Численность учебной
группы составляет от 8 до 15 человек
на одного преподавателя.
Учебный процесс
по физическому воспитанию в
специальном учебном отделении
преимущественно направлен на: укрепление
здоровья, закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных
отклонений в физическом развитии; ликвидацию
остаточных явлений после перенесённых
заболеваний; приобретение необходимых
и допустимых для студентов профессионально-прикладных
умений и навыков.
Занятия для студентов,
зачисленных на это отделение, являются
обязательными и проводятся на всём периоде
обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса
этого отделения включает теорию,
практический программный материал,
обязательный для всех учебных
отделений, профессионально-прикладную
физическую подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений в
состоянии здоровья и физическом развитии.
На теоретических занятиях особое внимание
уделяется вопросам врачебного контроля,
самоконтроля и методики физического
воспитания с учётом отклонений в состоянии
здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная
физическая подготовка проводятся с учётом
функциональных возможностей студентов.
Главное в этой подготовке - овладение
техникой прикладных упражнений, устранение
функциональной недостаточности органов
и систем, повышение работоспособности
организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация
принципов систематичности, доступности
и индивидуализации, строгая дозировка
нагрузки и постепенное её повышение.
Несмотря на
оздоровительно-восстановительную
направленность занятий в специальном
отделении, они не должны сводиться
только к лечебным целям. Преподаватели
должны стремиться к тому, чтобы
студенты этого отделения приобрели
достаточную разностороннюю и специальную
физическую подготовленность, улучшили
своё физическое развитие и в итоге были
переведены в подготовительное учебное
отделение.
Учебные группы
всех учебных отделений закрепляются
за преподавателями физического
воспитания на весь период обучения. Если
у студентов специального и подготовительного
учебных отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья,
физическое развитие и подготовленность,
то они на основании заключения врача
и решения кафедры по окончании учебного
года (или семестра) переводятся в следующую
медицинскую группу или учебное отделение.
Если в результате болезни или других
объективных причин наблюдается ухудшение
состояния здоровья, то студенты переводятся
в специальную медицинскую группу в любое
время учебного года.
5. Зачётные требования
и обязанности студентов
Программой предусмотрена
сдача студентами зачётов по
физическому воспитанию. Зачёт проводится
в виде собеседования преподавателя
с каждым студентом. В ходе
собеседования определяется степень овладения
студентом теоретического программного
материала. К зачёту допускаются студенты,
полностью выполнившие практический раздел
учебной программы, т.е. выполнившие все
запланированные практические контрольные
упражнения и нормативы. Контрольные упражнения
и нормативы по оценке физической подготовленности
студентов выполняются только в условиях
спортивных соревнований.
Сроки и порядок
выполнения контрольных требований,
упражнений и нормативов определяются
учебной частью вуза совместно с
кафедрой физического воспитания на весь
учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению
зачётных требований, упражнений
и нормативов допускаются студенты,
регулярно посещавшие учебные
занятия и получившие необходимую
подготовку.
Отметка о выполнении
зачёта по физическому воспитанию
вносится в зачётную книжку
студентов в конце каждого
семестра.
В процессе
прохождения курса физического
воспитания каждый студент обязан:
систематически посещать занятия
по физическому воспитанию (теоретические
и практические) в дни и часы, предусмотренные
учебным расписанием; повышать свою физическую
подготовку и выполнять требования и нормы
и совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы,
сдавать зачёты по физическому воспитанию
в установленные сроки; соблюдать рациональный
режим учёбы, отдыха и питания; регулярно
заниматься гигиенической гимнастикой,
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями и спортом, используя консультации
преподавателя; активно участвовать в
массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятиях в учебной группе,
на курсе, факультете, в вузе; проходить
медицинское обследование в установленные
сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием
здоровья, физического развития, за физической
и спортивной подготовкой; иметь аккуратно
подогнанные спортивный костюм и спортивную
обувь, соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание
складывается не только из
тренировки и развития их в
“образовательный” период жизни
(7 –25 лет) , но и в дальнейший период (для
людей среднего и пожилого возраста) ,
что является вторым этапом в жизни человека
при воспитании физических качеств.
6. Физиологические
основы оздоровительной тренировки
Система физических
упражнений, направленных на повышение
функционального состояния до
необходимого уровня (100% ДМПК и
выше) , называется оздоровительной,
или физической, тренировкой (за
рубежом - кондиционная тренировка)
. Первоочередной задачей оздоровительной
тренировки является повышение уровня
физического состояния до безопасных
величин, гарантирующих стабильное здоровье.
Важнейшей целью тренировки для людей
среднего и пожилого возраста является
профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
являющихся основной причиной нетрудоспособности
и смертности в современном обществе.
Кроме того, необходимо учитывать возрастные
физиологические изменения в организме
в процессе инволюции. Все это обусловливает
специфику занятий оздоровительной физической
культурой и требует соответствующего
подбора тренировочных нагрузок, методов
и средств тренировки.
В оздоровительной
тренировке (так же, как и в
спортивной) различают следующие
основные компоненты нагрузки, определяющие
ее эффективность: тип нагрузки,
величину нагрузки, продолжительность
(объем) и интенсивность, периодичность
занятий (количество раз в неделю) , продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
7. Тип нагрузки
Характер воздействия
физической тренировки на организм
зависит, прежде всего, от вида
упражнений, структуры двигательного
акта. В оздоровительной тренировке различают
три основных типа упражнений, обладающих
различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной
направленности, способствующие развитию
общей выносливости; 2 тип - циклические
упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную
(скоростную) выносливость; 3 тип - ациклические
упражнения, повышающие силовую выносливость.
Однако оздоровительным и профилактическим
эффектом в отношении атеросклероза и
сердечно-сосудистых заболеваний обладают
лишь упражнения, направленные на развитие
аэробных возможностей и общей выносливости.
(Это положение особо подчеркивается в
рекомендациях Американского института
спортивной медицины.) В связи с этим основу
любой оздоровительной программы для
людей среднего и пожилого возраста должны
составлять циклические упражнения, аэробной
направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман,
1980; А. Виру, 1988, и др.) .
Исследования
Б. А. Пироговой (1985) показали, что
решающим фактором, определяющим физическую
работоспособность людей среднего возраста,
является именно общая выносливость, которая
оценивается по величине МПК.
В среднем и
пожилом возрасте на фоне увеличения
объема упражнений для развития
общей выносливости и гибкости снижается
необходимость в нагрузках скоростно-силового
характера (при полном исключении скоростных
упражнений) . Кроме того, у лиц старше
40 лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового
обмена, артериального давления и массы
тела) , что возможно только при выполнении
упражнений аэробной направленности на
выносливость. Таким образом, основной
тип нагрузки, используемый в оздоровительной
физической культуре, - аэробные циклические
упражнения. Наиболее доступным и эффективным
из них является оздоровительный бег.
В связи с этим физиологические основы
тренировки будут рассмотрены на примере
оздоровительного бега. В случае использования
других циклических упражнений сохраняются
те же принципы дозировки тренировочной
нагрузки.
По степени
воздействия на организм в
оздоровительной физической культуре
(так же, как и в спорте) различают
пороговые, оптимальные, пиковые
нагрузки, а также сверх нагрузки.
Однако эти понятия относительно
физической культуры имеют несколько
иной физиологический смысл.
Пороговая нагрузка-это
нагрузка, превышающая уровень привычной
двигательной активности, та минимальная
величина тренировочной нагрузки,
которая дает необходимый оздоровительный
эффект: возмещение недостающих энергозатрат,
повышение функциональных возможностей
организма и снижение факторов риска.
С точки зрения возмещения недостающих
энергозатрат пороговой является такая
продолжительность нагрузки, такой объем
бега, которые соответствуют расходу энергии
не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход
энергии обеспечивается при беге продолжительностью
около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч) , или 30 км
бега при средней скорости 10 км/ч, так как
при беге в аэробном режиме расходуется
примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин
и1,08 ккал/кг у мужчин) .
Повышение функциональных
возможностей наблюдается у начинающих
бегунов при недельном объеме
медленного бега, равном 15 км. Американские
и японские ученые наблюдали
повышение МПК на 14 "/о после
завершения 12-недельной тренировочной
программы, которая состояла из 5-километровых
пробежек 3 раза в неделю (К. Купер, 1970) .
Французские ученые при принудительной
тренировке животных на тредбане (3 раза
в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили
значительное увеличение плотности капиллярного
русла миокарда и коронарного кровотока.
Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по
15 мин) , подобных изменений в миокарде
не вызывали.
Снижение основных
факторов риска также наблюдается
при объеме бега не менее
15 км в неделю. Так, при выполнении
стандартной тренировочной программы
(бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось
отчетливое понижение артериального давления
до нормальных величин. Нормализация липидного
обмена по всем показателям (холестерин,
ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше
2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок
с рациональным питанием позволяет успешно
бороться с избыточной массой тела. Таким
образом, минимальной нагрузкой для начинающих,
необходимой для профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний и укрепления здоровья, следует
считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия
по 30 мин.
Оптимальная нагрузка-это
нагрузка такого объема и интенсивности,
которая дает максимальный оздоровительный
эффект для данного индивида.
Зона оптимальных нагрузок ограничена
снизу уровнем пороговых, а сверху
- максимальных нагрузок. На основании
многолетних наблюдений автором было
выявлено, что оптимальные нагрузки для
подготовленных бегунов составляют 40-6О
мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40 км в
неделю) . Дальнейшее увеличение количества
пробегаемых километров нецелесообразно,
поскольку не только не способствует дополнительному
приросту функциональных возможностей
организма (МНЮ, но и создает опасность
травматизма опорно-двигательного аппарата,
нарушения деятельности сердечно-сосудистой
системы (пропорционально росту тренировочных
нагрузок) . Так, Купер (1986) на основании
данных Далласского центра аэробики отмечает
рост травматизма опорно-двигательного
аппарата при беге более 40 км в неделю.
Наблюдалось улучшение психического состояния
и настроения, а также снижение эмоциональной
напряженности у женщин при недельном
объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение
тренировочных нагрузок сопровождалось
ухудшением психического состояния. При
увеличении объема беговых нагрузок у
молодых женщин до 50-60 км в неделю в ряде
случаев отмечалось нарушение менструального
цикла (в результате значительного снижения
жирового компонента) , что может стать
причиной половой дисфункции. Некоторые
авторы беговым "барьером" называют
90 км в неделю, превышение которого может
привести к своеобразной "беговой наркомании"
в результате чрезмерной гормональной
стимуляции (выделение в кровь эндорфинов)
. Нельзя не учитывать также отрицательное
влияние больших тренировочных нагрузок
на иммунитет, обнаруженное многими учеными
(Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.) .
В связи с
этим все, что выходит за
рамки оптимальных тренировочных
нагрузок, не является необходимым
с точки зрения здоровья. Оптимальные
нагрузки обеспечивают повышение
аэробных возможностей, общей выносливости
и работоспособности, т.е. уровня физического
состояния и здоровья. Максимальная длина
тренировочной дистанции в оздоровительном
беге не должна превышать 20 км, поскольку
с этого момента в результате истощения
мышечного гликогена в энергообеспечение
активно включаются жиры, что требует
дополнительного расхода кислорода и
приводит к накоплению в крови токсичных
продуктов. Бег на 30-40 км требует повышения
специальной марафонской выносливости,
связанной с использованием свободных
жирных кислот (СЖК) , а не углеводов. Задача
же оздоровительной физкультуры укрепление
здоровья путем развития общей (а не специальной)
выносливости и работоспособности.