Общая характеристика способа плаванья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Кроль - наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика способа.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

нимающихся). Процесс обучения должен быть насыщенным и напряженным.

6. Четко, образно излагать  материал.

7. Развивать работоспособность  занимающихся.

Принцип наглядности. В физическом воспитании понятие «наглядность» 

обозначает необходимость  использования в процессе обучения движениям не

только зрительных, но и  слуховых, и мышечных ощущений. Принцип  нагляд-

ности предполагает формирование у занимающихся более полного и точного

образа,  касающегося техники  движений. Реализуя принцип наглядности  необ-

ходимо помнить, что:

1. Запоминание происходит  быстрее,  если движение проговаривается  и, 

одновременно, демонстрируется.

2. Чем больше конкретных  образов, тем лучше происходит  освоение дви-

жения.

3. Все,  что только можно,  надо представлять для восприятия  чувствами

(зрение, слух и др).

4. Наглядность –  средство  обучения,  направленное на развитие  мышле-

ния, а не на достижение цели.

5. Наглядность способствует  образованию отчетливых и правильных

представлений о движении.

6. Необходимо учитывать  опыт занимающихся. В занятиях воспитывается

внимание, мышление, наблюдательность, творчество и интерес к обучению.

7. Особую значимость данный  принцип приобретает при обучении  детей

младшего школьного возраста. 

Принцип прочности. Этот принцип  тесно связан с обеспечением у  зани-

мающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных (содер-

жание,  структура материала)  и субъективных факторов  (отношение занимаю-

щихся к обучению,  преподавателю).  Прочность усвоения знаний обусловлена

организацией и использованием различных методов обучения. Чем  интереснее27

материал, тем он прочнее  усваивается, закрепляется и сохраняется. В процессе

обучения необходимо учитывать  следующее:

1. Мышление главенствует  над памятью. 

2. Запоминать материал  надо правильно, хорошо осмысляя  выученное.

3. Легче запомнить небольшой  материал.

4. Время и частота проведения  занятий должны быть согласованы  с пси-

хологическими закономерностями памяти.

5. Необходимо заинтересовывать  занимающихся, «подогревать» их  интерес. 

6. Надо учитывать возможности  занимающихся.

7. Новый материал давать  только на фоне интереса и  положительного от-

ношения к заданиям.

8. Учебный материал давать  в логической последовательности.

9. Осуществлять дифференцированный  подход к занимающимся.

10. Для прочного усвоения  материала использовать эмоциональное изло-

жение, наглядные пособия, игры.

11. Четче указывать требования  к действию и то, какие должны  быть по-

лучены результаты.

5.2. Методы обучения и  преподавания

Методы обучения – это  такие способы и приемы работы педагога, приме-

нение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной

задачи – освоение навыка плавания. При обучении пользуются тремя основны-

ми группами методов: словесными, наглядными и практическими.

Словесные методы. Используя  данную группу методов, педагог помогает

ученикам создать представление  об изучаемом движении,  понять его  форму,

содержание,  направленность воздействия,  осмыслить и устранить  ошибки.

Краткая,  точная,  образная и понятная речь педагога повышает эффективность

применения этих методов.

Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая  решению

учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, уче-

никам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.

Описание используется для  создания предварительного представления  об

изучаемом движении.

Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и явля-

ется методом развития логического,  сознательного отношения к учебному ма-

териалу.

Рассказ применяется, преимущественно, при организации игр.

Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность    и ак-

тивность учеников, помогает педагогу лучше узнать их.

Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения

какого-либо задания. Анализируются  и обсуждаются допускаемые ошибки при

выполнении упражнений.

Указание чаще всего носит  методический характер, акцентируя внимание

на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых28

дает возможность выполнить  упражнение в целом. Методические указания на

уроках плавания даются для  предупреждения  и устранения ошибок перед вы-

полнением каждого упражнения, во время и после него.

Команды и распоряжения применяются  для управления группой и про-

цессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место,

направление, темп и продолжительность  выполнения учебных заданий. Коман-

ды делятся на предварительные и исполнительные. На уроках плавания вместо

предварительных команд пользуются распоряжениями.  Например: «опустить

лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».

Подсчет применяется для  создания необходимого темпа и ритма  выпол-

нения движений, а также  для мобилизации внимания на отдельных ключевых

моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется

только на начальных этапах  обучения.  

Использование наглядных  методов помогает создать у занимающихся

представление об изучаемом  движении,  что особенно важно  при обучении

спортивной технике плавания. Наряду с «образным»  объяснением, наглядное

восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и

прочному его освоению.

Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется

на протяжении всего курса  обучения плаванию.  Показ должен проводиться

только квалифицированным  пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть  наиболее су-

щественные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с останов-

кой, с максимальным расслаблением  или, наоборот, с максимальным приложе-

нием усилий.

Зеркальный показ применяется  только при изучении простых общеразви-

вающих физических упражнений.

Негативный показ преподавателя  «как не надо делать» допустим только

при условии, если ученики  могут анализировать свои ошибки и способны к ним

относиться критически.

Учебные и наглядные пособия  – рисунки, плакаты – применяются  при не-

обходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые труд-

но показать или объяснить. 

Жестикуляция значительно  повышает эффективность обучения плаванию.

Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при  плавании  и

выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется вос-

приятие команд и указаний педагога.  Поэтому преподавателями  применяется

большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и

исправлять возникающие  ошибки. 

Практические методы включают в себя:  метод упражнений,  соревнова-

тельный и игровой. Применяются  эти методы для развития практических уме-

ний и навыков при обучении плаванию.

Метод упражнений. Этот метод  характеризуется многократным выполне-

нием движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки.

Разучивание «по частям»  облегчает освоение техники плавания,  умень-

шает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения29

и повышает его качество.  Основу метода разучивания по частям составляет

система подводящих упражнений, последовательное изучение которых  ведет в

конечном итоге к освоению способа плавания в целом.

Разучивание  «в целом» применяется  на завершающих этапах освоения

техники способа плавания. Сюда входит плавание с полной координацией дви-

жений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариан-

тами сочетания этих движений.

Игровой метод – широко применяется на начальном этапе  обучения пла-

ванию. В игровом методе всегда есть сюжетное содержание. Для него харак-

терны: 1) эмоциональность  и соперничество, проявляемые в  рамках правил иг-

ры; 2)  вариативное применение полученных умений и навыков в связи с

изменяющимися условиями  игры; 3)  умение проявлять инициативу и прини-

мать самостоятельные  решения в игровых ситуациях; 4)  комплексное совер-

шенствование физических и морально-волевых качеств.

Игра повышает эмоциональность  занятий плаванием,  являясь хорошим

средством переключения с  однообразных, монотонных движений, характерных

для плавания.

Соревновательный метод  обучения в разных формах применяется  на

всех этапах учебно-тренировочного процесса.  Используется для повышения

уровня эмоциональности,  увеличения двигательной активности. Его отличают

следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобили-

зации своих возможностей; 2) умение показывать максимальный уровень физи-

ческой и психической  подготовленности  в борьбе за победу.

5.3. Средства обучения

  

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы

физических упражнений: 

• общеразвивающие и специальные  физические упражнения; 

• подготовительные упражнения по освоению с водой; 

• учебные прыжки в воду; 

• игры и развлечения  на воде; 

• упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

Общеразвивающие и специальные  физические упражнения. Группа уп-

ражнений, выполняемая на суше (в зале), которая содействует общему развитию

занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физи-

ческих качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс об-

щеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной

части урока по плаванию, его содержание зависит от задач  занятия. Комплекс уп-

ражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных

условиях водной среды и включает в себя общеподготовительные упражнения

(бег, ходьба, упражнения стоя на месте – наклоны, приседания, повороты, упраж-

нения на гибкость), специально-подготовительные  упражнения (движения, сход-

ные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с

плавательными движениями –  упражнения для развития подвижности  в голено-30

стопных,  коленных,  тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочле-

нениях;  для развития мышц,  участвующих в гребке;  для изучения чередования

напряжения и расслабления мышц). Применение этих упражнений способствует

созданию необходимых  условий для более быстрого и  качественного овладения

отдельными элементами техники  плавания.

Подготовительные упражнения по освоению с водой. Эта группа уп-

ражнений применяется с целью: формирования основных ощущений, в услови-

ях водной (непривычной) среды; устранения страха перед водой и психологи-

ческой подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и  навыка дыхания

в воде. Все это является подготовкой к освоению навыка плавания.

Упражнения по освоению с  водой обязательно должны выполнять  зани-

мающиеся всех возрастов, любой подготовленности – от не умеющих держать-

ся на воде до хорошо плавающих по-своему. Они служат основным учебным

материалом первых уроков плавания, а также игр и развлечений  на воде. В за-

нятиях используют следующие подгруппы упражнений:

- контрастные упражнения;

- упражнения на погружение;

- упражнения на всплывание;

- упражнения на лежание; 

- упражнения на скольжение;

- упражнения на дыхание. 

Контрастные упражнения. Служат для ознакомления с физическими

свойствами воды:  плотностью,  вязкостью,  температурой,  выталкивающей  си-

лой воды. Выполнение этих упражнений помогает: 1) быстрее освоиться с во-

дой; 2) «снять» чувство страха перед новой, непривычной средой; 3) научиться

опираться о воду и отталкиваться  от нее основными гребущими поверхностями

(ладонью, предплечьем,  стопой, голенью).

Упражнения:

1. Ходьба по дну бассейна (на месте, держась за дорожку).

2. Ходьба по дну бассейна, но без опоры.

3. Бег на месте.

4. Бег с продвижением  вперед и назад (акцент на  движения рук).

5. Поочередные движения  ногами (как при игре в футбол).

6. Гребки руками одновременно  и попеременно в разных направлениях

(«режем» и «давим»  воду).

7. «Полоскание белья». Стоя  на дне, выполнять разнонаправленные дви-

жения руками  (вправо-влево,  вперед-назад)  с изменением темпа дви-

жений.

8. «Пишем восьмерки». Стоя  на дне, выполнять гребковые  движения ру-

ками перед собой, сбоку от себя.

9. Опустившись в воду  до подбородка,  описывать руками  «восьмерки» 

стараясь медленно оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности.

   Упражнения на  погружение. Предназначены для: 1)  преодоления ин-

стинктивного страха перед погружением под воду; 2)  обучения открыванию

глаз и ориентировке в  воде. 31

Упражнения:

1. Набрать в ладони  воду и умыться. 

2. Стоя у бортика бассейна  и держась за него руками,  сделать вдох, за-

держать дыхание и медленно погрузиться под воду до уровня носа.

3. То же, но погрузившись  в воду до уровня глаз.

4. То же, но погрузившись  в воду с головой. 

5. То же, но не держась за бортик бассейна.

6. «Сядь на дно». Сделать  вдох, задержать дыхание и, погрузившись  под

Информация о работе Общая характеристика способа плаванья