Научная основа физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

       Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя частота дыхания в покое 15-18 циклов в минуту. У тренированных людей, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается, например, у пловцов до 45 циклов в минуту.

       Легочная  вентиляция - объем воздуха, который  проходит через легкие за минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту  дыхания. Легочная вентиляция в покое  находится на уровне 5000-9000 мл. При  физической нагрузке этот показатель увеличивается.

       Потребление кислорода  - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

       В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При  физической нагрузке эта величина увеличивается.

       Наибольшее  количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при  предельной мышечной работе, называетсямаксимальным потреблением кислорода (МПК).

       Наиболее  эффективно дыхательную систему  развивают циклические виды спорта (бег, гребля, плавание, лыжный спорт  и т.п.).

    • Нервная система

       Нервная система человека объединяет все  системы организма в единое целое  и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные  отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые  подходят ко всем тканям  и органам человека.

       Нервную систему делят на центральную  и периферическую. К центральной  нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная  система образуется нервами отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар  черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

       По  функциональному принципу нервную  систему делят на соматическую и  вегетативную. Соматические нервы иннервируют  на поперечно-полосатую мускулатуру  скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика  кишечника и др.).

       Основными нервными процессами являются возбуждение  и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение  - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление.

       Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный  в процессе жизнедеятельности).

       Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.

       Все движения человека представляют собой  приобретенные в процессе индивидуальной жизни новый формы двигательных актов.

       Двигательный  навык - двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

       Образование двигательного навыка происходит последовательно  по трем  фазам : генерализации, концентрации, автоматизации.

       Фаза  генерализации  характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются дополнительные группы мышц. В этой фазе движения неэкономичны, плохо координированы и неточны.

       Фаза  концентрации характеризуется дифференцированным торможением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах головного мозга. Движения в этой фазе становятся точными, экономичными, стабильными.

       Фаза  автоматизации характеризуется выполнением движения автоматически без участи внимания и мышления. Автоматизированный навык отличается высокой степенью надежности и стабильности выполнения всех составляющих его движений.

       В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный, вестибулярный, кожный и  др.Анализатор - это структурная целостность рецептора и нерва, проводящего возбуждение в центр находящийся в коре головного мозга. Изменение функции того или иного анализатора тесно связанно со спецификой физических упражнений. У занимающихся физическими упражнениями совершенствуется глазодвигательный анализатор, увеличивается поле зрения (норма - 15°, при специальной тренировке до 30°) и совершенствуется глубина восприятия. При исследованиях кожного анализатора в процессе тренировок установлено, что те области тела, которые подвергаются соприкосновениям и ударам имеют пониженную тактильную и болевую чувствительность.

       В процессе физической тренировки нервная  система человека совершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позволяет более дифференцированно органам чувств осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых двигательных навыков.

    • Обмен веществ и энергии — основа жизнедеятельности организма человека.

       Единство  организма человека с внешней  средой проявляется прежде всего  в непрекращающемся обмене веществ  и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный  постоянно протекающий, самосовершающийся  и саморегулирующийся биохимический  и энергетический процесс, связанный  с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных  веществ, обеспечивающих постоянство  химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность  к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

       Обмен веществ — это два взаимосвязанных  противоположных процессов, протекающих  одновременно, в результате которых  происходит усвоение веществ, поступающих  из окружающей среды и их биологическое  превращение в потенциальную  энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма  продуктов распада (диссимиляция).

       Эти процессы согласованы между собой  и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность  организма человека.

       Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и  железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

       В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные  соли. Важная роль в этих процессах  принадлежит также витаминам, которые  являются катализаторами обменных процессов.

       Так, например, на белковый обмен существенное влияние оказывает гормон щитовидной железы – тироксин; на углеводный обмен  оказывает влияние гормон надпочечников  – адреналин и гормон поджелудочной  железы - инсулин; на жировой обмен  влияют гормоны поджелудочной железы и щитовидной железы и др.[6]

       Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу  после рождения человека скорость поступления  в организм питательных веществ  превышает скорость их распада. Это  обеспечивает рост организма. К 17-19 годам  различия в скорости процессов ассимиляции  и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени  устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет  в процессе обмена веществ наблюдается  равновесие, при котором интенсивность  процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать  диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для  жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей, дистрофия мышц и снижение их силы, ухудшаются и качество нервной.[7] 

       Заключение

       Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.

       Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении  факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и  жировой массы, содржания холестерина  и триглицеридов в крови, снижением  артериального давления и ЧСС.

       Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени  задержать возрастных инволюционных  изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений  органов и систем.

       Выполнение  физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя  развития дегенеративных изменений, связанных  с возрастом и гиподинамией (нарушение  функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани  и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с  перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к  суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством  профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).

       Все эти данные свидетельствуют о  неоценимом положительном влиянии  занятий физической культурой на организм человека.

       Таким образом, можно говорить о необходимости  физических упражнений в жизни каждого  человека. При этом очень важно  учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования  физических возможностей организма, чтобы  физические нагрузки не принесли вреда  здоровью.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников: 

    
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань
  4. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004
  5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005
  6. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001
  7. Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003
  8. Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. И перераб. – Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007

            

Информация о работе Научная основа физической культуры