Научная основа физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

       2. Ациклические упражнения имеют  выраженное начало и конец.  Повторение не связано неразрывно  с окончанием предыдущего движения  и не обуславливает последующее.  Ациклические движения не строятся  на ритмическом двигательном  рефлексе, хотя некоторые из них  могут быть причислены к локомоциям (прыжки). Спортивные ациклические  движения по характеру работы  мышц преимущественно связанны  с максимальной мобилизацией  силы и скорости сокращения. Они  часто служат целям развития  силы и быстроты. Ациклические  движения можно разделить на  однократные двигательные акты  и на их комбинации. Из физических  упражнений к первым относятся, прежде всего, прыжки, метания и поднимание тяжести. В гимнастике широко используется как однократные движения, так и более или менее сложные комбинации.

       3. Смешанные движения состоят из  циклических и ациклических движений. Так, в прыжках в длину ациклическому  прыжку предшествует циклический  разбег. Это относится и к некоторым  видам метаний.

       Рассмотрим  подробнее ациклические упражнения, в частности их физиологическую  характеристику и ее динамику у лиц занимающихся ациклическими видами нагрузок.

       Ациклические  соревновательные упражнения на основе их кинематических и динамических характеристик можно разделить на 1) взрывные, 2) стандартно-переменные, 3) нестандартно-переменные и 4) интервально-повторные.[3]

       Взрывные  упражнения. К взрывным упражнениям  относятся Прыжки и метания. Группу прыжков составляют прыжки в легкой атлетике (в длину, в высоту, тройным, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки. В группу метаний входят легкоатлетические метания: диска, копья, молота, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатлетические упражнения (рывок и толчок).

       Характерная особенность взрывных упражнений —  наличие одного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности («взрыва»), сообщающих большую скорость всему телу и (или) верхним конечностям со спортивным снарядом. Эти взрывные мышечные усилия обусловливают: а) дальность прыжка в длину или высоту; б) продолжительность полета, во время которого выполняются сложные движения в воздухе (прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки); в) максимальную (в легкоатлетических метаниях) или необходимую (в тяжелоатлетических упражнениях) дальность полета спортивного снаряда.

       Все взрывные упражнения имеют очень  небольшую продолжительность — от нескольких секунд до немногих десятков секунд. Значительную часть большинства взрывных упражнений составляют циклические движения — разбег или разгон. Каждое взрывное упражнение выполняется как единое целое, что определяет и особенности обучения таким движениям.

       Стандартно-переменные упражнения — это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках  и на водных лыжах, в синхронном плавании. Для этих упражнений характерно объединение  в непрерывную, строго фиксированную, стандартную цепочку разнообразных  сложных действий (элементов), каждое из которых является законченным  самостоятельным действием и  потому может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые разные комбинации (комплексные упражнения).

       Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включают все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нестандартным образом чередуются периоды с разным характером и интенсивностью двигательной деятельности — от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (ускорений, прыжков, ударов) до физической нагрузки относительно невысокой интенсивности, вплоть до полного отдыха (минутные перерывы у боксеров и борцов, остановки в игре, периоды отдыха между таймами в спортивных играх).

       В связи с этим в нестандартно-переменных упражнениях можно выделить рабочие  периоды, т. е. периоды особенно интенсивной  двигательной активности (деятельности), и промежуточные периоды, или  периоды относительно мало интенсивной  двигательной активности.

       К интервально-повторным упражнениям относятся соревновательные, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха. При этом элементы, входящие в такую комбинацию, могут быть однородными (по характеру и интенсивности) циклическими или ациклическими упражнениями. Так, к интервально-повторным упражнениям относится тренировочное упражнение с повторным пробеганием (проплыванием) определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередуемым с периодами полного или частичного отдыха. Другой пример — поднимание штанги несколько раз подряд. К соревновательным интервально-повторным упражнениям относятся биатлон и спортивное ориентирование.

       Если  во время выполнения комплексных  тренировочных упражнений рабочие периоды чередуются с промежуточными периодами полного отдыха, то такие упражнения обозначаются как повторные переменные упражнения.

       Если  при выполнении упражнения рабочие  периоды сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т. е. работой  значительно более низкой интенсивности (например, бегом трусцой), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. По существу, подавляющее большинство комплексных тренировочных упражнений и каждое тренировочное занятие в целом являются интервально-повторными упражнениями.

       При выполнении тренировочного или соревновательного  упражнения в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабочий) и восстановительный.

       Предстартовое состояние характеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения).

       В рабочем периоде различают быстрые  изменения функций в самый  начальный период работы — состояние  врабатывания и следующее за ним  относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В процессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

       Восстановление  функций до исходного, предрабочего, уровня характеризует состояние  организма на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.

       Каждый  из указанных периодов в состоянии  организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов; их особенности и продолжительность определяются прежде характером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью тренированности спортсмена.

  • Организм человека - единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система.

       Медицинская наука при рассмотрении организма  человека и его систем исходит  из принципа целостности человеческого  организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.

       Организм  человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также  факторов постоянно изменяющейся внешней  природной и социальной среды.

       Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объеденных в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

       Физиологическая регуляция процессов, протекающих  в организме, весьма совершенная  и позволяет ему постоянно  приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.

       Все органы и системы человеческого  организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат  функции нервной и эндокринной  систем организма. Взаимосвязанная  и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций  с различными условиями внешней окружающей среды.

       Отличительной особенностью человека является возможность  созидательно и активно изменять как внешние природные, так и  социально-бытовые условия для  укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

       Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных  систем, органов и всего организма  в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия  на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.

       Учебно-тренировочный  процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.

       Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных  органов и тканей, выполняющих  какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю  форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма  человека.

       Физиология - наука о закономерностях функционирования целостного живого организма.

       Функционально все органы и системы организма  человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа, обязательно влечет за собой активизацию  деятельности других органов.

       Функциональной  единицей организма является клетка - элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

       Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая  составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности  организма называется тканью.

       Учитывая  механизм обмена и связи клеток с  окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения  энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.[4]

  • Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

       Выделение органов в организме человека в системы условно, так как  они функционально взаимосвязаны  между собой. Различают следующие системы человеческого организма: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пищеварительную, лимфатическую и др.

    • Опорно-двигательный аппарат

       Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако, только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

       Правильно организованные занятия по физвоспитанию  не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в  результате утолщения коркового  слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.

Информация о работе Научная основа физической культуры