ОРУ по гимнастике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики.

Содержание

Характеристика и методика обучения и проведения комплекса ОРУ:



1. Раздельным способом 5
используя прием показа 6
используя прием рассказа 6
приемом показа с одновременным

рассказом 7
приемом по разделениям 9



2. В движении 10



3. Поточным способом 12

Приложение № 1 17

Приложение № 2 15

Приложение № 3 18



Литература 19

Работа содержит 1 файл

ORU.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


Факультет физической культуры

 

Кафедра теории физической  культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Г. Григорьева

 

Методика проведения

общеразвивающих упражнений

различными способами 

 

Методические рекомендации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Характеристика и методика обучения и проведения комплекса ОРУ:

 

1. Раздельным способом    5

  • используя прием показа    6
  • используя прием рассказа    6
  • приемом  показа с одновременным

        рассказом     7

  • приемом по разделениям   9

 

2. В движении     10

 

3. Поточным способом    12

Приложение № 1     17

Приложение № 2     15

Приложение № 3     18

 

Литература      19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части  урока для которой они предназначаются. Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движения.

ОРУ, используемые в основной части могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм.

Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкульт. минуток, комплексом для показательных  выступлений и физкультурных праздников. Рассмотрим более подробно методику  подбора упражнений для комплекса ОРУ в подготовительной части урока по гимнастике. Комплекс ОРУ составляется по анатомическому признаку и включает 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма:

1 – мышц рук и  плечевого пояса;

2 -  шеи и туловища;

3 – ног;

4 – общего воздействия.

Определяя очередность  упражнений в комплексе рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков;
  • Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседания с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма;
  • В комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и задач;
  • В комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела;
  • Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности ССС. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.

Комплекс ОРУ проводится в разомкнутом  строю, колоннах и кругу.  Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

 

 

 

 

 

Раздельный  способ

 

Его сущность заключается в том, что между упражнениями существует пауза, в течение которой преподаватель объясняет очередное упражнение или дает указания по качеству выполнения отдельных действий. Это наиболее доступный способ проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также для освоения упражнений комплекса для проведения поточным способом и ритмической гимнастики, и представляющий в связи с этим наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Объяснение  упражнений может осуществляться различными способами информирования: только показом, только рассказом, сочетанием одновременного показа и рассказа, по разделениям.

 

 

 

 

 

Обучение ОРУ, используя прием показа

 

Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотрите следующее упражнение: исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показ осуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Если все приняли правильное положение, то далее следует команда “Упражнение начи-НАЙ!”. Преподаватель:

  • выполняет две четверки с одновременным “зеркальным” показом и подсчетом;
  • две четверки сопровождает выполняемое упражнение только с подсчетом и выявлением ошибок;
  • четыре четверки  дает указания по исправлению допущенных ошибок и для окончания упражнения восьмой четверки подается команда “И – раз, два, три, СТОЙ!”. Для окончания выполнения прыжков и бега на месте подается команда:

“Раз,         на месте,          шагом,          МАРШ!”

Этот  способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда не знают специальной терминологии и не умеют правильно принимать исходное положение.

 

 

 

Обучение ОРУ, используя прием рассказа

 

Преподаватель указывает исходное положение и рассказывает, что  нужно сделать на каждый счет. Например:

“Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс

“раз”       – стойка на носках, руки вверх;

“два”       – исходное положение;

“три”       –  стойка на носках, руки вверх;

“четыре” – исходное положение.

Затем подается команда “Исходное  положение – ПРИНЯТЬ!”. Проверяет исполнение и подает следующую команду “Упражнение начи-НАЙ!”. Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знания терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

Несмотря на ряд положительных  сторон, этот способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого количества пауз между упражнениями. Поэтому, если комплекс предварительно разучен или задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов ОРУ.

 

 

Обучение ОРУ  приемом показа

с одновременным  рассказом

  

Наиболее сложным представляется обучение проведению упражнения способом показа с одновременным рассказом и которая состоит из трех этапов. Методика обучения:

I этап – начальный. Задачи этапа:

  1. создать предварительное представление о проведении упражнений (проводит преподаватель);
  2. научить вести подсчет (на четыре счета) в различном темпе, с различной интонацией и силой голоса;
  3. научить подавать команды для начала упражнения (“Упражнение начи-НАЙ!”), ведение ритмичного подсчета и остановки упражнения (вместо четвертого счета дать команду “СТОЙ!”);
  4. то же при выполнении  упражнений в левую (в правую) сторону (“Упражнение влево начи-НАЙ!”); с левой (правой) ноги (“Упражнение с левой начи-НАЙ!”; “Упражнение с левой  руки начи-НАЙ!”);
  5. научить на фоне ритмического подсчета проговаривать слова, указывающие на качество выполнения упражнения:    например, 

                               1,             2,             3,            4

                               1,             2,             3,            4

                               1,             2,             3,            4

                        глубже     присед          3,            4

                         руки        прямые         3,            4

                              1,            2,     смотреть     прямо

 

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений поэтапно (раздельно) на заданном примере. Задачи этапа:

  1. записать упражнение по терминологии:

например: I.  И.П. – О.С., руки на пояс

        1 – присед, руки вперед;

        2 – И.П.;

        3 – наклон  назад, руки вверх;

        4 – И.П.

  1. научить словесному объяснению содержания заданного упражнения

(“исходное положение – основная  стойка, руки на пояс;

  “раз”       – присед, руки вперед;

  “два”       – исходное  положение;

  “три”       – наклон  назад, руки вверх;

  “четыре” – исходное положение”);

  1. научить выполнять практическое действие в следующей последовательности:
  • объяснение упражнения с одновременным показом;
  • подача команды для принятия исходного положения;
  • подача команды для начала упражнения;
  • выполнение упражнения вместе с группой (две четверки);
  • осуществление ритмического подсчета без выполнения упражнения (последующие шесть четверок);
  • команда для завершения упражнения.

 

 

 

 

  1. прослушать и записать указания преподавателя, направленные на качественное выполнение упражнения:

например,

 считать     1,             2,                 3,             4

                      глубже     присед            3,             4

                           1,             2,             руки     прямые

              энергичнее наклонитесь  назад            4

  1. самостоятельно провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на самом себе, в парах, учебных отделениях. Это означает:
  • две четверки – выполнить упражнение с одновременным его “зеркальным” показом и подсчетом;
  • две четверки – сопроводить выполняемое упражнение только подсчетом и выявить допускаемые ошибки;
  • четыре четверки – дать указание по исправлению допущенных в упражнении ошибок;
  • дать команду для завершения упражнения.
  1. оценить выполняемые действия практиканта.

III этап – самостоятельное составление упражнения (на четыре счета) и его проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе. Задачи этапа:

  1. составить и записать с графическим изображением упражнение;
  2. запомнить и проговорить составленное упражнение;
  3. записать указания, направленные на устранение возможных ошибок;
  4. провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на оценку преподавателя.

 

Обучение ОРУ  приемом по разделениям

 

Преподаватель подает команду “Исходное  положение  - ПРИНЯТЬ!” (показывает или называет его), вместе выполняет  движения на каждый счет. Например:

  • “Упор присев – ДЕЛАЙ  РАЗ!”, проверяет и требует пра-10
  •     вильное исполнение;
  • “Упор лежа – ДЕЛАЙ  ДВА!”;
  • “Согнуть руки – ДЕЛАЙ  ТРИ!” и т.д.

После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями  подается команда: “В целом упражнение начи-НАЙ!”.

Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятия, т.к. учащиеся не просто смотрят или слушают преподавателя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счета. При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность.

 

Обучение ОРУ  в движении

 

Этот способ отличается тем, что  упражнения выполняются без остановки  в  движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных

игр и легкой  атлетики). При проведении упражнений этим способом следует набрать необходимую дистанцию.

Создавать представление об упражнениях в этом случае можно показом, рассказом или сочетанием показа с рассказом. Показывая упражнение преподаватель должен двигаться навстречу группе так, чтобы его видели все занимающиеся.  Команда для принятия исходного положения должна подаваться точно и кратко, например: “Руки за голову - СТАВЬ!”. Команда для начала выполнения упражнения что и в раздельном способе (“Упражнение начи-НАЙ!”). Команда для прекращения выполнения упражнения подается под левую ногу в последней четверке (“Раз, два, закончить упражнение. Руки вниз – СТАВЬ! Обычным шагом – МАРШ!”). При проведении упражнения в движении преподаватель должен уметь оказывать помощь занимающимся подсчетом, подсказом, зеркальным показом. Применение подсчета помогает занимающимся усвоить предлагаемый темп и ритм выполнения упражнения. В зеркальном показе преподаватель демонстрирует образцовое выполнение упражнения. Подсказом  - напоминает последовательность двигательных действий и указывает отдельным занимающимся на допущенные ошибки. Разновидностью проведения ОРУ в движении является проходной способ. В этом случае идет перемещение учащихся через центр зала в колонну по три, по диагонали и т.д. (см. приложение № 3). Следует знать следующие требования:

Информация о работе ОРУ по гимнастике