Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа
Кроль - наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.
Общая характеристика способа
Кроль - наиболее популярный
и быстрый спортивный способ плавания.
В тех видах соревнований, в
которых разрешается плыть
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.
При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду) и выполняет поочередные гребки руками. В то время, как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди-назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду.
Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными Движениями почти прямыми ногами вверх-вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец успевает выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех- и шестиударный варианты кроля. Все варианты рациональны; выбор зависит от задач обучения, индивидуальных особенностей пловца, условий плавания. В основу большинства методик начального обучения положено освоение техники шести-ударного кроля.
Общее представление
о технике плавания шестиударным
кролем на груди:
1. Правая рука после движения по воздуху
входит в воду и вытягивается вперед, левая
переходит ко второй половине гребка;
тело пловца вытянуто, голова на продольной
оси, лицо опущено в воду (пловец смотрит
под водой вперед-вниз); ноги выполняют
попеременные движения.
2. Правая рука начинает первую половину
гребка; левая выходит из воды локтем вверх,
кисть и предплечье расслаблены; пловец
смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют
попеременные движения.
3. Правая рука продолжает первую половину
гребка, левая начинает движение над водой;
пловец смотрит под водой вперед-вниз;
ноги выполняют попеременные движения.
4. Правая рука переходит к наиболее энергичной
второй половине гребка; левая кистью
касается воды впереди головы, напротив
одноименного плеча (локоть удерживается
выше кисти), и начинает входить в воду;
пловец смотрит вперед-вниз; ноги выполняют
попеременные движения.
5. Правая рука завершает гребок и готова
выйти из воды локтем вверх; голова поворачивается
лицом в сторону для вдоха; левая рука
вытягивается вперед, опираясь о воду;
ноги выполняют попеременные движения.
6. Левая рука начинает первую половину
гребка, правая покидает воду (кисть и
предплечье расслаблены); пловец выполняет
вдох; ноги выполняют попеременные движения
(пловец смотрит в сторону; сразу по окончании
вдоха он поворачивает голову лицом вниз).
7. Левая рука продолжает гребок; правая
движется над водой и расслаблена; лицо
вновь опущено в воду (пловец смотрит вперед-вниз);
ноги выполняют попеременные движения.
Положение тела и движения ногами
Тело пловца в воде вытянуто, почти горизонтально и хорошо обтекаемо. Голова находится на продольной оси тела, лицо опущено в воду (за исключением момента вдоха); бедра - у поверхности воды; мышцы живота и поясницы оптимально напряжены.
Непрерывные попеременные движения
ногами кролем помогают пловцу придать
телу горизонтальное и обтекаемое положение,
продвигают его вперед. Ноги выполняют
встречные движения вверх-вниз с
небольшим размахом, минимально сгибаясь
в коленях; голени и стопы расслаблены;
стопы повернуты носками
Ноги выполняют движения от бедра. Вслед за бедром в движение вовлекаются голень и стопа. Движение ноги вниз носит захлестывающий характер и является основной рабочей фазой. В практике спортивного плавания оно получило название «удар». Движение стопы вверх - фаза подготовительная.
Удар стопой вниз выполняется с разгибанием ноги в коленном суставе. Отмечается обгон бедром голени и стопы: в то время, как стопа и голень движутся с ускорением вниз, бедро меняет направление движения и устремляется вверх. Это позволяет произвести захлестывающий удар стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.
Движения руками и дыхание
Полный цикл движений рукой условно делят на фазы: захват, подтягивание, отталкивание, выход из воды, движение над водой, вход в воду. Захват, подтягивание и отталкивание являются рабочими фазами (вместе они и составляют гребок). Выход руки из воды - фаза завершающих движений, а движение руки над водой и вход в воду - подготовительные движения.
Во время гребка основной
рабочей плоскостью, с помощью
которой пловец опирается о воду
и продвигает себя вперед, является
сравнительно жесткая плоскость
«кисть - предплечье». Кисть во время
гребка хорошо фиксирована в лучезапястном
суставе и большую часть гребка
развернута ладонью строго назад. Гребок
выполняется с небольшим
Гребок выполняется в направлении спереди-назад
под средней линией тела. Наиболее энергична
вторая половина гребка - отталкивание.
Завершается гребок у бедра.
Рука выходит из воды локтем вверх и расслабляется.
Во время движения над водой рука несколько
согнута в локте, локоть направлен вверх.
Вход руки в воду происходит впереди головы и примерно на ширине одноименного плеча - как бы в одну точку в воду последовательно погружаются кисть, локоть и плечо. Это движение выполняется свободно, но без промедления; после погружения в воду рука вытягивается вперед, опирается ладонью о встречный поток воды, готовясь начать очередной гребок.
Согласование движений руками. В то время, как одна рука выполняет гребок, другая движется над водой, погружается в воду и вытягивается вперед. Вход в воду одной руки (например, правой) и ее вытягивание под водой вперед совпадают с выполнением второй половины гребка другой (левой) рукой.
Дыхание. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону руки, завершающей гребок. Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды.
При повороте головы в сторону для вдоха необходимо удерживать ее на продольной оси тела и не приподнимать над водой. После вдоха пловец вновь поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в воду через рот и нос. Дыхательный цикл завершается энергичным «выталкиванием» остатков воздуха через рот в тот момент, когда голова пловца вновь поворачивается лицом в сторону для очередного вдоха и рот оказывается над водой.
Наиболее естественным ритмом дыхания являются один вдох и выдох на полный цикл движений (два гребка руками). Хорошо подготовленные пловцы используют один вдох и выдох на три гребка руками. В последнем случае голова пловца поворачивается для вдоха поочередно то в одну, то в другую сторону.
Общее согласование движений
В шестиударном варианте кроля на один полный цикл движений руками приходится шесть попеременных движений ногами - шесть ударов стопами вниз. Правильное согласование движений руками и ногами получается у новичков почти автоматически при выполнении учебных упражнений.
Основу техники плавания
кролем составляют непрерывно чередуемые
гребки руками в сочетании с правильным
дыханием. Попеременные движения ногами
должны помогать гребковым движениям
руками и способствовать сохранению
горизонтального и
Российский Государственный Институт Физической Культуры Спорта Молодежи и Фитнеса
Контрольная работа по Плаванию на тему «Методика обучения технике плавания способом кроль на груди. Техника способа»
Кабанов Илья
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
Система начального обучения плаванию подчинена методическим зако-
номерностям педагогического (учебно-тренировочного) процесса, которые оп-
ределяются принципами, правилами и методами обучения, особенностями ус-
воения знаний, освоения навыков выполнения движений, учета особенностей
физического развития обучающихся.
Как в обучении, так и в тренировке ставятся задачи изучения и совершен-
ствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированно-
сти. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебно-
тренировочного процесса.
При обучении плаванию решаются следующие задачи:
1. Овладение плаванием
как жизненно необходимым
2. Укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических
навыков.
3. Укрепление опорно-
развитие занимающихся и совершенствование таких его физических
качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.
Содержание программы начального обучения плаванию зависит: 1) от за-
дач, стоящих перед курсом обучения; 2) контингента занимающихся, их физи-
ческой подготовленности и возраста; 3) продолжительности курса обучения
плаванию; 4) условий для проведения занятий. 25
5.1. Принципы обучения
Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответст-
вии с основными принципами физического воспитания: принципами воспиты-
вающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности
и прикладности.
Обучение в плавании осуществляется в соответствии с дидактическими
принципами: сознательности и активности, систематичности и последователь-
ности, доступности, наглядности, прочности.
Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения пла-
ванию во многом определяется грамотным педагогическим руководством и
сознательным и активным отношением занимающихся. В процессе обучения
плаванию необходимо соблюдать ряд правил:
1. Перед группой или отдельными занимающимися необходимо поста-
вить конкретные перспективные (отдаленные) и текущие (ближайшие) цели.
Для новичков, обучающихся плаванию, перспективой является: участие в со-
ревнованиях, выполнение разрядов и др. Ближайшей целью может служить вы-
полнение такого упражнения как: «стрелочка» или «поплавок».
2. Важно раскрыть смысл конкретного задания. Преподаватель должен
довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнить, но и по-
чему это выполняется так, а не иначе.
3. Необходимо побуждать занимающихся к самооценке, самоанализу и
самоконтролю действий. Для этого, желательно давать возможность занимаю-
щимся анализировать удачные и неудачные попытки выполнения упражнений;
находить ошибки в технике движений; оценивать свои движения в пространст-
ве и во времени; определять степень прилагаемых мышечных усилий.
4. Важнейшими признаками
активности являются
тельность, творчество. Существенную роль в проявлении активности зани-
мающихся играют: побуждение интереса к занятиям; создание положительного
эмоционального настроя; поощрение достигнутых успехов.
5. Активность на занятиях
по плаванию проявляется тогда,
интересны. Это возможно при условии многообразия применяемых средств
(варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм организации
занятий.
Принцип систематичности и последовательности. Процесс обучения
должен проходить в строгом логическом порядке и взаимосвязи. Необходимо,
чтобы занятия не сводились к проведению эпизодических, разрозненных меро-
приятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. В практической
деятельности принцип
систематичности и
тем соблюдения правил обучения:
1. Занятия плаванием проводятся регулярно, через определенный проме-
жуток времени.
2. Упражнения выполняются многократно (необходимо использовать ши-
рокий круг упражнений и применять разнообразные методические приемы).
3. Необходимо осуществлять преемственность в содержании (от занятия к
занятию, от этапа к этапу). 26
4. Принцип последовательности наиболее полно раскрывает три методи-
ческих правила: от простого к сложному; от легкого к трудному; от известного
к неизвестному.
Принцип доступности. Тесно связан с принципом последовательности
(от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестно-
му). Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры
трудностей в процессе обучения в соответствии с возможностями занимаю-
щихся, учитывая особенности, пол, состояние здоровья, уровень подготовлен-
ности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических
способностей. Для реализации правил доступного обучения необходимо:
1. Соответствие заданий возрасту и подготовленности занимающихся.
2. Опора на возможности занимающихся, их жизненный опыт, интересы,
особенности развития.
3. Соответствие содержания и способов обучения уровню развития зани-
мающихся.
4. Учитывать индивидуальную обучаемость занимающихся.
5. Находить оптимальный темп обучения (с учетом слабых и сильных за-