Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательной школы по программе «Президентских состязаний»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:34, дипломная работа

Описание работы

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Содержание

ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования………………... 8
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность,
двигательная (физическая) подготовленность, физические качества. 8
Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет 8
Характеристика двигательной активности учащихся начальной
школы в режиме дня…………………………………………………….. 14
Краткая характеристика физических качеств и особенности их развития…………………………………………………………………... 16
Характеристика системы физических упражнений для учащихся начальной школы……………………………………………………..…. 33
Характеристика программы «Президентских состязаний»….…36
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..… 39
2.1. Организация исследования……………………………………...… 39
2.2. Методы исследования…………………………………………...… . 40
2.2.1. Анализ литературных источников……………………………..…40
2.2.2. Тестирование……………………………………………………… 41
2.2.3. Методы математической статистики ……………………………. 41
ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ………………… 42
3.1. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся на уроках физической культуры…………………………………………….……. 43
3.2. Характеристика результатов тестирования…………………………43
Заключение……………………………………………………………… 45
Выводы…………………………………...……………………………… 46
Список литературы……………………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

Результаты исследования согласуются  с данными о том, что учащиеся общеобразовательных школ имеют  удовлетворительный уровень физической подготовленности. Это очевидный факт, т.к. статистические данные оценки уровня здоровья детей говорят о том, что 15% детей можно отнести к здоровым,  80% детей имеют отклонения в состоянии здоровья, 5% составляют больные дети. На состояние здоровья детей оказывают влияния различные факторы  наследственные, экологические, социальные, в том числе и низкая двигательная активность. На наш взгляд учителям физической культуры необходимо пересмотреть содержание программного материала в условиях 3-х уроков физкультуры, с целью повышения уровня образования младших школьников, а так же уровня физической подготовленности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что  на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силивые упражнения, с 9 до 11 лет прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. Младший школьный возраст благоприятен так же для развития гибкости. Координационные способности развиты недостаточно, но в играх им необходимо уделять достаточно времени. Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым утомлением. Для поддержания правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за дыханием.

Развитие физических качеств на уроках физической культуры должны носить циклический комплексный характер, который обеспечит кумулятивный эффект и позволит повысить уровень  физической подготовленности.

Образовательную направленность и  уровень двигательной активности учащихся можно повысить за счет урока ритмической  гимнастики.

Обязательным дополнением к  физическому совершенствованию  младших школьников является организация  физкультурных мероприятий в  режиме дня. Они в себе несут не только развивающий, но и оздоровительный эффект. Снижение уровня утомления позволит более продуктивно управлять учебным процессом, повышая качество обучения детей.

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Изучение современных подходов к организации физического воспитания младших школьников, направленных на повышение уровня физической подготовленности позволило определить пути решения данной проблемы.
  2. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный  уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения.
  3. Системный подход к организации уроков физической культуры младших школьников, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет  третьего урока физкультуры, а так же включение ритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесс позволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.
  4. Предложенная программа планирования учебного материала по физической культуре для учащихся 2-х классов позволит улучшить образовательную направленность учащихся, внедрить в практику теорию развивающего обучения, повысить уровень развития физических качеств.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Губа В.Г. - Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет //Физическая культура в школе.- 1982.- № 7.-С.12-17
  2. Гужаловский  А.А.- Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн: Нар. Асвета, 1978.- 257с.
  3. Дешле С.А. – Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 кл. //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 4.-С .29-34.
  4. Дешле С.А. – Развитие ловкости у младших школьников //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 8.-С.19-21.
  5. Дешле С.А. – Развитие быстроты у младших школьников //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 11.-С.19-23.
  6. Жук Э.И. Взаимосвязь моторной памяти с моторным созреванием и успеваемостью детей младшего школьного возраста //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Минск, 1981.- Вып. 11.-С.23-29.
  7. Киршев С.П., Неверкович С.Д. - Построение программы по физической культуре для начальной школы// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-М.-
  8. Корниенко И.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М.- 1985.- 37с.
  9. Курпан Ю.И. – Физическое воспитание учащихся I – XI классов с направленным развитием двигательных  способностей //Физическая культура в школе.-М.- 1994г.-№ 6.-С.22-27.
  10. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. -  Ритмическая гимнастика в школе.- ИПК СГУ.-Ставрополь.-1998.- 203 с.
  11. Лебедев В.М., Жук Э.И. – влияние различных форм физических упражнений на моторную зрелость детей 7-10 лет. //Теория и практика физической культуры.-М.- 1982.- № 4.
  12. Лебедева Т.Н. Двигательная активность и вопросы обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. - Минск: 1979.
  13. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. – Основы методики физического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1990.
  14. Никитин В.И. – Для оценки двигательной подготовленности школьников //Физическая культура в школе.-М.- 1982.-№ 7
  15. Покацкий А.Г. – Повышение двигательной подготовленности учащихся 6-9 лет на уроках физической культуры. - Улан-Уда: Изд. Бурятск. Пединститут, 1995.
  16. Ребенок и физические  нагрузки. – Кожанов В.В., М.: 1990.
  17. Развитие скоростных качеств у младших школьников – Ляпидовский А. – 1990.
  18. Развитие двигательных качеств школьников / Под. ред. З.И. Кузнецовой. Изд. «Просвещение».- М.- 1967.
  19. Развитие физических качеств на уроках гимнастики 2-3 кл. /Под ред. Окунева А.П. – 1989.
  20. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. – М.: Знание.- 1987.
  21. Усов А.В. Совершенствование процесса обучения и развития двигательных качеств у учащихся I-IV классов на уроках физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М. – 1989.
  22. Фарбер Д.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М.: 1985.
  23. Шлемин А.М. Организация занятий и методика их проведения// Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы. – Методические рекомендации. М.: 1985.
  24. Шлемин А.М., Любомирский Л.Е. Формирование двигательной функции и развитие движений у детей младшего возраста// Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста. – М., 1986.
  25. Шлемин А.М. – Формирование у детей двигательной функции // Физическая культура в школе.- 1983.- № 1.
  26. Физическая культура. Учебник / Под ред. Г.Б. Мейксона 2-е изд. – М.: Просвещение ,1997
  27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия»,2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОСТРОЕНИЕ  ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Предлагаемый курс существенно  отличается от действующих программ по физической культуре в начальной школе. Отличается прежде всего тем, что являет собой попытку организовать обучение на уроках физической культуры в начальных классах, опираясь на передовую психолого-педагогическую теорию, а именно, концепцию развивающего обучения. Специфика развития науки о физической культуре предопределила приоритет биологического фактора как методологической основы физического воспитания на всех ступенях системы образования. Место ведущего звена физического образования - психолого-педагогической теории обучения двигательным действиям - заняли данные накопленного опыта, обобщенного и представленного в виде подробных методических положений. Данный факт предопределил существующие трудности развития новых подходов в преподавании и низкий, даже в сравнении с другими дисциплинами, научный уровень применяемых на уроках физической культуры педагогических технологий. На практике, как правило, учитель физической культуры действует, исходя из своего опыта и имеющихся условий. Цель настоящего проекта - дать научное обоснование преподаванию физической культуры в начальной школе.

Принципы построения курса. Прежде чем paскрыть содержание курса, представляется целесообразным дать определение понятия о лежащих в его основе принципах.

1. Принцип формирования  теоретического мышления и теоретических званий. Данный принцип является ведущим, отражает суть курса и предопределяет его направленность на развитие мышления и обучение школьника. Если обучение на уроках физической культуры построено по принципу повторения двигательного действия за учителем, дает поверхностное, частное знание об этих действиях, то его результатом является эмпирическое мышление учащихся. Предлагаемый  курс призван дать возможность ученикам самостоятельно исследовать двигательное действие, находить его существенный механизм и на основе этого затем- семейство родственных двигательных действий. В соответствии с концепцией развивающего обучения теоретическое познание явлений действительности возможно лишь в случае выполнения субъектом особых познавательных действий. Это прежде всего действие моделирования, смысл которого состоит в замещении изучаемого объекта другим, специально для этого созданным; действие анализа, состоящее в преобразовании условий с целью установить их значение в существовании явления; действие планирования собственной деятельности по анализу заданных условий; действие рефлексии, смысл которого состоит в выявлении субъектом оснований собственных действий, в установлении того, как вырабатывались определенные знания и представления. Сюда же следует отнести и познавательное действие конструирования, заключающееся в создании новых ситуаций по заданным правилам с опорой на известный способ. Перечисленные познавательные действия должны иметь место в учебном процессе, осуществляться ребенком при изучении явлений физической культуры. Это не означает, что настоящий курс вообще не содержит свойственных традиционному обучению форм передачи знаний. Предусматривается блок определенных положений, прежде всего гигиенического характера, ознакомить которыми учащихся предполагается в ходе бесед и рассказа учителя.

2. Принцип отсутствия  нормативов и традиционного обучения  технике выполнения двигательных  действий. Представляется важным в качестве одного из принципов заявить отказ от того, что является сегодня одним из краеугольных камней существующего физкультурного образования - нормативов выполнения двигательного действия. Как известно, эти нормативы выступают критерием успешности обучения, физического воспитания и физкультурного образования в школе. В результате обучение на уроке физической культуры сводится к демонстрации и последующему тренингу некоторого варианта выполнения двигательного действия (техники), что противоречит идее развития познающего мышления. Норматив в качестве критерия успешности учебной деятельности не нужен, таким критерием должен стать способ добывания знаний формирования двигательных умений. Это, однако, не исключает возможного применения нормативов в качестве тестов при контроле за уровнем развития двигательных качеств учащихся, что является особой задачей физического воспитания в школе. Вторая часть формулировки настоящего принципа подчеркивает необходимость не "натаскивать" ученика на какой-то взятый для него извне вариант выполнения двигательного действия, а формировать способность каждый раз выстраивать свой оптимальный способ решения той или иной двигательной задачи, исходя из условий, особенностей и возможностей своего организма. Приведенное положение тем более верно, что не может быть двух одинаковых человеческих организмов и, следовательно, идеального для всех способа выполнения того или иного двигательного действия. Обучать этому бессмысленно. В то же время исходный существенный механизм выполнения двигательных действий родственной группы ученик должен открывать для себя самостоятельно в ходе исследовательской по форме учебной деятельности.

3. Принцип направленности  на развитие физических качеств. Рассматривая формирующуюся личность младшего школьника, следует выделить мышление как главный психический процесс, основной фактор развития и осуществления ведущего в данном возрасте типа деятельности - учебной деятельности. Однако нельзя не учитывать в учебном процессе того, что в это время бурными темпами идет и формирование организма ребенка. Данные возрастной физиологии позволяют говорить о существовании сенситивных периодов развития таких физических качеств, как сила, ловкость, координация в школьном возрасте. Следовательно, задачей физического воспитания в школе остается развитие физических качеств соответственно возрасту ученика, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой. Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений - многократного повторения заданного двигательного действия. Другими словами, принципиально по-иному, нежели развивающее мышление, происходит познание учеником явлений сферы физической культуры. Здесь имеет место не исследование, а тренинг и уместны тесты как средство контроля за уровнем развития физических качеств. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательным действиям, она должна ставиться специально, должны предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля. Вместе с тем сразу следует признать, что задачу соответствующего возрасту развития физических качеств в условиях существующего сегодня учебного процесса в школе решить невозможно. Требуются регулярные ежедневные занятия, в то время как на уроки физической культуры отводятся лишь два часа в неделю. Условие это совершенно обязательное, и ожидать полноценного решения этой задачи в рамках настоящего курса не приходится. Если современная школа действительно ставит во главу угла личность ученика и ее всестороннее развитие, то затронутый вопрос становится очевидным, имеет прецеденты в истории и требует немедленного решения. Причем не обязательно идти экстенсивным путем - путем увеличения часов дисциплины "Физическая культура". В целях подчинения учебного процесса школы единым принципам логичнее предусмотреть формы и средства воспитания физических качеств на уроках по другим дисциплинам либо включать в учебный план новые дисциплины, предусматривающие такие средства .изначально.

Описание содержания курса. Прежде чем перейти к описанию содержания курса, целесообразно предварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее как средства описания учебной деятельности учащихся. Это следует сделать еще и потому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретить различные подходы и противоречащие друг другу формулировки.

"Двигательная деятельность" определяется нами как явление культуры, выступающее объектом изучения учащихся на уроках физического воспитания.

"Двигательное действие" - единица двигательной деятельности; последовательность движений, подчиненная  цели.

"Движение" - двигательный  акт, не имеющий самостоятельной цели, но в цепи подобных двигательных актов составляющий целенаправленное двигательное действие. Движение призвано, исходя из условий, решать обусловленную целью двигательного действия задачу.

"Двигательное умение" - освоенный субъектом способ выполнения двигательного действия.

"Двигательный навык" - автоматизированное двигательное  действие, сформированное путем  упражнений.

Анализ существующих программ курса "Физическая культура" для начальной школы позволяет  сделать как минимум следующие заключения:

- содержание программ  определено эмпирическим путем,  исходя из накопленного опыта  и возможностей детей;

- курс физической культуры  для начальной школы фактически  дублирует подобные курсы для  дошкольных учебных учреждений, средней и старшей школы - те же разделы, схожие задачи, отличие лишь в уровне сложности упражнений и осваиваемых двигательных действий;

- содержание известных  программ не позволяет реализовать  принципы, взятые нами за основу  предлагаемого курса физической  культуры для начальной школы.

Из этого следует, что  содержание нового курса должно существенно  отличаться от имеющихся и необходим  соответствующий логико-предметный анализ учебного материала. Реализация принципа формирования теоретических  знаний и теоретического мышления требует выделения в учебном материале некоторых исходных отношений, понятий, самостоятельно освоив которые ребенок смог бы сразу решать группу родственных задач. Материал предмета "Физическая культура" позволяет выделить такие группы элементарных родственных двигательных действий. Это прежде всего простейшие виды прыжков, метаний, лазанья, бег, ходьба и т.п. Освоив некоторый общий механизм выполнения двигательных действий одной родственной группы, который и выступает в качестве исходного отношения, ребенок смог бы затем успешно его трансформировать в различных ситуациях. Переход от одного семейства двигательных действий к другому и должен стать центральной линией построения всего курса физической культуры для начальной школы. В итоге ребенок должен освоить существенные механизмы выполнения основных элементарных двигательных действий и способы их реализации в двигательной деятельности, т.е. самостоятельно формировать двигательные умения.

Информация о работе Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательной школы по программе «Президентских состязаний»