Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый, может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.

Работа содержит 1 файл

физ..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Знание  коэффициентов валидности контрольных упражнений важно не только для исследований. Любое тестирование в педагогическом процессе не будет эффективным, если не учитывать степень валидности применяемых тестов.

3.3. Хронометраж

    Определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования и хронографирования.

    Обычно  проводится хронометрирование какого-либо одного элемента целостного действия, например разбега в прыжках (для  высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия.

    Хронометрирование используется и как самостоятельный  метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений).

    Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под  наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы.

    В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для  выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.

    Результаты  хронометрирования деятельности учеников позволяют судить — с какой-то долей вероятности — и о  деятельности учителя. Но хронометрировать можно я деятельность только преподавателя (это зависит от задач исследования), хотя это более сложно: в деятельности преподавателя на протяжении всего урока нет перерывов, поэтому исследователю приходится работать с большим напряжением. Лучше, если ведется одновременный хронометраж и деятельности учеников, и деятельности учителя. Сравнительный анализ полученных хронограмм дает наиболее объективную картину.

    Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников:

    1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения  всех двигательных действий, которым  обучают на занятии. К ним  могут быть отнесены не только  упражнения на гимнастических  снарядах, игры, бег, прыжки, метание,  лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий я т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного

    •места  занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом  урока относится условно к  физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования  определяется ее характером: если по ходу

    •игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.

    2. Слушание объяснений и наблюдение  за показом упражнений, демонстрацией  наглядных пособий. Команды я краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить,

    •слушает  ли ученик учителя или отвлекается  на что-то постороннее.

    3. Отдых, ожидание занимающимся  очередного выполнения задания.  Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, у время ожидания очередного задания преподавателя."

    4. Действия по организации занятия.  Фиксируется деятельность занимающегося  по подготовке и разметке;. занятий,  установке и уборке оборудования, раздаче уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.

    5. Простои. К ним относится все  нерационально затраченное время  в занятии по вине преподавателя  или учащихся (опоздание группы  к началу урока, приведение

    Следует иметь в виду, что такое распределение  видов деятельности по группам имеет  условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия  к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Можно допустить, что весь урок. дети будут ходить и бегать (двигательная плотность — 100 %), но никто не станет утверждать, что подобный урок целесообразен и заслуживает положительной оценки.

    Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом» времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогической точки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением.

    Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.

3.4. Динамометр

    Контроль  силы осуществляется путем оценки силовых качеств спортсменов, проявляемых в статическом или динамическом режимах работы мышц. Обычно регистрируют максимальную, взрывную силу и силовую выносливость, учитывают ее абсолютные и относительные показатели.

    Контроль  максимальной силы осуществляют в статическом и динамическом режимах. Однако статический режим мало приемлем для оценки силовых возможностей спортсменов в большинстве видов спорта по двум причинам:

    а) статический режим позволяет  оценить силу мышц в определенной точке движения;

    б) силовые возможности, проявляемые  при статической и динамической работе, слабо связаны между собой, и высокий уровень статической  силы еще не означает, что она  может быть проявлена спортсменом  в соревновательных действиях

    И все же об уровне силовой подготовки часто судят по величине статического усилия, измеренного при различных углах в суставах. Так, для проявления максимальной статической силы пловцов брассистов оптимальным является среднее положение голени между сгибанием и разгибанием сустава. В то же время динамический импульс силы в пределах указанной амплитуды увеличивается лишь на 26,3 %. Таким образом, показатели силы, измеренные в изометрическом режиме, не отражают динамической картины гребковых усилий и не могут в полной мере служить оценкой специальной силы, проявляемой при выполнении основного соревновательного движения.

    Наиболее  полно контроль максимальной силы осуществляется в изокинетическом режиме, что  позволяет определять максимальные значения силы в любой точке всего  диапазона движения.

    В спортивной практике накоплен опыт организации  контроля за состоянием двигательной функции спортсменов в ходе тренировки. Например, для оценки специальной  физической подготовленности пловцов  используют показатели, отражающие специфические условия деятельности: регистрируют показатели силы тяги в воде и на суше.

    Взрывную  силу часто контролируют в комплексе  с проявлением быстроты и технических  возможностей. Например, оценивают  эффективность старта (время от стартового сигнала до преодоления 10-метровой отметки в плавании, 30-метровой — в беге и т.п.), время выполнения бросков в борьбе и др.

    Силовую выносливость определяют при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного  аппарата к соревновательным упражнениям, например: работа на велоэргометре для велосипедистов, броски манекена для борцов, бег по стандартной трассе в гору для бегунов и т.д.

Выводы

Основные  направления в  системе научного обеспечения тренировочного процесса

    Применение в тренировочном процессе достижений научно-технического прогресса невозможно без участия в спортивной подготовке специалистов различного профиля: педагогов, психологов, биохимиков, врачей, инженеров, математиков и др. При сборных командах Республики Беларусь эти функции выполняют комплексные научные группы (КНГ).

    В современной системе научного обеспечения  предусматривается:

    1. Тестирование и отбор на каждом  этапе подготовки спортсмена. Прежде  всего это продиктовано тем,  что в каждом человеке природой запрограммированы его потенциальные возможности в развитии основных физических качеств. Иначе говоря, уровень силы, быстроты, выносливости спортсмена предопределен генотипом человека.

    Одна  из важнейших проблем отбора —  одноразовая биопсия для определения перспективы узкой специализации спортсмена, например, быть ему спринтером, средневиком или стайером.

    2. Совершенствование плановой документации, организационных и материально-технических  основ подготовки, когда предусматривается  совершенствование планово-организационной структуры в спорте от этапа начальной подготовки до уровня высшего спортивного мастерства. Так, на этапе начальной подготовки, в продолжение которого при обучении детей в условиях ДСШ ставится задача дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся, планы работы не должны ограничиваться именно 36 уроками. Их должно быть столько, сколько необходимо для полного и качественного освоения спортивной техники. Кроме того, в планах ДСШ часто предусматривается слишком большая тренировочная нагрузка, которая не соответствует возрастным особенностям занимающихся. В связи с чрезмерным расходованием ресурсов активно растущего организма 12—13-летних детей, они рано становятся бесперспективными мастерами спорта.

    Материально-техническая  основа подготовки — это разработка и внедрение в спортивную практику современных тренажеров и специального оборудования, приборов и аппаратуры, позволяющих объективно оценивать возможности спортсменов; применение в тренировочно-соревновательном процессе средств восстановления и стимулирования работоспособности; подготовка в условиях среднегорья и т.д.

    3. Совершенствование процесса подготовки  с учетом гетерохронности восстановления  потенциала организма, оптимизации  различных структурных образований  в течение отдельных дней тренировки, микро-, мезо-, макроциклов, периодов и этапов многолетней подготовки с акцентом:

    а) на обеспечение условий для возникновения  в организме спортсмена ответных реакций на средства педагогического  воздействия, способных вызвать  наиболее эффективное протекание адаптационных процессов;

    б) большие суммарные объемы тренировочной  работы и качественное ее выполнение;

    в) профилактику переутомления, перенапряжения и перетренированности с обеспечением соответствия между тренировочными и соревновательными нагрузками, отдыхом, питанием и восстановлением, оптимизацией режима жизни и сочетанием вариантов профессиональной подготовки с учебой спортсменов;

    г) соответствие различных компонентов  процесса подготовки, средств и методов  тренировочного воздействия специфике этапа многолетней или годичной подготовки, индивидуальным и возрастным особенностям организма спортсмена.

    4. Прогнозирование спортивных достижений, выступления отдельных спортсменов  и команд. Оно служит важнейшим  ориентиром при построении процесса  подготовки, начиная от разработки модели подготовленности и заканчивая выбором оптимальной тактики и путей ее реализации в основных соревнованиях сезона с учетом физической, технико-тактической и психологической подготовленности главных конкурентов. Прогноз имеет огромное значение при комплектовании команд, подборе участников для выступления в коллективных номерах программы.

    5. Моделирование и диагностика  подготовленности и соревновательной  деятельности, разработка рекомендаций  по индивидуальной ориентации  и коррекции тренировочного процесса. Это активизирует внимание, конкретизирует разработку и внедрение в практику спортивной тренировки объективных механизмов оценки и анализа важнейших сторон подготовленности, содействует качественному моделированию и управлению работоспособностью на основе применения математических методов и ЭВМ.

Информация о работе Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания