Общеразвивающие упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель общеразвивающих упражнений воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ.

     Общеразвивающими  упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые  с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель общеразвивающих  упражнений воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками. Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школах, ПТУ, ВУЗах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике (в том числе и передаваемой по радио и телевидению), при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных качеств. Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны занимающимся любого возраста и подготовленности. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Эта особенность дает возможность оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, особенно на двигательный аппарат, и достигать гармоничного развития мышц всего тела. При применении общеразвивающих упражнений сравнительно легко регулировать физическую нагрузку. Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии. Одни упражнения легче, другие - труднее, в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которыми выполняются упражнения.  
 
 

     ХАРАКТЕРИСТИКА  И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

     К общеразвивающим упражнениям относятся  любые технически несложные упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Благодаря своей доступности общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физической культуре в школах, колледжах, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

     Цель  ОРУ — общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.

     Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Они могут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т. д. ОРУ составляют основное содержание занятий корригирующей, гигиенической, производственной, основной, атлетической и спортивно-прикладной гимнастикой.

     Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся. Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др. Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц.

     Беспредельная вариативность ОРУ позволяет:

     – воздействуя на недостаточно развитые группы мышц, формировать у детей  правильную осанку;

     – подготавливать организм к значительным мышечным усилиям;

     – восстанавливать оптимальную подвижность  в суставах;

     – учиться тонко дифференцировать свои движения, развивать координационные способности;

     – обогащать свой двигательный опыт, т. е. овладевать «школой движений».

     Регулярное  выполнение ОРУ способствует развитию сердечно-сосудистой, дыхательной и  центральной нервной систем, а следовательно, оказывает всестороннее воздействие на организм занимающихся. Таким образом, ОРУ являются уникальным средством не только физического, но и интеллектуального, психического развития детей, подростков и молодежи.

     Общеразвивающие упражнения, предлагаемые детям и подросткам, должны решать более важные задачи — повышение качества жизнедеятельности всех органов и систем растущего организма. Но для этого необходимо выполнение следующих условий: соблюдение техники исполнения упражнений, многократное их повторение, разнообразие упражнений, способствующих образованию межмышечных связей.

     В занятиях по физическому воспитанию общеразвивающие упражнения выполняются  сериями и в виде специально составленных комплексов. С помощью комплексов решаются различные задачи физического воспитания. На занятиях гигиенической гимнастикой они используются с оздоровительной целью. На занятиях производственной гимнастикой комплексы служат средством активного отдыха. На занятиях по физическому воспитанию подготавливают функциональные системы занимающихся к предстоящей физической нагрузке и усвоению более сложных упражнений. Общеразвивающие упражнения являются составной частью всех физических упражнений и соответственно классифицируются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ 

     Существует  следующая классификация ОРУ:

     1. По анатомическому признаку подбора упражнений, с выделением групп упражнений в зависимости от воздействия на различные части тела:

     а) упражнения для шеи;

     б) упражнения для рук и плечевого пояса;

     в) упражнения для ног;

     г) упражнения для всего тела.

     В каждой группе можно выделить ряд  упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для  рук и плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий и т. д.

     В группе упражнений для ног — упражнения для стопы, голени, бедра.

     В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц

     передней  и задней поверхности туловища и  т. п.

     Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

     2. По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия

     или работы мышц в определенном режиме: на силу, растягивание (гибкость), скоростно-силового характера, с преимущественной быстротой

     движений, на выносливость и другие двигательные способности человека.

     3. По признаку методологической значимости упражнений: на координацию движений, осанку, дыхательные упражнения.

     4. По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.

     5. По признаку организации группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.

     6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, висов и др.

     Общеразвивающие упражнения могут выполняться с  использованием всех классификационных  групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ  УПРАЖНЕНИЙ

     Терминология  это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений, названий физкультурного оборудования, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и форм записи.

     Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название упражнения, исходного положения и движения отдельных частей тела в разных направлениях.

     Терминология  упрощает описание физических упражнений, экономит время на их объяснение. В  связи с этим увеличивается двигательная плотность занятий, повышается эффективность влияния упражнений на организм и освобождается время на решение других задач физического воспитания. В процессе занятий физическими упражнениями и дети овладевают правильной терминологией, а это готовит их к обучению в школе. Овладение терминологией дает возможность воспитателю грамотно составлять методическую документацию и понимать специальную литературу.

     Основными, наиболее часто встречающимися во время  занятий гимнастикой, являются следующие  положения: стойки, приседы, выпады, наклоны, седы, упоры, положения лежа. 

     Стойки

     Строевая  стойка (рис. 1) — вертикальное положение тела, ноги вместе, носки слегка развернуты, ноги в коленях выпрямлены, плечи развернуты, живот подобран, руки внизу, пальцы полусогнуты, касаются бедра, голова держится прямо.

     Существуют следующие разновидности стоек:

     – основная стойка (о. с.) (рис. 2, а) — положение, соответствующее строевой стойке. Основная стойка отличается от строевой тем, что положение рук в ней может быть различным (основная стойка, руки на пояс или основная стойка, руки за голову и т. п.);

     – сомкнутая стойка — ступни сомкнуты;

     – стойка ноги врозь  (рис. 2, б) — ноги расставлены на шаг (на ширину плеч);

     – узкая стойка ноги врозь (рис. 2, в) — ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в обычной стойке ноги врозь;

     – широкая стойка ноги врозь (рис. 2, г) — ноги широко разведены в стороны;

     – стойка скрестно (скрестная) правой (левой) (рис. 2, д) одна нога

     находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10—15 см.;

     

     Рисунок 1 — Строевая стойка 

             а)           б)       в)                 г)             д)          е)                   ж)             и)

     Рисунок 2 — Разновидности стоек 

     – стойка ноги врозь  правой (левой) (рис. 2, е) правая (левая) нога

     находится на шаг впереди левой (правой). Эта  стойка также может быть

     широкой и узкой;

     – стойка на правом (левом) колене (рис. 2, ж) — колено, голень и

     вытянутый носок правой (левой) ноги опираются  на пол. Левая (правая)

     нога  согнута в колене с опорой на всю стопу. Голень левой (правой) и

     бедро правой (левой) ног перпендикулярны  полу. При обычном способе выполнения одну ногу сгибая, отводят назад, одновременно с этим

     сгибают другую ногу, опускаясь на колено.

Информация о работе Общеразвивающие упражнения