, когда ребенку  исполнилось 2—3 мес. Летом малышей  раздевают и оставляют лежать без одежды в кроватке, которую  в солнечные дни ставят в тень (под дерево, навес, тент), в хорошо защищенное от ветра и пыли место, время от времени перевертывая, чтобы  воздух действовал на всю поверхность  тела. Полезно сочетать воздушные ванны с движением: у детей первых месяцев жизни — с массажем и гимнастикой, после 6 месяцев — с игрой в манеже или кроватке. В возрасте 1 года и старше ребят одевают в легкие трусики и предоставляют им возможность самостоятельно играть, бегать. Старшим детям полезно сочетать воздушную ванну зимой с 3—5-минутной утренней зарядкой.

При первых признаках  охлаждения ребенка (появление «гусиной»  кожи, дрожание, озноб) или вялости  воздушную ванну прекращают. После  ванны ребенок должен быть бодрым, веселым. В тех случаях, когда  он после нее становится вялым  и капризным, процедуру следует  временно сократить или прекратить и обратиться к врачу. После улучшения  самочувствия ребенка воздушные  ванны, как правило, начинают с той  же температуры, при которой они  были прерваны.

Для грудного ребенка  при воздушной ванне оптимальная  температура воздуха как в комнате, так и на улице — не ниже 22°С. После соответствующих тренировок ванну можно проводить и при температуре 20°С. Воздушные ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре не ниже 20°С, постепенно понижая ее до 18°С. Для закаленных детей старшего возраста воздушные ванны вполне допустимы даже при 16°С, 15°С.

Первые воздушные  ванны проводят, соблюдая осторожность, в течение не более 2—3 мин для  малышей первого года жизни и 3—5 мин для двух- и трехгодовалых  детей. Затем их продолжительность  постепенно доводят до 30 мин для  детей первого года жизни и 45—60 мин для малышей 2—3 лет. Лучше  всего делать воздушные ванны  одинаковой продолжительности 2 раза в  день: утром и вечером. Старшие  дети в жаркое время года вполне могут большую часть дня быть на воздухе в одних трусиках. Дошкольники  и школьники при температуре  воздуха 18—16°С начинают воздушные ванны с продолжительностью в 5—10 мин и доводят ее постепенно до 1—3 ч. В это время дети должны активно двигаться.

Наиболее благоприятное  время для воздушных ванн летом  — промежуток между 8 и 18 ч. Лучше  всего проводить их после дневного сна, но не раньше чем через 1 ч после  завтрака и 2 ч после обеда. Если воздушная  ванна сочетается с солнечной, она предваряет или завершает последнюю и всегда заканчивается обливанием или душем. Воздушные ванны противопоказаны резко ослабленному и лихорадящему ребенку. Легко возбудимым и нервным детям их разрешают перед сном без каких-либо физических нагрузок и не более чем на 10 мин. Сон малыша после воздушной ванны становится более спокойным и крепким.

3. Закаливание водой

Водные процедуры  — доступное и в то же время  мощное средство закаливания. Вода оказывает  на теплорегуляцию более сильное  влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Пагубное влияние  непосредственного охлаждения слизистой  оболочки носа, глотки и гортани  на защитные свойства мукоцилиарного клиренса, который останавливается, а его защитный организм перестаёт действовать, что закономерно приводит к простуде. В этих случаях, защита слизистой верхних дыхательных путей (ВДП) от непосредственного охлаждения может предупредить простуду. Однако даже такие меры защиты носа, глотки и гортани от их охлаждения не защищают от простуды, при охлаждении всего организма или отдельных его частей. Особенно ярко это проявляется при охлаждении ступней ног, которые через рефлексогенные зоны на подошвах ног, имеют прямую связь со слизистой ВДП. Благодаря именно этой рефлексогенной зоне ног, охлаждение подошв ног вызывают рефлекторную реакцию со стороны слизистых оболочек, в виде остановки мукоцилиарного клиренса, как будто произошло местное охлаждение ВДП, что закономерно приводит к простуде.

Оказалось, что тренировочное  охлаждение подошв ног не только успешно  адаптирует мукоцилиарный клиренс к подобным нагрузкам, но и дополнительно активизируется его для борьбы с простудной инфекцией. Поэтому, тренировка холодом именно подошв ног является для организма наиболее эффективным способом закаливания. Например, ежедневное обливание по пояс ледяной водой не даёт такой выраженной устойчивости к холоду, какую организм приобретает после тренировочного охлаждения подошв ног. Практическое использование тренировочного охлаждения ступней ног даёт наиболее быстрый (10-12дней) и эффективный результат по адаптации организма к холоду и выработке устойчивости людей к простуде от охлаждения.

Опыты показали, что  уже в течение первой минуты после, погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой  оболочки носа.

Если же человек  систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился  к подобным температурным воздействиям.

Закаленный ребенок  легче переносит внезапную смену  тепла и холода.

Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кожные кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает к внутренним органам, а кожа становится бледной и холодной. Иногда появляются так называемая «гусиная кожа» и дрожь. Однако уже через  полминуты — минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает  ощущение тепла — кожа розовеет и становится теплой.

При длительном охлаждении после недолгого ощущения тепла  кожа вновь бледнеет, даже приобретает  синюшный оттенок, синеют губы и наступает озноб. Эти явления крайне вредны.

При закаливании  водой требуется строгая постепенность  в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.

Так же как и воздухом, закаливание водой вне помещения  начинают летом: теплая вода предохраняет еще не окрепший организм от охлаждения, и продолжают систематически в течение  всего года. Закаливание водой  проводят на улице в хорошо защищенных от ветра местах, а в холодное время года и в ветреную погоду летом только в помещении с  температурой воздуха не ниже 19— 20°С. Важно не допустить охлаждения ребенка  перед процедурой.

В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические  ванны, умывания, обливание стоп, а  также обтирания, общие обливания, душ и купания.

Ванны, умывания и  обливание стоп. Академик Г. Н. Сперанский не рекомендует даже грудных детей  купать в очень теплой воде, так  как это изнеживает детский организм. Температура воды в ванне для  детей первого полугодия жизни  должна равняться температуре тела 36— 37°С, для детей второго полугодия и более старших 31°С. После ванны полезно облить ребенка 2—3 л воды с температурой на 1 — 2°С ниже той, что была в ванне. Со временем ее снижают еще на 1 — 2°С.

Температура воды для  обливания после гигиенической  ванны сначала равна 36°С, а затем через 2-3 дня, снижая ежедневно на один градус, ее доводят до 28°С. Нужно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка во время и после обливаний и в случае необходимости приостановить снижение температуры воды и ли совсем отказаться от этой процедуры.

Летом гигиеническую  ванну лучше проводить на воздухе, снижая температуру воды до 35-36°С.

С конца первого  года жизни ежедневно утром и  вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка умывают прохладной водой  не ниже 18°С. С полутора лет ребенка  ежедневно умывают до пояса теплой водой 36° С, а затем ее температуру  постепенно понижают до комнатной. Дошкольники и школьники моются до пояса самостоятельно. После умывания кожу растирают полотенцем, лучше махровым, до легкого покраснения. Если ребенок привык летом умываться до пояса прохладной водой, важно сохранить эту привычку и в зимнее время.

С двух лет перед  сном ежедневно обливают стоны (местное  обливание) сначала теплой водой (36оС), а затем постепенно снижают ее температуру через каждые 2 - 3 дня  на 1оС и доводят до 20—18оС. Для  дошкольников и школьников температура  воды может быть снижена до 15°  С. Дети, которым проводят обливание  стоп на протяжении всего года, обычно реже болеют простудными заболеваниями.

Обтирания начинают, когда ребенку исполнится 6 мес. Эта  довольно нежная и наиболее простая  водная процедура также требует  постепенности в снижении температуры  воды. До обтирания водой в течение 7 - 10 дней делают растирания рукавичкой из фланели рук и ног ребенка  по направлению к сердцу, затем  шеи, груди, живого и поверхности  тела сзади.

Начинают обтирания  теплой водой (35—36оС). Через каждые 5—7 дней температуру ее снижают  на 1°С и доводят для детей первого года жизни до 28-30о С. для двух- и трехлетних малышей до 26-25°С. Обтирания детей дошкольного возраста начинают при температуре воды 33 – 32оС, постепенно доводя ее до комнатной. Однако вода не должна быть ниже 16— 17о С. В случае перерыва в обтираниях вновь начинать их следует водой той температуры, которая была при последней процедуре. После длительных перерывов обтирания возобновляют при более высокой температуры воды. Иногда по указанию врача добавляют соль из расчета 1-2 чайные ложки соли на стакан воды.

Обтирания следует  проводить как в летнее, так  и зимнее время. Лучше это делать после ночного сна, когда тело ребенка еще теплое. Обтирание  делают куском фланели, рукавичкой, специально сшитой из специальной ткани или  концом хорошо выстиранного полотенца, намоченным и хорошо выжатым. Обтирание  производят в следующей последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь и спину. После этого  малыша завертывают в простынку  и насухо вытирают до легкого покраснения  кожи.

Общее обливание  и душ – более сильные закаливающие процедуры. Обливания начинают с  годовалого возраста, а душ в виде ежедневной процедуры закаливания  – не раньше полутора лет. Если обливания  или душ проводят в холодную пору, ребенка приучают к ним постепенно. Летом же их начинают сразу, используя  садовую лейку с сеткой или  кувшин, и устраивают, как правило, на воздухе при температуре в  тени не ниже 18°С. Зимой обливание  или душ проводят утром, после  ночного сна, в ванной комнате. Температура  в помещении должна быть не ниже 18—19°С. Пусть малыш потрогает  воду рукой и убедится, что она  не холодна и не горяча. Удобно проводить  обливание и душ в специально оборудованной кабине, защищающей от ветра. При этом важно, чтобы струя  воды не попадала на голову — высота ее падения на малыша до 3 лет не должна превышать 10 см, для ребенка дошкольного  возраста она может быть равна 25—50 см. После обливания тело вытирают досуха и энергично растирают.

Как и другие водные процедуры, обливание и душ требуют  постепенного снижения через 2—3 дня  температуры воды с 36—35°С на 1°С ежедневно, доведения ее для детей 2-го года жизни до 28—26°С, для детей 3-го года—до 25—24°С. Дошкольникам температура воды может быть постепенно снижена до 22—20°С, а детям 6—8 лет — даже до 18°С. Длительность обливания или душа — не более 1—2 мин.

Нужно считаться  с ощущениями ребенка во время  процедуры и не спешить со снижением  температуры. Не следует при обтирании  или обливании мыть кожу мылом, так  как частое его употребление чрезмерно  ее сушит. Обливания и душ, начатые  летом, желательно продолжать и в  холодное время года. Естественно, что  они противопоказаны значительно  ослабленным и больным (лихорадящим) детям.

Купание — одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы  купание не принесло вреда, приступать к нему можно после того, как  ребенка уже несколько раз  обливали водой или он принимал душ.

Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего  возраста, т. е. тогда, когда ребенок  достаточно хорошо ходит. Течение должно быть медленным, дно песчаным, а глубина такой, чтобы вода доходила приблизительно до колен. Нельзя купаться в загрязненных водоемах, вблизи мест водопоя скота. Вместе с малышом в воде обязательно должен находиться взрослый. Чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него отрицательного отношения к купанию, нельзя обрызгивать, насильно погружать его в воду. Перед купанием тело малыша предварительно согревают упражнениями или игрой, однако нельзя купать и разгоряченных, вспотевших детей.

Купаясь, нужно больше двигаться, тогда даже прохладная вода будет переноситься легко. После  купания ребенка вытирают досуха, одевают и отводят в тень для  отдыха. Если он озяб, его заставляют побегать. Солнечные ванны после  купания недопустимы.

Не рекомендуется  купаться натощак, а также раньше чем через 1 - 2 ч после еды. Дошкольникам достаточно искупаться один раз в  день. Здоровым школьникам в жаркое время года можно позволить это дважды с перерывом в 3—4 ч. Малыш находится в воде вначале не более 3—5 мин, затем это время можно увеличить до 8—10 мин. Хорошо закаленным школьникам время купания можно продлить до 20 мин. Чем выше температура воды и чем больше двигается ребенок, тем дольше он может находиться в воде.

Длительное купание—до «посинения» очень вредно. Однако в повседневной жизни дети нередко  злоупотребляют купанием, а взрослые относятся к этому равнодушно.

Информация о работе Основные положения методики закаливания