Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:32, реферат
Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель общеразвивающих упражнений воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.
ВВЕДЕНИЕ.
Общеразвивающими
упражнениями называются движения отдельными
частями тела или их сочетания, выполняемые
с разной скоростью и амплитудой,
с максимальным и умеренным мышечным
напряжением. Цель общеразвивающих
упражнений воспитание физических качеств
и подготовка занимающихся к овладению
более сложными двигательными навыками.
Благодаря своей доступности эти упражнения
составляют основное содержание занятий
групп здоровья, широко используются на
уроках по физическому воспитанию в детсадах,
в школах, ПТУ, ВУЗах. Комплексы ОРУ применяются
в утренней гигиенической гимнастике
(в том числе и передаваемой по радио и
телевидению), при проведении занятий
основной, ритмической и производственной
гимнастики. Представители всех видов
спорта включают ОРУ в тренировку как
средство разминки и развития определенных
качеств. Общеразвивающие упражнения
по своей структуре просты и доступны
занимающимся любого возраста и подготовленности.
С помощью общеразвивающих упражнений
можно оказать относительно избирательное
воздействие на отдельные части тела и
группы мышц. Эта особенность дает возможность
оказывать разностороннее воздействие
на организм занимающихся, особенно на
двигательный аппарат, и достигать гармоничного
развития мышц всего тела. При применении
общеразвивающих упражнений сравнительно
легко регулировать физическую нагрузку.
Нагрузка зависит от подбора упражнений
и их количества в одном занятии. Одни
упражнения легче, другие - труднее, в зависимости
от интенсивности мышечных напряжений,
с которыми выполняются упражнения.
ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
К
общеразвивающим упражнениям
Цель ОРУ — общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Они могут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т. д. ОРУ составляют основное содержание занятий корригирующей, гигиенической, производственной, основной, атлетической и спортивно-прикладной гимнастикой.
Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся. Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др. Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц.
Беспредельная вариативность ОРУ позволяет:
– воздействуя на недостаточно развитые группы мышц, формировать у детей правильную осанку;
– подготавливать организм к значительным мышечным усилиям;
–
восстанавливать оптимальную
– учиться тонко дифференцировать свои движения, развивать координационные способности;
– обогащать свой двигательный опыт, т. е. овладевать «школой движений».
Регулярное выполнение ОРУ способствует развитию сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, а следовательно, оказывает всестороннее воздействие на организм занимающихся. Таким образом, ОРУ являются уникальным средством не только физического, но и интеллектуального, психического развития детей, подростков и молодежи.
Общеразвивающие упражнения, предлагаемые детям и подросткам, должны решать более важные задачи — повышение качества жизнедеятельности всех органов и систем растущего организма. Но для этого необходимо выполнение следующих условий: соблюдение техники исполнения упражнений, многократное их повторение, разнообразие упражнений, способствующих образованию межмышечных связей.
В
занятиях по физическому воспитанию
общеразвивающие упражнения выполняются
сериями и в виде специально составленных
комплексов. С помощью комплексов
решаются различные задачи физического
воспитания. На занятиях гигиенической
гимнастикой они используются с оздоровительной
целью. На занятиях производственной гимнастикой
комплексы служат средством активного
отдыха. На занятиях по физическому воспитанию
подготавливают функциональные системы
занимающихся к предстоящей физической
нагрузке и усвоению более сложных упражнений.
Общеразвивающие упражнения являются
составной частью всех физических упражнений
и соответственно классифицируются.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Существует следующая классификация ОРУ:
1. По анатомическому признаку подбора упражнений, с выделением групп упражнений в зависимости от воздействия на различные части тела:
а) упражнения для шеи;
б) упражнения для рук и плечевого пояса;
в) упражнения для ног;
г) упражнения для всего тела.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для рук и плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий и т. д.
В группе упражнений для ног — упражнения для стопы, голени, бедра.
В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц
передней и задней поверхности туловища и т. п.
Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.
2. По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия
или работы мышц в определенном режиме: на силу, растягивание (гибкость), скоростно-силового характера, с преимущественной быстротой
движений, на выносливость и другие двигательные способности человека.
3. По признаку методологической значимости упражнений: на координацию движений, осанку, дыхательные упражнения.
4. По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.
5. По признаку организации группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.
6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, висов и др.
Общеразвивающие
упражнения могут выполняться с
использованием всех классификационных
групп.
ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Терминология
это система специальных
Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название упражнения, исходного положения и движения отдельных частей тела в разных направлениях.
Терминология упрощает описание физических упражнений, экономит время на их объяснение. В связи с этим увеличивается двигательная плотность занятий, повышается эффективность влияния упражнений на организм и освобождается время на решение других задач физического воспитания. В процессе занятий физическими упражнениями и дети овладевают правильной терминологией, а это готовит их к обучению в школе. Овладение терминологией дает возможность воспитателю грамотно составлять методическую документацию и понимать специальную литературу.
Основными,
наиболее часто встречающимися во время
занятий гимнастикой, являются следующие
положения: стойки, приседы, выпады, наклоны,
седы, упоры, положения лежа.
Стойки
Строевая стойка (рис. 1) — вертикальное положение тела, ноги вместе, носки слегка развернуты, ноги в коленях выпрямлены, плечи развернуты, живот подобран, руки внизу, пальцы полусогнуты, касаются бедра, голова держится прямо.
Существуют следующие разновидности стоек:
– основная стойка (о. с.) (рис. 2, а) — положение, соответствующее строевой стойке. Основная стойка отличается от строевой тем, что положение рук в ней может быть различным (основная стойка, руки на пояс или основная стойка, руки за голову и т. п.);
– сомкнутая стойка — ступни сомкнуты;
– стойка ноги врозь (рис. 2, б) — ноги расставлены на шаг (на ширину плеч);
– узкая стойка ноги врозь (рис. 2, в) — ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в обычной стойке ноги врозь;
– широкая стойка ноги врозь (рис. 2, г) — ноги широко разведены в стороны;
– стойка скрестно (скрестная) правой (левой) (рис. 2, д) — одна нога
находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10—15 см.;
Рисунок
1 — Строевая стойка
а) б) в) г) д) е) ж) и)
Рисунок
2 — Разновидности стоек
– стойка ноги врозь правой (левой) (рис. 2, е) — правая (левая) нога
находится на шаг впереди левой (правой). Эта стойка также может быть
широкой и узкой;
– стойка на правом (левом) колене (рис. 2, ж) — колено, голень и
вытянутый носок правой (левой) ноги опираются на пол. Левая (правая)
нога согнута в колене с опорой на всю стопу. Голень левой (правой) и
бедро правой (левой) ног перпендикулярны полу. При обычном способе выполнения одну ногу сгибая, отводят назад, одновременно с этим
сгибают другую ногу, опускаясь на колено.