Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа
Кроль - наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.
нимающихся). Процесс обучения должен быть насыщенным и напряженным.
6. Четко, образно излагать материал.
7. Развивать работоспособность занимающихся.
Принцип наглядности. В физическом воспитании понятие «наглядность»
обозначает необходимость использования в процессе обучения движениям не
только зрительных, но и слуховых, и мышечных ощущений. Принцип нагляд-
ности предполагает формирование у занимающихся более полного и точного
образа, касающегося техники движений. Реализуя принцип наглядности необ-
ходимо помнить, что:
1. Запоминание происходит быстрее, если движение проговаривается и,
одновременно, демонстрируется.
2. Чем больше конкретных образов, тем лучше происходит освоение дви-
жения.
3. Все, что только можно,
надо представлять для
(зрение, слух и др).
4. Наглядность – средство обучения, направленное на развитие мышле-
ния, а не на достижение цели.
5. Наглядность способствует образованию отчетливых и правильных
представлений о движении.
6. Необходимо учитывать опыт занимающихся. В занятиях воспитывается
внимание, мышление, наблюдательность, творчество и интерес к обучению.
7. Особую значимость данный
принцип приобретает при
младшего школьного возраста.
Принцип прочности. Этот принцип тесно связан с обеспечением у зани-
мающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных (содер-
жание, структура материала) и субъективных факторов (отношение занимаю-
щихся к обучению, преподавателю). Прочность усвоения знаний обусловлена
организацией и использованием различных методов обучения. Чем интереснее27
материал, тем он прочнее усваивается, закрепляется и сохраняется. В процессе
обучения необходимо учитывать следующее:
1. Мышление главенствует над памятью.
2. Запоминать материал
надо правильно, хорошо
3. Легче запомнить небольшой материал.
4. Время и частота проведения
занятий должны быть
хологическими закономерностями памяти.
5. Необходимо заинтересовывать занимающихся, «подогревать» их интерес.
6. Надо учитывать возможности занимающихся.
7. Новый материал давать только на фоне интереса и положительного от-
ношения к заданиям.
8. Учебный материал давать
в логической
9. Осуществлять
10. Для прочного усвоения
материала использовать
жение, наглядные пособия, игры.
11. Четче указывать требования к действию и то, какие должны быть по-
лучены результаты.
5.2. Методы обучения и преподавания
Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, приме-
нение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной
задачи – освоение навыка плавания. При обучении пользуются тремя основны-
ми группами методов: словесными, наглядными и практическими.
Словесные методы. Используя данную группу методов, педагог помогает
ученикам создать
содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки.
Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность
применения этих методов.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению
учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, уче-
никам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.
Описание используется для создания предварительного представления об
изучаемом движении.
Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и явля-
ется методом развития логического, сознательного отношения к учебному ма-
териалу.
Рассказ применяется, преимущественно, при организации игр.
Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и ак-
тивность учеников, помогает педагогу лучше узнать их.
Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения
какого-либо задания. Анализируются
и обсуждаются допускаемые
выполнении упражнений.
Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание
на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых28
дает возможность выполнить упражнение в целом. Методические указания на
уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед вы-
полнением каждого упражнения, во время и после него.
Команды и распоряжения применяются для управления группой и про-
цессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место,
направление, темп и продолжительность выполнения учебных заданий. Коман-
ды делятся на предварительные и исполнительные. На уроках плавания вместо
предварительных команд пользуются распоряжениями. Например: «опустить
лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выпол-
нения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых
моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется
только на начальных этапах обучения.
Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся
представление об изучаемом движении, что особенно важно при обучении
спортивной технике плавания. Наряду с «образным» объяснением, наглядное
восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и
прочному его освоению.
Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется
на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ должен проводиться
только квалифицированным пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть наиболее су-
щественные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с останов-
кой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложе-
нием усилий.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразви-
вающих физических упражнений.
Негативный показ
при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним
относиться критически.
Учебные и наглядные пособия – рисунки, плакаты – применяются при не-
обходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые труд-
но показать или объяснить.
Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию.
Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при плавании и
выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется вос-
приятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями применяется
большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и
исправлять возникающие ошибки.
Практические методы включают в себя: метод упражнений, соревнова-
тельный и игровой. Применяются эти методы для развития практических уме-
ний и навыков при обучении плаванию.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполне-
нием движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки.
Разучивание «по частям» облегчает освоение техники плавания, умень-
шает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения29
и повышает его качество. Основу метода разучивания по частям составляет
система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в
конечном итоге к освоению способа плавания в целом.
Разучивание «в целом» применяется на завершающих этапах освоения
техники способа плавания. Сюда входит плавание с полной координацией дви-
жений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариан-
тами сочетания этих движений.
Игровой метод – широко применяется на начальном этапе обучения пла-
ванию. В игровом методе всегда есть сюжетное содержание. Для него харак-
терны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил иг-
ры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с
изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и прини-
мать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совер-
шенствование физических и морально-волевых качеств.
Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим
средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных
для плавания.
Соревновательный метод обучения в разных формах применяется на
всех этапах учебно-тренировочного процесса. Используется для повышения
уровня эмоциональности, увеличения двигательной активности. Его отличают
следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобили-
зации своих возможностей; 2) умение показывать максимальный уровень физи-
ческой и психической подготовленности в борьбе за победу.
5.3. Средства обучения
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы
физических упражнений:
• общеразвивающие и специальные физические упражнения;
• подготовительные упражнения по освоению с водой;
• учебные прыжки в воду;
• игры и развлечения на воде;
• упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Общеразвивающие и специальные физические упражнения. Группа уп-
ражнений, выполняемая на суше (в зале), которая содействует общему развитию
занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физи-
ческих качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс об-
щеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной
части урока по плаванию, его содержание зависит от задач занятия. Комплекс уп-
ражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных
условиях водной среды и включает в себя общеподготовительные упражнения
(бег, ходьба, упражнения стоя на месте – наклоны, приседания, повороты, упраж-
нения на гибкость), специально-подготовительные упражнения (движения, сход-
ные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с
плавательными движениями – упражнения для развития подвижности в голено-30
стопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочле-
нениях; для развития мышц, участвующих в гребке; для изучения чередования
напряжения и расслабления мышц). Применение этих упражнений способствует
созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения
отдельными элементами техники плавания.
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Эта группа уп-
ражнений применяется с целью: формирования основных ощущений, в услови-
ях водной (непривычной) среды; устранения страха перед водой и психологи-
ческой подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания
в воде. Все это является подготовкой к освоению навыка плавания.
Упражнения по освоению с водой обязательно должны выполнять зани-
мающиеся всех возрастов, любой подготовленности – от не умеющих держать-
ся на воде до хорошо плавающих по-своему. Они служат основным учебным
материалом первых уроков плавания, а также игр и развлечений на воде. В за-
нятиях используют следующие подгруппы упражнений:
- контрастные упражнения;
- упражнения на погружение;
- упражнения на всплывание;
- упражнения на лежание;
- упражнения на скольжение;
- упражнения на дыхание.
Контрастные упражнения. Служат для ознакомления с физическими
свойствами воды: плотностью, вязкостью, температурой, выталкивающей си-
лой воды. Выполнение этих упражнений помогает: 1) быстрее освоиться с во-
дой; 2) «снять» чувство страха перед новой, непривычной средой; 3) научиться
опираться о воду и отталкиваться
от нее основными гребущими
(ладонью, предплечьем, стопой, голенью).
Упражнения:
1. Ходьба по дну бассейна
(на месте, держась за дорожку)
2. Ходьба по дну бассейна, но без опоры.
3. Бег на месте.
4. Бег с продвижением вперед и назад (акцент на движения рук).
5. Поочередные движения ногами (как при игре в футбол).
6. Гребки руками одновременно
и попеременно в разных
(«режем» и «давим» воду).
7. «Полоскание белья». Стоя
на дне, выполнять
жения руками (вправо-влево, вперед-назад) с изменением темпа дви-
жений.
8. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения ру-
ками перед собой, сбоку от себя.
9. Опустившись в воду до подбородка, описывать руками «восьмерки»
стараясь медленно оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности.
Упражнения на погружение. Предназначены для: 1) преодоления ин-
стинктивного страха перед погружением под воду; 2) обучения открыванию
глаз и ориентировке в воде. 31
Упражнения:
1. Набрать в ладони воду и умыться.
2. Стоя у бортика бассейна и держась за него руками, сделать вдох, за-
держать дыхание и медленно погрузиться под воду до уровня носа.
3. То же, но погрузившись в воду до уровня глаз.
4. То же, но погрузившись в воду с головой.
5. То же, но не держась за бортик бассейна.
6. «Сядь на дно». Сделать
вдох, задержать дыхание и,