Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательной школы по программе «Президентских состязаний»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:34, дипломная работа

Описание работы

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Содержание

ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования………………... 8
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность,
двигательная (физическая) подготовленность, физические качества. 8
Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет 8
Характеристика двигательной активности учащихся начальной
школы в режиме дня…………………………………………………….. 14
Краткая характеристика физических качеств и особенности их развития…………………………………………………………………... 16
Характеристика системы физических упражнений для учащихся начальной школы……………………………………………………..…. 33
Характеристика программы «Президентских состязаний»….…36
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..… 39
2.1. Организация исследования……………………………………...… 39
2.2. Методы исследования…………………………………………...… . 40
2.2.1. Анализ литературных источников……………………………..…40
2.2.2. Тестирование……………………………………………………… 41
2.2.3. Методы математической статистики ……………………………. 41
ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ………………… 42
3.1. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся на уроках физической культуры…………………………………………….……. 43
3.2. Характеристика результатов тестирования…………………………43
Заключение……………………………………………………………… 45
Выводы…………………………………...……………………………… 46
Список литературы……………………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

 

1.6. Характеристика  программы "Президентские состязания".

 

 Программа "Президентские  состязания" рассчитана на всех  ребят, обучающихся в школе, независимо от их двигательной одаренности. В этом просматривается принципиально новый подход к организации соревнований, в основе которого максимальное, ничем не ограниченное вовлечение детей в спортивно-оздоровительное движение. Впервые после Всесоюзного комплекса ГТО появляется реальная программа, с выраженной оздоровительной направленностью, с высоким уровнем мотивации у детей, способная охватить широкие массы детей и взрослых;

  • новый подход к физическому воспитанию детей и молодежи базируется на расширении прежде всего спортивных занятий развивающей направленности, проводимых, как правило, за пределами школьного расписания;
  • программа построена с ориентацией на создание широкого спектра мотивации к занятиям физической культурой и спортом у людей различного возраста;
  • программа способна объединить детей различных стран мира через совместное подписание президентами этих стран Диплома для награждения детей;
  • программа основывается на такой системе физического воспитания, которая базируется прежде всего на самосовершенствовании, стимулирует самого человека к занятиям физическими упражнениями и самоконтролю своего состояния, она позволяет каждому человеку следить за собственным уровнем физической кондиции на протяжении практически всей жизни.

 Наиболее узким  звеном Положения о спортивно-оздоровительных  Играх является ее мотивационно-ценностная  ориентация. Устранив старые приказные  подходы, характерные для прежней  системы физического воспитания, мы еще только подступаем к  созданию механизмов, способных активно привлекать молодежь к занятиям физической культурой и спортом, учить вести здоровый образ жизни. Думается, этот вопрос заслуживает отдельного разговора на страницах журнала.

В школьном возрасте на первый план выходят мотивация и интерес к занятиям физической культурой и спортом. При этом игровая и соревновательная деятельность является наиболее эффективным средством в привлечении учащейся молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом (Гитов Б.К.,1996; Фомин Н.А.,1975). Центр соревновательной деятельности учащихся, по нашему мнению, следует перенести непосредственно в школу. Надо организовать систему очных состязаний внутри класса, школы, между соседними школами и систему заочных состязаний на любом уровне, вплоть до международных.

Надо активно вести  поиск наиболее ценных для молодежи мотивационных ориентиров в Президентской  программе, которые стимулировали  бы самого человека к занятиям физическими  упражнениями и самоконтролю своего состояния, при которой базовой  основой Программы становится система самосовершенствования.

Реализация Президентской  программы начинается с регионов России. Итоги реализации спортивно-оздоровительной  программы в регионах страны показывают следующее:

- Президентская спортивно-оздоровительная программа с интересом принята педагогическими коллективами школ разных городов;

- программа вызывает  интерес у детей и их родителей,  семья становится активным участником  этой программы; 

- у глав администраций  появился реальный инструмент  для управления спортивно-оздоровительной работой на местах;

- каждый учащийся при  выпуске из школы будет иметь  на руках персональную карту  "Проверь себя", которой он  научился пользоваться в школьные  годы и готов применять в  более зрелые годы.

Главы администраций  субъектов Российской Федерации понимают, что проблему всеобщего физического образования и общенародной физической культуры надо решать в своих регионах, главным образом в школах, поскольку через школу проходит каждый.

По данным ВНИИФКа, 95% школьников хотели бы систематически заниматься спортом. Однако наша система школьного воспитания искусственно сдерживает это могучее стремление молодежи к здоровому образу жизни.

 

ГЛАВА II. Организация и методы исследования.

 

2.1.Организация исследования.

 

  Исследование проводилось в  средней школе № 26   г.Ставрополя.           К эксперименту были привлечены учащиеся 2 «А» класса в количестве 25 человека, из них: 12 девочек и 13 мальчиков.

Программа физического воспитания в начальных классах предполагала 3 урока физкультуры в неделю. Из них два обычных, третий урок – ритмической гимнастики. Программа обучения включала несколько комплексов физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, а так же подвижные игры.

 Для определения рационального  соотношения средств воспитания  физических качеств у учащихся 2 класса была составлена таблица,  где определялось процентное  соотношение времени, необходимое  для эффективного развития физических  качеств  на уроках физической культуры .

Оценка уровня физической подготовленности проводилась  в сентябре – октябре 2003года по программе «Президентских состязаний». 

 

2.2. Методы исследования

 

2.2.1. Анализ  литературных источников.

 

По изучаемой нами проблеме был  проведен анализ 25 литературных источников. Прежде всего это обзор теоретико-методических подходов к физическому воспитанию школьников (анатомо-физиологические особенности физического развития детей младшего школьного возраста; характеристика двигательной активности детей; теоретико-методические особенности развития физических качеств; методические подходы к планированию учебного материала по физической культуре в условиях з-х уроков в неделю). 

 

2.2.2. Тестирование.

 

Оценка уровня физической подготовленности проводилась  сентябре – октябре 2003года по  программе    «Президентских состязаний». Учащиеся были ознакомлены с программой состязаний. На одном из уроков была проведена апробация программы состязаний, а затем и проведено тестирование. По таблицам был рассчитан индивидуальный показатель каждого физического качества, а затем составлен профиль общего уровня физической кондиции каждого ученика и всего класса в целом.

 

2.2.3. Методы  математической статистики.

 

Для расчета уровня физической кондиции школьников начальных классов были использованы специальные таблицы программы «Президентских состязаний, в которых за каждый вид испытаний дается определенное количество баллов от 1 до 50. В связи с тем, что в период контрольных испытаний не были определены критерии оценки,  мы на основании среднестатистических расчетов определили уровни физичнской подготовленности:

неудовлетворительный - 1-12 баллов

удовлетворительный     - 13-25 баллов

хороший  -  26-38 баллов

отличный – 39-50 баллов

                                                                 v

Среднестатистический расчет М =---------

                                                                 n

       v    -     результатов

       n    -     количество участников

ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ.

 

3.1. Методика организации  занятий.

 

В организации занятий необходима цикличность развития физических качеств. На одном уроке развиваются  выносливость и сила, на другом сила и быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной степени развиваются на каждом уроке, и преимущественно гибкость при изучении разделов гимнастики и акробатики.

Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует  отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I-IV классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Обучение двигательным действиям  и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны  между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на уроке развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.

Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного  и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые  двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.

Младший школьный возраст – благоприятный  период для развития всех координационных  и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует  уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (быстроте реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

Для достижения оптимальной общей  и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное  оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры (Минаев Б.Н., Шиян Б.М., 1990).

Третий урок физкультуры в неделю в обязательном порядке проводился по разделу ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика сочетает в  себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста. Развитие центральной нервной системы , сердечно-сосудистой, дыхательной систем, полнее всего реализуется потребность в двигательной активности в сочетании с положительными эмоциями и воспитании морально-волевых качеств. В качестве основного пособия используется учебное пособие «Ритмическая гимнастика в школе» под редакцией профессора Курысь В.Н., кандидата педагогических наук Грудницокй Н.Н.(1998).

 

3.2.  Характеристика  результатов тестирования.

 

Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов проводилась  в сентябре-октябре 2003 года  по программе «Президентских состязаний».

 Батарея тестов включала 6 нормативов: подтягивание – мальчики, отжимание  – девочки; прыжок в длину  с места; поднимание туловища  из положения лежа за 30 секунд; бег 30 метров; наклоны туловища вперед; бег 1000 метров (Приложение 1).

За каждый вид тестирования дается определенное количество очков от 1 до 50, по сумме  баллов которых определялся  индивидуальный  уровень физической подготовленности.

В связи с тем, что в сентябре месяце не были определены критерии оценки, мы на основании среднестатистических расчетов определили уровни физической подготовленности, которые могут использоваться как условные:

1 –12 баллов – неудовлетворительный

13 – 25 баллов – удовлетворительный

26 – 38 баллав – хороший

39 – 50 баллов – отличный.

Результаты тестирования позволили  определить наименьшую сумму баллов, которая составила 9,0 у девочек  и 11,6 у мальчиков, и наибольшую у  девочек 21,5 и у мальчиков 28,3 (таблица 2). Средний балл составил у девочек 15,3 и у мальчиков 15,9. Таким образом, уровень физической подготовленности у мальчиков выше, чем у девочек.

Таблица 2

Результаты тестирования учащихся 2 «А» класса

Пол

возраст

Кол-во

человек

Min

Сумма баллов

Max

Сумма

Баллов

Сумма

Баллов

М

 

М +

девочки

8

12

9,0

21,5

183,9

15,3

мальчики

8

13

11,6

21,5

206,1

15,9


 

На основании индивидуальных величин  мы попытались распределить учащихся по уровню их физической подготовленности  в соответствии с нашими критериями (таблица 3). Неудовлетворительный уровень  показали 1 девочка и 1 мальчик. Удовлетворительный уровень показали 11 девочек и 11 мальчиков. Хороший уровень показал 1 мальчик.

 

Таблица 3

 Уровень физической  подготовленности учащихся 2 «А»  класса

Уровень

Физической

подготовленности

баллы

девочки

мальчики

Кол-во

человек

Кол-во

человек

Неудовлетворительный

1 – 12

1

1

Удовлетворительный

13 – 25

11

11

Хороший

26 – 38

-

1

отличный

39 – 50

-

-

Информация о работе Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательной школы по программе «Президентских состязаний»