Основные двигательные качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2-3
1.Основные двигательные качества………………………………………….….…...4-5
2.Методы развития выносливости……………………………………………………5-8
3.Методы развития силы………………………………………………………….......8-11
Заключение…………………………………………………………………………...12
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Рефератфизра.docx

— 30.53 Кб (Скачать)

Содержание

    Введение…………………………………………………………………………….2-3

1.Основные  двигательные качества………………………………………….….…...4-5

2.Методы  развития выносливости……………………………………………………5-8

3.Методы  развития силы………………………………………………………….......8-11

   Заключение…………………………………………………………………………...12

   Список использованных источников……………………………………………….13

 

Введение

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение  оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.  К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей  физических качеств употребляются  термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает  активное и направленное воздействие  на рост показателей физического  качества.

Основу  двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят  силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится  о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс  развития соответствующих силовых  или скоростных способностей.

У каждого  человека двигательные способности  развиты по-своему. В основе разного  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических  задатков. На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические  задатки (свойства психодинамических  процессов, темперамент, характер, особенности  регуляции и саморегуляции психических  состояний и др.). 

О способностях человека судят не только по его  достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти  умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в  процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия  деятельности, используя соответствующие  физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции  на внешние нагрузки.

 

Основные  двигательные качества

Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость.  
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч,шнур).

Быстрота- способность человека выполнять  движения в наикратчайшее время. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег). Для развития быстроты целесообразно  использовать хорошо освоенные упражнения. 
Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе занимающиеся должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись совершить полёт в нужном направлении, а затем приземлиться в определённом месте; важно при выполнении упражнений учить занимающихся измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами. 
Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли площади опоры. 
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении, способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. 
 
 

Методы  развития выносливости

Среди совокупности физических проявлений человека в различной трудовой и спортивной деятельности особое место отводится  выносливости, т. е. способности в  течение длительного времени  представить внешнее сопротивление  посредством мышечных наращений.

Выносливость  человека характеризуется способностью противостоять конкретному виду утомления, возникающему при конкретной длительной работе. Выносливость всегда специфична. Чем лучше развита  выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза некомпенсированного  утомления, успешнее будет происходить  борьба организма с утомлением, продолжительнее  может быть сама работа.

Общая выносливость характеризуется способностью длительно выполнять различные  движения умеренной, невысокой длительности, включающие в работу значительные группы мышечной системы человека.

Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на большом фоне которой можно переходить к любому другому виду деятельности, более узконаправленной.

Для развития выносливости применяются разнообразные  методы тренировки, которые можно  разделить на несколько групп: непрерывные  и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки.

Каждый  из методов имеет свои особенности  и используется для совершенствования  тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых  упражнений.

Равномерный непрерывный

Этот  метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15-30 минут и до 1-3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут. Слабо подготовленные люди такую нагрузку сразу выдержать не могут, поэтому они должны постепенно увеличивать продолжительность тренировочной работы без наращивания её интенсивности.

Переменный  непрерывный метод

Этот  метод отличается от регламентированного  равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой  работы, характерной, например, для  спортивных и подвижных игр, единоборств. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался преимущественно аэробный характер нагрузки. 
Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся «терпеть», т. е. воспитывает волевые качества.

Интервальный  метод

Этот  метод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (обычно до 120 секунд) через строго определённые интервалы отдыха. Этот метод обычно используется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе. Изменяя такие параметры упражнения, как интенсивность его выполнения, продолжительность, величину интервалов отдыха и количество повторений упражнения, можно избирательно воздействовать как на анаэробные так и на аэробные компоненты выносливости.

Тренированные спортсмены в видах спорта на выносливость используют более жёсткие режимы работы - анаэробно-аэробные. В этом случае продолжительность упражнений увеличивается до 2-3 минут, интервалы  отдыха также должны быть достаточно продолжительными.

Интервальная  тренировка заключается в чередовании  упражнений продолжительностью от 15-20 до 90 секунд с примерно равными по длительности интервалами отдыха. Параметры  нагрузки подбираются так, чтобы  ЧСС в конце упражнения составляла 160-180 уд/мин, а к началу следующего повторения снижалась бы до 120-130 уд/мин. Кроме направленности на улучшение  аэробных возможностей, такая работа способствует увеличению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, укрепляет и развивает сердечную мышцу. В одной тренировке, в зависимости от уровня тренированности, возможно повторение упражнения от 10 до 50 раз.

Одной из специфических форм интервального  метода является круговая тренировка, заключающаяся в повторении серий  нециклических, обычно скоростно-силовых, или общеразвивающих упражнений с фиксированными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами  отдыха. Организационные особенности  метода состоят в одновременном  выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений «по кругу»: каждое упражнение выполняется на определённом месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой («по кругу») до завершения выполнения всего комплекса упражнений. Физиологическая направленность круговой тренировки варьирует в зависимости от параметров упражнений. Этот метод широко применяется и физической подготовке и в спорте для развития различных видов выносливости.

Повторный метод

Этот  метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Особенности применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в различных разделах физической подготовки и видов спорта. 
Контрольный (соревновательный)

Этот  метод состоит в однократном иди повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках. 
 

Методы  развития силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

     Воспитание силы сопровождается  утолщением и ростом мышечных  волокон. Развивая массу различных  мышечных групп, можно изменить телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу.

     Àбсолютная сила — суммарная  сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении.

     Относительная сила — величина  абсолютной силы, приходящаяся на  один килограмм массы тела  человека. Сила формируется посредством  упражнений с отягощениями: собственного  тела (выпрямление рук в упоре,  подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

Средствами  развития силы мышц являются различные  силовые упражнения, среди которых  можно выделить три их основных вида:

1.Упражнения  с внешним сопротивлением.

2. Упражнения  с преодолением веса собственного тела.

3. Изометрические  упражнения.

Упражнения  с внешним сопротивлением

Эти упражнения являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

1) упражнения  с тяжестями, в том числе  и на тренажерах, которые удобны  своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно  воздействовать не только на  отдельные мышцы, но и на  отдельные части мышц; 
2) упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;

Информация о работе Основные двигательные качества