Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:30, реферат
Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.
Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Закаливание воздухом
3. Закаливание водой
4. Закаливание солнцем
5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении
Заключение
Список литературы
Федеральное
государственное бюджетное
образовательное учреждение
По дисциплине: Физическое воспитание.
На тему: Основные положения
методики закаливания.
Оглавление
Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Закаливание воздухом
3. Закаливание водой
4. Закаливание солнцем
5. Оздоровительные
мероприятия в детском
Заключение
Список литературы
Введение
Закаливание — это
научно обоснованное систематическое
использование естественных факторов
природы для повышения
Каким же образом
природные факторы оказывают
закаливающее влияние на организм?
Для того, чтобы понять, почему точно
дозированные воздействия природных факторов
повышают иммунитет и работоспособность
человека, снижают влияние стрессовых
ситуаций, следует знать физиологические
механизмы закаливания, теплорегуляцию
организма (теплообразование и теплоотдача).
1.
Основные принципы
закаливания
Закаливание позволяет
организму сохранять
Принцип систематичности.
Закаливающие процедуры должны проводиться
систематически: ежедневно, без длительных
перерывов, так как только регулярность
процедур обеспечивает повышение способности
нервной системы адаптироваться
к меняющимся условиям внешней среды.
Повторность воздействия
Имеет значение и точное дозирование силы и длительности воздействия раздражителя. Исследования показали, что привыкание к холоду происходит быстрее в том случае, если охлаждение производится ежедневно по 5 мин., а не, например, в течение 10 мин. через день. Длительные перерывы ведут к полной или частичной утрате приобретенных защитных реакций.
Принцип «от простого к сложному» в практике закаливания организма сводится к применению вначале щадящих процедур и постепенному переходу к более сильным воздействиям. Принцип постепенности и последовательности увеличения дозировки воздействий обеспечивает достижение желаемого результата, так как только повышение требований стимулирует усиление устойчивости организма к воздействиям.
Несоблюдение принципов закаливания может повлечь за собой ухудшение здоровья, поэтому при выборе процедур об этом нельзя забывать.
Так как реакция организма на закаливающие мероприятия неодинакова, при выборе дозировки и вида процедур учитываются также возраст, состояние здоровья и другие индивидуальные особенности человека. Например, дети, пожилые люди, а также те, кто страдает хроническими заболеваниями или недавно болели, более чувствительны к влиянию факторов внешней среды, чем здоровые взрослые люди.
Принцип сочетания
общих и местных воздействий
также базируется на научных данных.
Несмотря на то, что местные процедуры
оказывают не столь сильное действие,
как общие, при которых воздействию
подвергается вся поверхность тела,
правильное закаливание отдельных
участков тела также эффективно. Особенно
при использовании местных
Принцип активного
режима подразумевает повышение
эффективности закаливания при
выполнении во время процедур физических
упражнений, так как исследования
показали, что физические упражнения
при закаливании холодом дают
возможность компенсировать вызванную
охлаждением усиленную
Повышается устойчивость
организма только к тому раздражителю,
воздействию которого он систематически
подвергался. А потому разностороннее
закаливание подразумевает
Самоконтроль дает
возможность оценить, насколько
правильно подобран режим закаливания.
Если вы чувствуете себя хорошо, у вас
здоровый аппетит и сон, вы ощущаете
прилив сил и жизненной энергии,
значит, вы выбрали правильный режим
закаливания. При появлении каких-либо
жалоб надо скорректировать систему
закаливания и посоветоваться с
врачом. В систематическом
2. Закаливание воздухом
Температура воздуха
обычно ниже температуры тела, и
поэтому воздух раздражает кожу, слизистые
оболочки дыхательных путей и
находящиеся в них нервные
окончания — рецепторы. При постепенном
увеличении этого раздражения
Ребенка надо приучать
к свежему воздуху с раннего
детства. К сожалению, некоторые
родители, опасаясь простуды, лишают детей
прогулок, плохо проветривают помещение.
Особенно оберегают детей, склонных
к насморку, гриппу, ангине, бронхиту.
Их усиленно кутают, умывают теплой
водой, держат в помещении. Естественно,
что, будучи лишены свежего воздуха,
дети становятся вялыми, бледными, у
них снижается аппетит и
Какова методика закаливания воздухом? Прежде всего необходимо систематически и тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Даже в холодное время года это надо делать не менее 3—4 раз в день. В отсутствие малыша, например, когда он находится на прогулке, хорошо провести сквозное проветривание, при котором открывают не только форточку, но и дверь. Обязательно следует проветривать комнату перед сном. Для того чтобы избежать в присутствии ребенка резкого притока в комнату холодного воздуха, форточку завешивают 2—3 слоями марли. В теплое время года окна или форточки должны быть открыты постоянно.
Очень важно оберегать воздух жилых помещений от загрязнения, поддерживать постоянную температуру (18—20°С), не курить в комнатах, где находятся дети.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проводил как можно больше времени вне помещения — на свежем воздухе, причем не только летом, но и зимой. Ежедневная прогулка во все времена года не только в солнечную, но и в пасмурную погоду должна входить в режим дня ребенка любого возраста. Известный советский педиатр акад. Г. Н. Сперанский писал, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Ежедневные прогулки укрепляют нервную систему, улучшают кровообращение, закаливают и предохраняют от рахита.
Ребенка, родившегося летом, если температура воздуха не ниже 12— 15°С, можно с первых дней жизни выносить гулять или укладывать его спать в комнате при открытом окне. Если ребенок родился в холодное время года, впервые его следует вынести на прогулку на 3 — 4-й неделе жизни при температуре воздуха не ниже минус 5°С. К холодному воздуху малыша приучают постепенно. Сначала прогулки проводят на закрытой веранде или в комнате с открытой фрамугой или форточкой. В первые дни их продолжительность не превышает 10 мин, а затем ее доводят до 30—45 мин. Во время первых прогулок на улице в холодное время года ребенка держат на руках, а не возят в коляске или санках.
Детей первых 2-3 месяцев жизни зимой выносят на улицу при температуре не ниже минус 10°С. В холодные дни прогулки с ними лучше совершать 2 раза в день продолжительностью до 20-30 мин каждая, В более тёплое время пребывание на воздухе продолжается 45-60 мин и более. В возрасте 3-6 месяца ребенок может гулять при температуре воздуха до минус 12°С, а к концу года — даже и при минус 15°С. Зимой проводятся две прогулки общей продолжительностью от 1 ч до 2 - 3 ч.
Дети в возрасте 2—3 лет гуляют также 2 раза в день; минимальной температурой для уже тренированного малыша является 15—16°С ниже нуля. В районах с более холодной зимой, но менее влажным воздухом в безветренные дни ребенок может быть на воздухе и при более низкой температуре. Дошкольники и школьники должны находиться зимой на улице не менее 3—4 ч.
Для прогулки по возможности выбирают место, защищенное от ветра, ибо движение воздуха усиливает теплоотдачу и содействует переохлаждению, а сильный ветер затрудняет нормальное дыхание. В морозные дни, чтобы предохранить малыша от обморожения, целесообразно смазать его лицо чистым жиром, например гусиным. При температуре воздуха минус 20°С прогулку можно организовать дома: ребенка одевают и укладывают в кровать поближе к окну, открывая форточку.
В теплое время года детям грудного и ясельного возраста необходимо проводить на воздухе большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) — почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот платком или шарфом. Этого делать не следует, так как ребенок при таком укутывании не дышит свежим воздухом и смысл прогулки теряется.
Малыша одевают по сезону, не допуская ни охлаждения, ни (об этом часто забывают) перегревания. Нельзя чрезмерно кутать детей, так как перегревание так же вредно для их здоровья, как и охлаждение: и то, и другое предрасполагает к заболеваниям.
Дети очень подвижны. Слишком тепло одетому ребенку трудно двигаться, и он скорее мерзнет, чем одетый более легко, быстро устает и потеет. Иногда у «заботливых» мамаш и бабушек малыш даже в комнате одет в шерстяной свитер и теплые чулки. В помещении ребенок должен носить сравнительно легкую одежду.
Во время прогулки детям дают игрушки, побуждая их к движению, особенно в холодное время года. Зимой они играют с метелками, лопатками, катаются на санках и лыжах. Если ребенок быстро зябнет, прогулку заканчивают раньше положенного срока.
Воздушные ванны являются нежным, осторожным и эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего воздуха и рассеянная солнечная радиация. В результате в организме вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в зависимости от потребности в теплоотдаче.
В летнее время воздушные ванны проводят вне дома, в тени, а в неблагоприятную погоду — в комнате при открытых окнах. В холодное время их проводят в хорошо проветренной, теплой комнате. При переодевании маленькие дети остаются раздетыми в течение нескольких секунд. Этот срок полезно постепенно увеличивать.