Организация активного отдыха дошкольников в детском дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:08, контрольная работа

Описание работы

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания.

Работа содержит 1 файл

контрольная по физкультуре.docx

— 60.55 Кб (Скачать)
  •        1. Значение активного отдыха дошкольников в детском дошкольном учреждении.

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное  место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как  наиболее приемлемая и эффективная  форма активного отдыха детей. Многолетняя  практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных  праздников показал их положительное  влияние на воспитание у детей  интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи  и детского сада в решении задач  физического воспитания. Целью таких  праздников является активное участие  всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять  физические качества в необычных  условиях и игровых ситуациях. В  программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные  игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины  и загадки. Широкое использование  музыкальных произведений, игровых  приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни  ребенка. На праздник к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного  учреждения, спортсмены, активными  его участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и  аттракционы. Интересно проходят летние и зимние физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься», «Зимушка - зима», «Зимние забавы», «Праздник  Нептуна». В форе занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные  упражнения и игры в воде. Физкультурные  праздники являются важной организационной  формой работы, которая имеет большое  значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных  и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению  функциональных возможностей, улучшению  работоспособности и закаленности детей.

 Физкультурные праздники значимы  для всестороннего развития и  воспитания ребят. Во время  праздника они принимают заинтересованное  участие в разнообразной двигательной  деятельности - упражнениях, подвижных  и спортивных играх, эстафетах,  танцах, аттракционах. Действуя с  большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших  результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически.  Проявление самостоятельности и  инициативы в коллективе сверстников  способствуют активному применению  дошкольниками приобретенных ранее  двигательных умений и навыков,  развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве  и др. полезных качеств и способностей.

 Участие в праздниках и  подготовка к ним приносят  большое эмоциональное и эстетическое  удовлетворение, объединяет детей  и взрослых общими радостными  переживаниями, надолго остаются  в памяти как яркое событие.  Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места  проведения праздника и отдельных  видов соревнований, оригинальные  костюмы, красивые цветные эмблемы,  звучание музыки, торжественное  открытие и закрытие праздника  влияют на развитие у ребят  чувства красоты, хорошего вкуса,  воображения. Все это стимулирует  их творчество. Воспитатели привлекают  детей к изготовлению различных  поделок, для украшения спортивной  площадки и гимнастического зала, расчистки катка, прокладывания  лыжни, разметки беговых и велосипедных  дорожек, мест для игр, а  также подбору и размещению  физкультурного оборудования и  инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые  маленькие, не только участники,  но и болельщики, получают задания,  соответствующие их подготовленности. В следствии такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему, понимании идейной направленности физкультурного праздника определенной тематики. Праздники помогают донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Пробуждать чувство любви к родному краю и дружба к народам.

 Физкультурные праздники оказывают  действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

 Большое значение имеет слаженное  действие взрослых - сотрудников  дошкольного учреждения, родителей,  представителей шефствующих предприятий  и спортивных организаций, их  совместное участие в подготовке к программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.).

 Положительный пример взрослых  служит повышению родительского  авторитета. Привлечение их к  участию в детских физкультурных  праздниках содействует пропаганде  физической культуре и спорта  среди широких слоев населения  и является одной из форм  работы коллектива дошкольного  учреждения с родителями по  физическому воспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.

 

  • 2. Структура, виды физкультурных праздников и досугов.                                                                                                 Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.

Виды праздников:

народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

 международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

 православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

 бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

 праздники, которые специально  придумываются взрослыми с целью  доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

При организации праздников как  особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Значительную роль в празднике  играет музыка, создающая эмоциональный  подъем, веселое, бодрое, радостное  настроение.

 Праздник состоит из трех  частей. Первая часть праздника,  как правило, проходит в форме  физкультурного парада, который  начинается общим шествием детей,  разделенных на отдельные команды,  идущие со своими значками, вымпелами,  эмблемами. Движения проводятся  под музыку, стихи, песни, что  вызывает высокий эмоциональный  подъем. После физкультурного парада  дети демонстрируют свои умения  в играх и упражнениях. Старшие  группы участвуют в соревнованиях  в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами  соревнования, спортивных играх.  В праздник можно включать  и разнообразные аттракционы.  Эта часть праздника проводится  с учетом времени для каждой  возрастной группы и всех участников.

 Во второй части праздника  могут быть организованы кукольный  театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В  этой части обязательно вводятся  разнообразные сюрпризные моменты:  появление сказочных героев, фокусника,  танцоров и т.д.

 В заключение праздника гости,  дети, родители, воспитатели и сотрудники  детского сада исполняют общий  танец, импровизируя и веселясь.

 Интересно и увлекательно  проходят зимние физкультурные  праздники. Их содержание отражает  время года и включает в  себя катание на санках, коньках,  лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и  сюрпризные моменты. На зимнем  празднике песни и стихи ребенок  не исполняет. Сюрпризные моменты  — источник радости детей.

Наряду с физкультурными праздниками  следует проводить организованную форму активного отдыха детей  – физкультурные досуги (1-2 раза в месяц, длительностью 30-50 минут). Физкультурный  досуг не требует специальной  подготовки, он строится на знакомом детям  материале. Досуг желательно проводить  с несколькими группами, близкими по возрастному составу (например, старшая  и подготовительная к школе группы). При этом необходимо активное участие  воспитателя: он дает команду, подводит итоги, является судьёй соревнований. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя участников играет музыка. Она оказывает благотворное эстетическое воздействие на детей, закрепляя умение ритмично двигаться.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Первый  вариант. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности типа «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеек» и др. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.

Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в  игровой форме (с учетом уровня двигательной активности). Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры-упражнения на равновесие – «Пройди, не упади» - и на внимание – «Помни имя свое», «Собери предметы парами». Детям с низкой двигательной активностью – игры-упражнения на быстроту реакции и развитие ловкости – «Займи свой домик», «Удочка», «Догони меня».

После небольшого отдыха (в течение 4-5 минут) детям предлагаются игры меньшей  степени интенсивности – например, «Узнай по голосу», «Карусель», народные игры.

Второй  вариант. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам. Так, детям с высоким и средним уровнем двигательной активностью и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр, с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики можно дать более простые задания, с постепенным увеличением физической нагрузки.

Дети выходят на спортивную площадку, приветствуя друг друга, и строятся в две колонны (команды). Далее - приветствие  капитанов. Судья (воспитатель) дает задание. Для первой команды (детям с высоким  уровнем двигательной активностью) – отбивать мяч с продвижением вперед на расстояние 4-5 метров, стараясь не потерять его; подбрасывать и ловить мяч 10 раз подряд. Для второй команды (с низким уровнем двигательной активностью) – отбивать мяч, немного продвигаясь вперед и старясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.

Третий  вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Первая подгруппа (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений (езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой»). Вторая подгруппа (с низкой двигательной активностью) выполняет задание, направленное на развитие быстроты движений (езда на велосипеде по прямой с разной скоростью).

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям. Для первой подгруппы (с высокой ДА) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра-эстафета «Построй пирамиду»: дети строятся в две колонны, первый ребенок каждой команды по сигналу воспитателя бежит в коней площадки (один – в левый угол, другой – в правый) до обозначенных мест, где лежат большие кубы. Смотрит на рисунок, находящийся возле куба, берет из корзины (стоящей рядом) маленький кубик определенного цвета – в соответствии с рисунком, ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своей колонны, при этом дотрагиваясь рукой до впереди стоящего. Каждый последующий кубик нужно поставить так, чтобы получилась пирамида, изображенная на рисунке.

Для второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) предлагается более простая эстафета «Кто быстрей прокатит мяч». Дети строятся в две колонны. Первый ребенок в каждой колонне стоит у линии старта с мячом в руках. По сигналу воспитателя прокатывает мяч по узкой дорожке, выложенной из палок, до противоположной стороны площадки, догоняет его, ударяет мячом о стену и бежит с ним к своей команде, передает мяч впереди стоящему игроку и встает в конец колонны. Следующий ребенок выполняет те же действия. Игры-эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо делать перерыв (5-7 минут), в это время предложить детям вспомнить загадки, пословицы, считалки.

Пятый вариант.  Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Вначале дети выполняют произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Можно составить и танцевальную композицию. Через 10-15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – воспитатель с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку, называя какое-либо имя. Если это имя ребенка, то он ловит мяч и встает на место воспитателя, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку (можно предложить фрагмент из разученного на занятиях музыкально-ритмического комплекса «Танец петушков», «Танец пингвинов», «Танец медвежат»).

Информация о работе Организация активного отдыха дошкольников в детском дошкольном учреждении