Олимпийские игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Одной из самых древних цивилизаций в мире считается- Греческая. Цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории, достижениями её философов, архитекторов, поэтов, математиков, скульпторов и, конечно, атлетов восхищаются до сих пор. Греки были одной из первох наций, у которых физиеские упражнения и спорт составляли обязательную часть повседневной жизни.

Работа содержит 1 файл

готовый реферат - олимпийские игры .docx

— 42.49 Кб (Скачать)

Введение.

Одной из самых древних цивилизаций  в мире считается- Греческая. Цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории, достижениями её философов, архитекторов, поэтов, математиков, скульпторов  и, конечно, атлетов  восхищаются  до сих пор. Греки были одной из первох наций, у которых физиеские  упражнения и спорт составляли обязательную часть повседневной жизни.

Первые  достоверные исторические данные о  проведении Олимпийских игр относятся  к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Олимпийские игры древней греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.  
 
 

Олимпия расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в 20 км от Ионического моря, 257 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для  зрителей на которой располагалось  по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

 Будучи  местом проведения Олимпийских  игр, Олимпия была историческим  и культурным центром Древней  Греции с большим количеством  древнейших памятников, строительство  которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми  местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса  и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса,  Геры. В честь Игр в Олимпии  было сооружено много красивых  статуй, алтарей, храмов. Наиболее  известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая  статуя Зевса, высотой более  12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

Легенды возникновения олимпийских  игр.

Зарождение  Олимпийских игр в Древней  Греции совпало по времени, когда  историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих  историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские  игры связывают с именами народного  героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга  и эллинского царя Ифита.

Самая известная легенда гласит, как  царь Элиды Ифит, видя, что его  народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица  Аполлона передала ему повеление  богов: устроить угодные им общегреческие  атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный  союз. Олимпию, где надлежало проводить  это празднество, объявили священным  местом, а любого, кто войдет в  ее пределы вооруженным, – преступником.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара  говорится, что рождение Олимпийских  игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм.

Но есть и третья, далеко не последняя, легенда  возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский  царь Ифит после эпидемии чумы обратился  к дельфийскому оракулу за предсказанием  относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой  Ифит предложил спартанскому народному  законодателю Ликургу совместно  последовать этому совету. После  долгих споров они заключили в  884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх. 

Согласно  другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую  ветвь и учредил игры атлетов  в ознаменование победы Зевса  над его свирепым отцом Кроном.

Ещё одна легенда повествует о том что, основателем Игр стал Пелопс. Выиграв  в гонках на колесницах в память о своей победе он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.

По древнегреческой  легенде основателем олимпийского стадиона был Геракл. В честь победы своего отца Зевса над дедом Титаном  Геракл со своими братьями устроили соревнования в беге примерно в 17 в. до н. э. У подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое равнялось 600 его  ступням или 192 м 27 см. На таком примитивной беговой дорожке на протяжении трех столетий проходили игры, названные позднее Олимпийскими. На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» 

Известно  также предание, что Геракл, организовав  Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в  гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области  Пелопоннес, где находилась «столица»  античных Олимпийских игр.

Некоторые исследователи же утверждают, что  Олимпийские игры проводились в  честь праздника урожая. Поэтому  и победители награждались оливковой  веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.

Однако  греческие боги и мифологические герои причастны к появлению  не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К  примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца  Зевса), а панкратион восходит к легендарной  схватке Тезея с Минотавром.

На первых тринадцати Играх греки соревновались  только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже  отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу  включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые  проведены соревнования по борьбе и  пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также  метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу  состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены  гонки на колесницах (запряженных  четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться  гонки колесниц, запряженных парой  взрослых лошадей, молодыми лошадьми или  мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе  Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также  проводиться скачки на жеребятах) и  панкратион – единоборство, соединявшее  в себе элементы борьбы и кулачного  боя с минимальными ограничениями  на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без  правил.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских  игр, знакомые нам по современным  соревнованиям, но они заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие  атлеты прыгали в длину не с  разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен  отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала  хорошей координации. Метание копья  и диска (со временем вместо каменного  атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был  поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал  себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности  и у беговых дисциплин: бег  в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов  и трубачей, попеременный бег и  гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали  участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним  добавились пятиборье, кулачный бой  и панкратион.

Помимо  атлетических соревнований, на Олимпийских  играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной  частью программы.  

Организация Игр.

  К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр Македонский пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем».

Организация античных Олимпийских игр предусматривала  контроль не только за ходом самих  Игр, но и за подготовкой атлетов  к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев  до начала Игр атлеты проходили интенсивную  подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После  выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских  игр еще месяц готовились по специальной  программе – уже под руководством элланодиков.

Все желающие принять участие в Играх, за год  от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут  готовиться к предстоящим соревнованиям  не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все  потенциальные их участники прибывали  в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших  к гимнасии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам  под присмотрам специальных судей ("элланодиков"), которые затем  занимались допуском спортсменов на Игры

 Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Информация о работе Олимпийские игры