Оценка и анализ физической подготовленности студенток первого и второго курса по результатам экспресс - тестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Процесс взаимодействия учителя и учащегося в в физической подготовке. Предмет исследования: Условия эффективности физической подготовки. Методы исследования: Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы
Педагогические наблюдения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации 5
1.1.Мотивация студенток к физической активности 5
Глава I.I. Уровень здоровья старшекласников 8
2.1. Старший школьный возраст 8
Глава I.II. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье 12
3.1. Медико-биологические основы здорового образа жизни 12
3.2. Задачи учреждений образования в здоровьесбережении 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 654.57 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Мозырский государственный  педагогический университет И.П.Шамякина»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Оценка и анализ физической подготовленности студенток  первого и второго курса по результатам экспресс - тестов

 

 

 

 

 

Подготовил студент 4-го курса 1-ой гр.

Факультета физической культуры

Нестереня Вадим

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Мозырь 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации 5

1.1.Мотивация студенток к физической активности                                         5

Глава I.I. Уровень здоровья старшекласников 8

2.1. Старший  школьный возраст 8

Глава I.II. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье 12

3.1. Медико-биологические основы здорового образа жизни 12

3.2. Задачи учреждений образования в здоровьесбережении 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Ошибка! Закладка не определена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ошибка! Закладка не определена.

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического  развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к  возникновению объективных предпосылок  для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного  возраста без активных физкультурных  занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет  его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик  естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и  функциональные возможности можно  эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным  по отношению ко всем физическим качествам  человека. Позднее развить те или  иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст  считается наиболее благоприятным  для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет  в дальнейшем значительно быстрее  приспосабливаться выполнять освоенные  движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается  определенный уровень физической и  умственной работоспособности, что  в целом позволяет успешно  осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин  и физкультурных программ обучения.

Национальное использование  досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством  против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная  активность в период бурного развития организма существенно облегчает  решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

 

Объект  исследования: Процесс взаимодействия учителя и учащегося в в физической подготовке

Предмет исследования: Условия эффективности физической подготовки

Методы  исследования: Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования:

Изучение и анализ научно-методической литературы

Педагогические наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации к физической активности

Мотивация студенток  к физической активности

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

 Существует три уровня  физического развития: высокий, средний  и низкий и два промежуточных  выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под  физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем  грудной клетки, размер стопы и  т.п.).Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.(5)

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего  возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей  увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано  на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и  ухудшается, могут уменьшаться длина  тела, мышечная масса и т.п. Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.(8)

Физическое развитие в  известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.(10)

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно  рассчитывать на необходимые адаптационные  перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Глава I.I. Уровень здоровья старшекласников

2.1. Старший школьный возраст

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX—XI классы). К этому возрасту относятся и  учащиеся средних специальных учебных  заведений.

Старший школьный возраст  характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном  его протекании в отдельных органах  и системах.

Одновременно завершается  половое созревание. В этой связи  четко проявляются половые и  индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В  этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в  массе. Различия между юношами и  девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши  перегоняют девушек в росте и  массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5—8 кг. Масса их мышц по отношению  к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой  ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а  руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти  заканчивается процесс окостенения  большей части скелета. Рост трубчатых  костей в ширину усиливается, а в  длину замедляется. Интенсивно развивается  грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.(1)

У девушек в отличие  от юношей наблюдается значительно  меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются  тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных  мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода  также менее развиты, чем у  юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются  гораздо ниже.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные  сокращения сильнее, что обусловливает  больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так  глубоко, как юноши; жизненная емкость  их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей  старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру  движений, точно воспроизводить и  диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в  целом.(3)

Старшеклассники могут проявлять  достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к  терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными  группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных  способностей.

Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые  резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.(4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.II. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье

3.1. Медико-биологические основы здорового образа жизни.

1. Как школа  должна заботиться о здоровье  учащихся? (анализ 330 анкет социологического  исследования, проведенного в 2007 году в учреждениях образования  г. Гродно)

Анализ более 330 анкет  по представлениям педагогов об обеспечении  здоровья детей в образовательном  учреждении выявил рейтинг наиболее важных решений данной проблемы.

Если учесть, значение каких  вопросов респонденты ставили на первые места, можно определить рейтинг  наиболее важных мероприятий. Первое место  занимает соблюдение санитарных норм (СанПиН, ГОСТ, и др.). Это предложение  в первую шестерку мест поставили 65% опрашиваемых. 61%  анкетируемых рекомендовали поставить в первую шестерку важнейших здоровьесберегающих мероприятий положение об уменьшении учебной нагрузки в школе. 59% считали, что наиболее важным для обеспечения здоровья детей является правильная организация питания в школьной столовой. Четвертое место по степени важности заняло решение вопроса о составлении расписания занятий, щадящего здоровье учащихся. Это положение 58% опрошенных также выделили по важности в первую шестерку мест. Ограничение объема домашних заданий считают наиболее важным мероприятием по формированию здоровья 55% опрошенных, расставивших ответы на первых шесть позиций. 46% - считают, что здоровье детей зависит в основном от спокойного психологического комфорта в педагогическом коллективе. 36% опрошенных определили, что самым важным для здоровьесбережения детей является улучшение медицинского обслуживания в школе. Только 34% респондентов считали наиболее важным пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) всеми средствами. Сезонная витаминопрофилактика острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), считается наиболее значимой для 30% опрошенных. 26% респондентов отдают предпочтение бесплатным спортивным кружкам и секциям для учащихся и считали именно мероприятие наиболее важным в решении проблемы. Организация спортивных мероприятий и секций в школе также может положительно влиять на здоровье детей. Однако так считают только 23% опрошенных, поставив данное мероприятие на одно из первых шести мест по важности. Заслуживает внимания факт, что лишь 24% опрошенных поставили вопрос о беседах о здоровом образе жизни, проводимых приглашенными специалистами (врачами, учеными, педагогами) в первую шестерку. 22% анкетируемых самым важным считают проведение общешкольных мероприятий (дни здоровья, праздники здоровья). 18% опрошенных рекомендуют ввести бесплатную выдачу лекарств или молока больным детям (в рейтинге – первые шесть мест). Известно, что физкультминутки на уроках, 20-минутная динамическая перемена могут значительно отвлечь детей от сложной умственной работы, а значит и положительно влиять на здоровье. Однако только 17% всех опрошенных ставят данное мероприятие в первую шестерку приоритетов.(9)

Информация о работе Оценка и анализ физической подготовленности студенток первого и второго курса по результатам экспресс - тестов