Общая характеристика способа плаванья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Кроль - наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика способа.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

 

Общая характеристика способа

Кроль - наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в  которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются  дистанции от 50 до 1500 м, а также  эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль  выбирают участники дальних проплывов  на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также  участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).

Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели  используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.

При плавании кролем на груди  спортсмен лежит на поверхности  воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду) и выполняет  поочередные гребки руками. В то время, как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди-назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду.

Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными Движениями почти прямыми ногами вверх-вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец успевает выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают  двух-, четырех- и шестиударный варианты кроля. Все варианты рациональны; выбор зависит от задач обучения, индивидуальных особенностей пловца, условий плавания. В основу большинства методик начального обучения положено освоение техники шести-ударного кроля.

 

Общее представление  о технике плавания шестиударным кролем на груди: 
1. Правая рука после движения по воздуху входит в воду и вытягивается вперед, левая переходит ко второй половине гребка; тело пловца вытянуто, голова на продольной оси, лицо опущено в воду (пловец смотрит под водой вперед-вниз); ноги выполняют попеременные движения. 
2. Правая рука начинает первую половину гребка; левая выходит из воды локтем вверх, кисть и предплечье расслаблены; пловец смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения. 
3. Правая рука продолжает первую половину гребка, левая начинает движение над водой; пловец смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения. 
4. Правая рука переходит к наиболее энергичной второй половине гребка; левая кистью касается воды впереди головы, напротив одноименного плеча (локоть удерживается выше кисти), и начинает входить в воду; пловец смотрит вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения. 
5. Правая рука завершает гребок и готова выйти из воды локтем вверх; голова поворачивается лицом в сторону для вдоха; левая рука вытягивается вперед, опираясь о воду; ноги выполняют попеременные движения. 
6. Левая рука начинает первую половину гребка, правая покидает воду (кисть и предплечье расслаблены); пловец выполняет вдох; ноги выполняют попеременные движения (пловец смотрит в сторону; сразу по окончании вдоха он поворачивает голову лицом вниз). 
7. Левая рука продолжает гребок; правая движется над водой и расслаблена; лицо вновь опущено в воду (пловец смотрит вперед-вниз); ноги выполняют попеременные движения.

 

Положение тела и  движения ногами

Тело пловца в воде вытянуто, почти горизонтально и хорошо обтекаемо. Голова находится на продольной оси тела, лицо опущено в воду (за исключением момента вдоха); бедра - у поверхности воды; мышцы живота и поясницы оптимально напряжены.

Непрерывные попеременные движения ногами кролем помогают пловцу придать  телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигают его вперед. Ноги выполняют  встречные движения вверх-вниз с  небольшим размахом, минимально сгибаясь в коленях; голени и стопы расслаблены; стопы повернуты носками немного  внутрь и непрерывно вспенивают воду сзади пловца.

Ноги выполняют движения от бедра. Вслед за бедром в движение вовлекаются голень и стопа. Движение ноги вниз носит захлестывающий характер и является основной рабочей фазой. В практике спортивного плавания оно получило название «удар». Движение стопы вверх - фаза подготовительная.

Удар стопой вниз выполняется  с разгибанием ноги в коленном суставе. Отмечается обгон бедром голени и стопы: в то время, как стопа и голень движутся с ускорением вниз, бедро меняет направление движения и устремляется вверх. Это позволяет произвести захлестывающий удар стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.

 

Движения руками и дыхание

 

Полный цикл движений рукой  условно делят на фазы: захват, подтягивание, отталкивание, выход из воды, движение над водой, вход в воду. Захват, подтягивание и отталкивание являются рабочими фазами (вместе они и составляют гребок). Выход руки из воды - фаза завершающих  движений, а движение руки над водой  и вход в воду - подготовительные движения.

Во время гребка основной рабочей плоскостью, с помощью  которой пловец опирается о воду и продвигает себя вперед, является сравнительно жесткая плоскость  «кисть - предплечье». Кисть во время  гребка хорошо фиксирована в лучезапястном  суставе и большую часть гребка развернута ладонью строго назад. Гребок выполняется с небольшим сгибанием  и разгибанием руки в локте. Во время гребка локоть находится в  более высоком положении по отношению  к кисти и развернут в сторону (но не назад!). 
Гребок выполняется в направлении спереди-назад под средней линией тела. Наиболее энергична вторая половина гребка - отталкивание. Завершается гребок у бедра. 
Рука выходит из воды локтем вверх и расслабляется. Во время движения над водой рука несколько согнута в локте, локоть направлен вверх.

Вход руки в воду происходит впереди головы и примерно на ширине одноименного плеча - как бы в одну точку в воду последовательно  погружаются кисть, локоть и плечо. Это движение выполняется свободно, но без промедления; после погружения в воду рука вытягивается вперед, опирается  ладонью о встречный поток  воды, готовясь начать очередной гребок.

Согласование движений руками. В то время, как одна рука выполняет гребок, другая движется над водой, погружается в воду и вытягивается вперед. Вход в воду одной руки (например, правой) и ее вытягивание под водой вперед совпадают с выполнением второй половины гребка другой (левой) рукой.

Дыхание. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону  руки, завершающей гребок. Вдох выполняется  через рот во время выхода руки из воды.

При повороте головы в сторону  для вдоха необходимо удерживать ее на продольной оси тела и не приподнимать над водой. После вдоха пловец вновь поворачивает голову лицом  вниз и начинает постепенный выдох  в воду через рот и нос. Дыхательный  цикл завершается энергичным «выталкиванием»  остатков воздуха через рот в  тот момент, когда голова пловца вновь поворачивается лицом в  сторону для очередного вдоха  и рот оказывается над водой.

Наиболее естественным ритмом дыхания являются один вдох и выдох  на полный цикл движений (два гребка руками). Хорошо подготовленные пловцы используют один вдох и выдох на три гребка руками. В последнем  случае голова пловца поворачивается для вдоха поочередно то в одну, то в другую сторону.

 

Общее согласование движений

В шестиударном варианте кроля на один полный цикл движений руками приходится шесть попеременных движений ногами - шесть ударов стопами вниз. Правильное согласование движений руками и ногами получается у новичков почти автоматически при выполнении учебных упражнений.

Основу техники плавания кролем составляют непрерывно чередуемые гребки руками в сочетании с правильным дыханием. Попеременные движения ногами должны помогать гребковым движениям  руками и способствовать сохранению горизонтального и уравновешенного  положения тела. Чрезмерно интенсивные  движения ногами могут мешать движениям  руками.

 

 

Российский  Государственный Институт Физической Культуры Спорта Молодежи и Фитнеса

 

 

 

Контрольная работа по Плаванию на тему «Методика обучения технике плавания способом кроль на груди. Техника способа»

 

 

 

                                                                                                                          Выполнил студент 3-го курса                заочного отделения 4 группы

Кабанов Илья      

 

                                                                              Г. Москва                                                            18.11.12

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Система начального обучения плаванию подчинена методическим зако-

номерностям педагогического (учебно-тренировочного) процесса,  которые оп-

ределяются принципами, правилами и методами обучения,  особенностями ус-

воения знаний,  освоения навыков выполнения движений,  учета особенностей

физического развития обучающихся. 

Как в обучении, так и  в тренировке ставятся задачи изучения и совершен-

ствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированно-

сти.  Начальное обучение плаванию является первым этапом учебно-

тренировочного процесса.

При обучении плаванию решаются следующие задачи:

1. Овладение плаванием  как жизненно необходимым навыком. 

2. Укрепление здоровья, закаливание,  привитие стойких гигиенических

навыков.

3. Укрепление опорно-двигательного  аппарата, всестороннее физическое

развитие занимающихся и совершенствование таких его физических

качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.

4. Ознакомление с правилами  безопасности на воде.

Содержание программы  начального обучения плаванию зависит: 1) от за-

дач, стоящих перед курсом обучения; 2) контингента занимающихся, их физи-

ческой подготовленности и возраста; 3)  продолжительности  курса обучения

плаванию; 4) условий для  проведения занятий. 25

5.1. Принципы обучения

Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответст-

вии с основными принципами физического воспитания: принципами воспиты-

вающего обучения,  всестороннего развития, оздоровительной направленности

и прикладности.

Обучение в плавании осуществляется в соответствии с дидактическими

принципами: сознательности и активности,  систематичности  и последователь-

ности, доступности, наглядности, прочности.

Принцип сознательности и  активности. Эффективность обучения пла-

ванию во многом определяется грамотным педагогическим руководством и

сознательным и активным отношением занимающихся.  В процессе обучения

плаванию необходимо соблюдать  ряд правил: 

1.  Перед группой или  отдельными занимающимися необходимо поста-

вить конкретные перспективные  (отдаленные)  и текущие  (ближайшие)  цели.

Для новичков,  обучающихся  плаванию,  перспективой является:  участие в со-

ревнованиях, выполнение разрядов и др. Ближайшей целью может служить вы-

полнение такого упражнения как: «стрелочка» или «поплавок».  

2.  Важно раскрыть смысл  конкретного задания.  Преподаватель  должен

довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнить, но и по-

чему это выполняется  так, а не иначе.

3.  Необходимо побуждать  занимающихся к самооценке,  самоанализу и

самоконтролю действий. Для  этого, желательно давать возможность  занимаю-

щимся анализировать удачные и неудачные попытки выполнения упражнений;

находить ошибки в технике  движений; оценивать свои движения в пространст-

ве и во времени; определять степень прилагаемых мышечных усилий.

4. Важнейшими признаками  активности являются инициатива, самостоя-

тельность,  творчество.  Существенную роль в проявлении активности зани-

мающихся играют: побуждение интереса к занятиям; создание положительного

эмоционального настроя; поощрение достигнутых успехов.

5. Активность на занятиях  по плаванию проявляется тогда,  когда уроки

интересны.  Это возможно при условии многообразия применяемых  средств

(варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм  организации

занятий.

Принцип систематичности  и последовательности. Процесс обучения

должен проходить в  строгом логическом порядке и  взаимосвязи. Необходимо,

чтобы занятия не сводились  к проведению эпизодических, разрозненных меро-

приятий,  а осуществлялись непрерывно и последовательно.  В  практической

деятельности принцип  систематичности и последовательности реализуется пу-

тем соблюдения правил обучения:

1. Занятия плаванием проводятся  регулярно, через определенный проме-

жуток времени.

2. Упражнения выполняются многократно (необходимо использовать ши-

рокий круг упражнений и применять разнообразные методические приемы).

3. Необходимо осуществлять преемственность в содержании (от занятия к

занятию, от этапа к этапу). 26

4. Принцип последовательности  наиболее полно раскрывает три  методи-

ческих правила: от простого к сложному; от легкого к трудному; от известного

к неизвестному.

Принцип доступности.  Тесно  связан с принципом последовательности

(от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного  к неизвестно-

му). Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры

трудностей в процессе обучения в соответствии с возможностями  занимаю-

щихся, учитывая особенности, пол,  состояние здоровья, уровень подготовлен-

ности,  индивидуальные различия в проявлении физических    и психических

способностей. Для реализации правил доступного обучения необходимо:

1. Соответствие заданий  возрасту и подготовленности  занимающихся.

2. Опора на возможности  занимающихся, их жизненный опыт, интересы,

особенности развития.

3. Соответствие содержания  и способов обучения уровню  развития зани-

мающихся.

4. Учитывать индивидуальную  обучаемость занимающихся.

5. Находить оптимальный темп обучения (с учетом слабых и сильных за-

Информация о работе Общая характеристика способа плаванья