Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:34, дипломная работа
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования………………... 8
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность,
двигательная (физическая) подготовленность, физические качества. 8
Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет 8
Характеристика двигательной активности учащихся начальной
школы в режиме дня…………………………………………………….. 14
Краткая характеристика физических качеств и особенности их развития…………………………………………………………………... 16
Характеристика системы физических упражнений для учащихся начальной школы……………………………………………………..…. 33
Характеристика программы «Президентских состязаний»….…36
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..… 39
2.1. Организация исследования……………………………………...… 39
2.2. Методы исследования…………………………………………...… . 40
2.2.1. Анализ литературных источников……………………………..…40
2.2.2. Тестирование……………………………………………………… 41
2.2.3. Методы математической статистики ……………………………. 41
ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ………………… 42
3.1. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся на уроках физической культуры…………………………………………….……. 43
3.2. Характеристика результатов тестирования…………………………43
Заключение……………………………………………………………… 45
Выводы…………………………………...……………………………… 46
Список литературы……………………………………………..………
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Оценка уровня физической
подготовленности учащихся младших
классов общеобразовательной
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования………………... 8
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность,
двигательная (физическая) подготовленность, физические качества. 8
школы в режиме дня…………………………………………………….. 14
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..… 39
2.1. Организация исследования……………………………………...…
2.2. Методы исследования…………………………………………..
2.2.1. Анализ литературных источников……………………………..…40
2.2.2. Тестирование………………………………………………
2.2.3. Методы математической статистики ……………………………. 41
ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ………………… 42
3.1. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся на уроках физической культуры…………………………………………….……. 43
3.2. Характеристика результатов тестирования…………………………43
Заключение……………………………………………………
Выводы…………………………………...……………………
Список литературы…………………………………
Приложения..…………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников (урок физической культуры; физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника; внеклассные и внешкольные формы занятий), установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста.
Дальнейшие научные
Разработка
Глубокое, всестороннее изучение учащихся – первое и основное условие. Но если это изучение будет проводиться вне эксперимента, без исследования эффективности того или иного педагогического воздействия, то оно даст лишь обследовательский и поверхностно информирующий материал. Поэтому весьма важно накапливать научные данные о тех изменениях в росте и развитии детей, которые происходят в результате определенных внешних влияний (социально-экономических, климатогеографических, педагогических), с тем, чтобы выделить более существенные и полезные. И если представить, что эти данные должны быть получены применительно к каждой возрастно-половой группе детей, отличной от других по анатомо-физиологическим и психологическим признакам, то будет ясно, насколько велики масштабы предстоящих исследований.
В настоящее время научные
Продолжаются исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания. Выявляются особенности содержания и методики занятий со школьниками, нуждающимися в лечебном воздействии физических упражнений; ведутся поиски оптимального объема двигательной деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого физического развития, для детей, имеющих незначительные отклонения в костно-мышечной системе и недостаточное развитие основных двигательных качеств.
Весьма важны также
Среди актуальных проблем школьников физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Целью нашей работы являлась оценка уровня физической подготовленности учащихся начальной школы по программе «Президентских состязаний».
Задачи:
Гипотеза: рациональное соотношение средств воспитания физических качеств и обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры младших школьников позволит повысить уровень физической подготовленности учащихся.
Методы исследования:
1.Ретроспективный анализ литературных источников.
2.Тестирование.
3.Методы математической статистики.
ГЛАВА I . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность, двигательная (физическая) подготовленность, физические качества.
Двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность человека преимущественно может быть недостаточной (гипокинезия), избыточной или оптимальной. Границы оптимальной двигательной активности зависят от возраста, уровня физического развития, тренированности и других факторов. Резко выраженные крайности двигательной активности сопровождаются стрессовыми реакциями.
Движение – как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей.
Физические качества – определенные социально обусловленные совокупности биологических и механических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Физическая подготовка – общая физическая подготовка. Включает разностороннее развитие физических качеств.
1.2. Анатомо-физиологические
особенности развития детей 7-
В детском возрасте должен быть особо выделен период прихода ребенка в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям существования, неодинаково переносимым детьми.
В первые недели и месяцы обучения
у первоклассников
Не все дети 7-летнего, а особенно 6-летнего возраста физически и психологически готовы к школьному режиму и обучению. У детей, начинающих обучение раньше 7 лет, трудности адаптации возрастают. Среди 7-летних детей число не обладающих функциональной готовностью к школе колеблется от 0 до 14,7%, а среди 6-летних - от 10 до 50%. К показателям, на основании которых можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению, относятся уровни развития психики, здоровья и моторики. Развитие моторики определяет соматическую зрелость, адаптацию к школьным нагрузкам. Современные шестилетки отличаются недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, а также повышенной чувствительностью к ограничению двигательной активности и низкой сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям (Губа В.П., 1982).
Для облегчения и сокращения сроков адаптации шестилеток к школьному режиму большое значение имеет ступенеобразный (тренирующий) режим учебной работы и двигательный режим, обеспечивающий организм биологической потребностью в движениях. При таком режиме относительно устойчивое приспособление по показателям работоспособности, вегетативным сдвигам наступает через неделю после начала учебного года.
Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, позволяют считать, что интеллект 6-летних детей дает им возможность успешно обучаться в общеобразовательной школе. Однако замечательный советский педагог-новатор, академик Ш.А. Амонашвили предупреждает, что нельзя опыт работы с 7-летними школьниками автоматически переносить в класс 6-летних. Вся учебная и игровая деятельность должна соответствовать их возрастным особенностям и функциональным возможностям. Утомление, развивающееся в условиях увеличения объема умственных и статических нагрузок, дефицит двигательной активности лимитируют работоспособность, ухудшают физическое развитие детей, становятся причиной их частых заболеваний.
Поэтому обеспечение высокой
Методика физического
У 6-летних детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребенок теряет избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура, усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный рост приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм 6-летнего ребенка чрезвычайно податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности, статическим нагрузкам, психическому напряжению. Поэтому школьный режим шестилеток должен включать разнообразные формы и средства физического воспитания, обеспечивающие высокий уровень двигательной активности (Дешле С.А., 1982).
Установлено, что в возрасте 6-7 лет
значительно увеличиваются по сравнению
с детьми 4-5 лет резервные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, позволяющие выполнять