Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

1. Введение. Основные понятия ……………………………………………………….2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов……………………………………………………………….2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения……………………………………………………………4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов……………………………………………………………………6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального
состояния студентов……………………………………………………………………..9
6. Заключение……………………………………………………………………………..13
7. Список литературы……………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 74.13 Кб (Скачать)

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Таблица3. 1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

 

Объект наблюдения

Уто мление

 

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют

Поза

Непостоянная, потягивания  ног и  выпрямление   туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес    к    новому материалу

Живой        интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


Объективными признаками переутомления  являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость,   выраженный дермографизм,      снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.Платонову)

 

Симптом

Степень переутомления

 

1-начинаю-

II- легкое

III-

IV- тяжелое

 

шееся

 

выраженное

 

Снижение   рабо-

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

тоспособности

       

Появление ранее

При  усиленной

При     обычной

При    облегчен-

Без   видимой на-

отсутствовавшей

нагрузке

нагрузке

ной нагрузке

грузки

усталости       при

       

умственной    на-

       

грузке

       

Компенсация

Не требуется

Полностью

Не полностью

Незначительно

понижения рабо-

       

тоспособности

       

волевым путем

       

Эмоциональные

Временное

Временами

Раздражитель-

Угнетение, резкая

сдвиги

снижение  инте-

неустойчивость

ность

раздражитель-

 

реса к работе

настроения

 

ность

Расстройства сна

Трудно      засы-

Труднее    засы-

Сонливость

Бессонница

 

пать   и   просы-

пать,       просы-

днем

 
 

паться

паться

   

Снижение   умст-

Нет

Трудно    сосре-

Временами

Заметное    ослаб-

венной    работо-

 

доточиться

забывчивость

ление внимания и

способности

     

памяти

Вегетативные

Временами

Часто тяжесть в

Временами

Частые   головные

сдвиги

тяжесть в голо-

голове

головные   боли,

боли,   потеря ап-

 

ве

 

снижение аппе-

петита

     

тита

 

Профилактиче-

Упорядочение

Отдых, физиче-

Организован-

Лечение

ские    мероприя-

отдыха, физиче-

ская культура

ный         отдых,

 

тия

ская    культура,

 

предоставление

 
 

культурные

 

отпуска

 
 

развлечения

     

Таким образом, умственная деятельность, связанная  с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

 

4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как  способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

Исследованиями  установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть  студенты с устойчивой стереотипностью  и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада  работоспособности у обоих типов  студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

Аритмики занимают промежуточное  положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4).

Вариативность изменения отдельных  сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.9.5).

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

Учебный  семестр   и  учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижать ся. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало  второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение  умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

  • систематическое изучение учебных предметов студентами в  се 
    местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
  • ритмичную и системную организацию умственного труда;
  • постоянное поддержание эмоции интереса;
  • совершенствование межличностных отношений студентов между 
    собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
  • организацию рационального режима труда, питания, сна и отды 
    ха;
  • отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти 
    ков, курения и токсикомании;
  • ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ 
    ма в состоянии оптимальной физической тренированности;
  • обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием орга 
    низма с целью выявления отклонений от нормы  и своевременной кор 
    ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых  пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Информация о работе Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов