Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

1. Введение. Основные понятия ……………………………………………………….2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов……………………………………………………………….2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения……………………………………………………………4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов……………………………………………………………………6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального
состояния студентов……………………………………………………………………..9
6. Заключение……………………………………………………………………………..13
7. Список литературы……………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 74.13 Кб (Скачать)

Утренняя  гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют  о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой    деятельности.

Исследования показывают, что эффективность  влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде  студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной  напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.





 







 


 

 

Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.


 


5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими  упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности  в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате  наступившего утомления.

Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2   часа) повышение работоспособности  и   поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют  рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия в  неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в  неделю по 45 мин. по возможности  после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные  занятия по 60-70 мин. умеренной  интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й  вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались  три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности приведены в табл. 9.3.

Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под  влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается.

При проведении учебно-тренировочных  занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

Таблица 5.1

Изменение умственной работоспособности  студентов за экзаменационный период, к исходному уровню, принятому за 100%

 

Период обследования

Группы

 

1-я

2-я

3-я

Сразу после третьего экзамена

23,1

31,4

46,7

На следующий день

80,3

82,2

99,8

Сразу после завершения всей сессии (четырех экзаменов)

64,5

78,9

89,4

Через неделю после сессии

82,3

89,3

100,5


 

 

 

Нецелесообразно изучать  технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.

 

 

 

6. Заключение

Динамика учебного процесса с его  неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений  умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список литературы

1. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. / 
Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.

  1. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. / 
    Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
  2. Социально-биологические   основы   физической   культуры.   Учебное 
    пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
  3. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического 
    воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ, 
    1995.
  4. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием 
    организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива. 
    МГСУ, J997.
  5. Основы  здорового  образа  жизни.   Учебное  пособие.   / Под  ред. 
    Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
  6. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и 
    функциональным    состоянием    организма    в    процессе    занятий 
    физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под 
    ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
  7. Методические подходы к проведению занятий со студентами по 
    лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное 
    пособие. / Под ред   М.М.Щепотова, В.В.Садовского, М.В.Вдовина. 
    Пензенская ГАСА, 1999.
  8. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под 
    ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
  9. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ, 2000

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов