Оценка и анализ физической подготовленности студенток первого и второго курса по результатам экспресс - тестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Процесс взаимодействия учителя и учащегося в в физической подготовке. Предмет исследования: Условия эффективности физической подготовки. Методы исследования: Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы
Педагогические наблюдения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации 5
1.1.Мотивация студенток к физической активности 5
Глава I.I. Уровень здоровья старшекласников 8
2.1. Старший школьный возраст 8
Глава I.II. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье 12
3.1. Медико-биологические основы здорового образа жизни 12
3.2. Задачи учреждений образования в здоровьесбережении 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 654.57 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что  одному из наиболее важных направлений  по здоровьесбережению – обязательным урокам здоровья для учащихся (медицинская  подготовка, валеология, биолого-медицинские  профилактические разделы по другим предметам), придают важное значение всего 13% опрошенных. Десятая часть  респондентов предполагает выход в  увеличении количества обязательных уроков физической культуры. Необязательные (факультативные) уроки здоровья для  учащихся (валеология) считают наиболее важным 6%.

Можно ранжировать все  позиции по местам, учитывая их важность.

1 место – соблюдение  санитарных норм (СанПИН, ГОСТ, и  др.);

2 место – уменьшение  учебной нагрузки в школе;

3 место – организация  питания в школьной столовой;

4 место – составление  щадящего для здоровья учащихся  расписания занятий,

5 место – ограничение  объема домашних заданий,

6 место – создание  спокойного психологического комфорта  в педагогическом коллективе,

7 место – улучшение  медицинского обслуживания в  школе,

8 место – пропаганда  здорового образа жизни (ЗОЖ)  всеми средствами,

9 место – сезонная  витаминопрофилактика острых респираторных  вирусных инфекций (ОРВИ),

10 место – бесплатные  спортивные кружки и секции  для учащихся,

11 место – беседы о  здоровом образе жизни, проводимые  приглашенными специалистами (врачами,  учеными, педагогами),

12 место – организация  спортивных мероприятий и секций  в школе,

13 место – общешкольные  мероприятия (дни здоровья, праздники  здоровья),

14 место – бесплатная  выдача лекарств или молока  больным детям,

15 место – физкультминутки  на уроках, 20-минутная динамическая  перемена,

16 место – обязательные  уроки здоровья для учащихся (валеология),

17 место – увеличение  количества обязательных уроков  физической культуры,

18 место – необязательные (факультативные) уроки здоровья  для учащихся (валеология).

 

2. Характеристика  полученных результатов с учетом  различных групп респондентов

 

В связи с тем, что в  социологическом опросе принимали  участие кроме педагогов-предметников и представители других групп, заинтересованных в формировании и охране здоровья учащихся (сами учащиеся – лицеисты, будущее учителя физкультуры  – студенты пятого курса специальности  «Физическая культура», директора  школ, преподаватели физической культуры) отмечаются различия в подходах по решению выше изложенных проблем. Так, у самих педагогов-предметников единое представление о формировании здоровья в образовательном учреждении практически отсутствует. Наибольшее количество ответов либо не имеет прямого отношения к деятельности педагога, либо не даёт представления о роли самого учителя в проведении указанных мероприятий.

Самое важное значение преподаватели  отдают вопросу о соблюдении санитарных норм (СанПиН), 69% учителей считают, что  именно при решении этого вопроса, можно остановить дальнейшее ухудшение  здоровья учеников.(2)

Следует отметить, что и  сами старшеклассники, и будущие  преподаватели физической культуры заинтересованы в решении этого  вопроса через соблюдение санитарно-гигиенических  требований к организации учебно-воспитательного  процесса и местам его проведения  (61% и 59% соответственно). Примерно одинаковое мнение всех групп респондентов о важности улучшения питания в школьной столовой (соответственно около 20% в каждой из групп респондентов).

Достоверные различия следует  отметить в рассмотрении вопросов уменьшения учебной нагрузки и ограничения  объемов домашних заданий. Если учащиеся лицейских классов, ощущая тяжесть  такой нагрузки, ставят решение этих проблем на первые места (73% и 71% соответственно), то и сами педагоги отмечают важность уменьшения нагрузки (64% и 54% соответственно). И преподаватели, и учащиеся решение  проблемы видят в рациональном составлении  расписания занятий, чего нельзя сказать  о будущих педагогах, решению  всех этих трех проблем они отдают меньшее предпочтение (примерно по 25%).

Рассматривая вопросы, связанные  с физической культурой, спортивными  мероприятиями, физкультминутками  и т.д., следует отметить, что будущее  учителя физической культуры сравнительно чаще заинтересованы в решении данных проблем для укрепления здоровья занимающихся. Учащиеся и педагоги не отдают предпочтение решению здоровьесберегающих проблем через данные мероприятия, что явно указывает на существенные недоработки в подготовке как будущих учителей физической культуры, так и проведении занятий по физической культуре в школе.(7)

Ни одна из групп респондентов не обратили достаточного внимания вопросу  об обязательных уроках здоровья. Ведь именно на таких уроках есть возможность  формирования знаний о здоровье и  здоровьесбережении. Это указывает  с одной стороны на низкий методический уровень проведения таких уроков, а с другой на недостаточность  знаний педагогов о современных  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  технологиях.

Поэтому опрошенные группы имели существенные отличия в  выборе важнейших мероприятий по укреплению здоровья учащихся.

На рисунках приведены  средние баллы оценки каждого  мероприятия представителями всех групп респондентов. Чем ниже средний  балл, тем большее предпочтение отдавалось мероприятию для решения проблемы здоровьесбережения.

Так, очень важными считают  данные мероприятия педагоги и директора  школ. Учащиеся лицея (чаще в связи  с недостаточным подчеркиванием важности данных мероприятий), выпускники ФФК и учителя-физкультурники предают  этим мероприятиям существенно меньшее  значение (рис. 2). Косвенно это указывает  на недостаточное привитие им знаний по санитарно-гигиеническому нормированию условий обучения.

Студенты ФФК и учителя  физического воспитания реже придавали  значение такому важному фактору  как организация питания в школьной столовой. На важность данного мероприятия указывали в основном педагоги, директора и сами учащиеся (рис. 3). 

 

При оценке важности общешкольных мероприятий (дни здоровья, праздники здоровья) реже их считают эффективными учащиеся лицея, учителя-предметники и выпускники ФФК (рис. 4). Администраторы и учителя физического воспитания чаще называли проведение данной группы мероприятий как форму сохранения и формирования здоровья.(5)

Уменьшение учебной нагрузки в школе, ограничение объема домашних заданий и рационально составленное расписание считают приоритетным все  респондентские группы, кроме будущих  и нынешних учителей физического  воспитания (рис. 5,6,7).

Наиболее важным для сохранения своего здоровья уменьшение объема домашней работы выбирают сами учащиеся. Зато видят выход в увеличении количества обязательных уроков физической культуры только выпускники ФФК и сами учителя физического воспитания (рис 8). Учащиеся лицея категорически против данного фактора, что указывает на большие проблемы в восприятии учащимися обязательных уроков физического воспитания.

В организации спортивных мероприятий и секций в школе, в том числе бесплатных видят  решение проблемы только заинтересованные в пропаганде физической культуры (выпускники ФФК и преподаватели физического  воспитания (рис. 9,10)

 

 

Пропаганду здорового  образа жизни (ЗОЖ) всеми средствами рекомендуют в основном учителя  физической культуры (рис. 11). (5)

Проведение таких мероприятий  в виде бесед с приглашением специалистов (врачи, ученые, педагоги) предпочитают сами лицеисты и педагоги-предметники (рис. 12).

Все группы отказываются от проведения обязательных и факультативных уроков здоровья для учащихся (валеология), главным образом, не зная как их проводить (проблема учителей) и только не в виде дополнительных занятий (проблема учащихся). Даже против проведения физкультминуток и динамических перемен дружно высказадись все группы анкетируемых. Категорически против данной группы мероприятий учителя-предметники (ведь им их рекомендуется организовать, а это отвлечение от очень важного предметного материала!) (рис. 13). 

Важным фактором считают  улучшение медицинского обслуживания в школе и бесплатную витаминопрофилактику для предупреждения ОРВИ только учащиеся (рис. 14, 15).

Важным фактором создания здоровьесберегающих условий в  школе называют и учителя, и учащиеся создание спокойного психологического комфорта в педагогическом коллективе (рис. 16).

Таким образом, учащихся при  ответах на вопросы часто учитывали  свои интересы и поднимали наиболее важные проблемы, такие как уменьшение учебной нагрузки, ограничения объема домашних заданий, рациональное составление  расписания занятий. Все эти проблемы связаны в конечном итоге с  большой нагрузкой. В то же время  следует отметить, что учащиеся старших  классов не придают важного значения занятиям физической культурой, спортивным секциям и кружкам, проведению обязательных уроков валеологии и ставят эти вопросы  на последние места по значимости. Группа будущих и нынешних учителей физического воспитания владеет  более сформированной системой знаний по данной проблеме. Однако для них  характерен в основном односторонний  подход, выражающийся в увеличении количества физкультурно-оздоровительных  мероприятий (спортивные секции, уроки  физкультуры). Результат обучения в  вузе в основном сформировал у  них именно это направление. (10)

В группе педагогов-предметников наибольшее количество ответов либо не имеет прямого отношения к  деятельности педагога, либо не даёт представления  о роли самого учителя в проведении указанных мероприятий. Проблемы, которые  могут решаться при участии самих  педагогов, данная группа ставит отнюдь  не на первые места. Приоритетными являются мероприятия, не связанные с деятельностью учителя напрямую (соблюдение санитарных норм, снижение учебной нагрузки, рациональное составление расписания). Следовательно группа преподавателей, не отрицая важности возникшей проблемы, все же старается найти ее решение без активного своего участия. Преподаватели не видят решение проблемы во внедрении элементов физической культуры и здорового образа жизни, что заставляет задуматься о незнании выхода из сложившейся ситуации. Создаётся впечатление, что большинство педагогов, не отрицая важности проблемы здоровья учащихся, рассчитывают, что эта проблема будет решена без их участия. Обращает на себя внимание высокий рейтинг предложений, реализация которых не требует высокой квалификации. Напротив, уроки здоровья, качественное проведение которых зависит исключительно от педагогического мастерства, оказались на одном из последних мест  как в анкетах выпускников вуза, так  и учителей.

Директора школ воспринимают складывающееся положение примерно как учителя, однако в силу специфики  своей деятельности выбирают более  конкретные и продуктивные мероприятия (соблюдение санитарных норм, организацию  питания, общешкольные дни здоровья, праздники здоровья, физкультминутки  на уроках, снижение учебной нагрузки, рациональное составление расписания).

Анализируя в целом, полученные результаты видим, что сложившаяся  проблема требует решения и существует необходимость продолжать изучать  данный вопрос. Проблему можно решить только тогда, когда все системы  образования и здравоохранения  будут совместно решать эти вопросы.(3)

 

 

 

 

3.2. Задача учреждений образования в здоровьесбережении

задача — не “дотянуть” до выпускного курса, радуясь, что за эти годы не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить молодого человека к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась  счастливо.

Основные факторы риска, негативно воздействующие на здоровье (активно обсуждаемые и изучаемые)

— использование преимущественно  обучающих технологий, в ущерб  воспитательным (обучение здоровью, личный пример);

— недостаток двигательной активности;

— неправильное питание;

— несоблюдение гигиенических  требований в организации образовательного процесса;

— недостаточное финансирование.

Основные факторы риска, негативно воздействующие на здоровье 
(Недостаточно обсуждаемые и изучаемые)

— дидактогенная организация образовательного процесса;

— недостаточная психологическая  культура учебно-воспитательного процесса;

— недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих  технологий;

— низкий уровень культуры здоровья молодежи, их неграмотность  в вопросах здоровья;

— слабое использование  технологий, дающих молодежи опыт “успеха” и “радости”, необходимый для  поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической  адаптации в самостоятельной  жизни; 

 

Для определения важности составляющих здорового образа жизни  приведем результаты изучения знаний о здоровом образе жизни среди  старших школьников.

На протяжении последних 10 лет кафедра осуществляют скрининг и мониторинг здоровья детей и  подростков с учетом этиологических факторов, на него влияющих. (4)

Информация о работе Оценка и анализ физической подготовленности студенток первого и второго курса по результатам экспресс - тестов