Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый, может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.

Работа содержит 1 файл

физ..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Методы  построения эмпирического  знания в теории и  методике физического  воспитания

Введение

    Спорт вступает в тот этап развития, когда  рост достижений связан с поиском  уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый, может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.

1. Общая характеристика  методов познания

    Исследования  в спорте подразделяются:

    — на экспериментально-эмпирические, связанные  с результатами наблюдений и экспериментов, с зависимостями между отдельными предметами и явлениями, математико-статистической обработкой и описанием полученных данных. Приобретенные знания составляют эмпирическую основу теории и могут использоваться для проведения исследований на теоретическом уровне;

    — теоретические, когда предусматривается  выявление закономерностей, формулирование принципов и законов, определение  понятий, выдвижение перспективных  идей и гипотез.

    Проведение  исследований связано с применением  различных методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используются общенаучные и частные методы, позволяющие создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов.

    Диалектика  научного познания заключается в  том, что теория оказывает влияние  на экспериментальную работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.

    Теоретическое исследование является видом научной  работы, которая основывается на абстрактном  мышлении, когда необходимо широкое  применение диалектико-материалистического  и общенаучных методов, позволяющих обобщить накопленные факты.

    В спортивной науке все более высокие  требования предъявляются к обоснованию  исследовательских работ, способов получения достоверных и эффективных  педагогических знаний. Характер такого обоснования должен соответствовать  направленности науки на объективное отражение действительного положения дел и с учетом этого — на совершенствование и преобразование спортивной практики.

    Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество:

    проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу, защищаемые положения, новизну, значение для науки и  практики. Раскроем содержание этих понятий.

    Проблема  — что нужно изучить из ранее  не изученного. Следует отметить, что  низкий уровень спортивной педагогики часто объясняется недостаточно четкой формулировкой научной проблемы. Как известно, противоречие между  реальной потребностью практики и необходимостью сделать эту потребность достоянием научного поиска является лишь отправным моментом для последующего эксперимента. Необходимы синтез, теоретическое переосмысление методических запросов спортивной практики, выявление противоречий, каждое из которых находит преимущественное выражение в спортивной деятельности. Как правило, именно главные противоречия конкретно не формулируются при постановке проблемы и разработке гипотезы исследования.

    Тема  — как это назвать.

    Актуальность  — почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

    Объект  исследования — что рассматривается. В современном спорте объектами  исследования могут быть структура  и отдельные составляющие тренировочной  деятельности, основные компоненты подготовленности спортсменов, механизмы адаптации к нагрузкам, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность тренировочно-соревновательной деятельности, и др.

    Предмет исследования — как рассматривается  объект;

    какие новые отношения, свойства и функции  раскрывает данное исследование.

    Цель  — какой результат исследователь  намерен получить;

    каким он его видит.

    Средства  исследования — разнообразные датчики, приборы и оборудование, тесты  и вычислительная техника.

    Методы  исследования — охват всей структуры  исследовательской деятельности, теоретическая и практическая подготовка к ней.

    Гипотеза  и защищаемые положения — что  не очевидно в объекте; что исследователь  видит в нем такого, чего не замечают другие. Это система взглядов на научный объект, основная мысль, или  концепция, исследователя.

    Новизна — что сделано из того, чего другие не выполнили;

    какие результаты получены впервые.

    Значение  для науки — в какие проблемы, концепции вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание.

    Значение  для практики — какие конкретно недостатки практической работы можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

    Перечисленные характеристики взаимосвязаны, они  дополняют друг друга и составляют единую систему. По степени их согласованности  можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик исследования выступает интегральным показателем ее качества.

    Таким образом, теория и практика спорта базируются:

    1. На исследовательской основе, когда  получаемые в экспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.

    2. Теории, что включает:

    а) идеи — концентрированную форму  отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу  и практическое применение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;

    б) основные принципы — исходные положения, которые выражают важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области  знаний;

    в) закономерности как проявление законов. В спортивной тренировке закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:

    — причинно-следственная связь между  тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности  и тренированности спортсмена;

    — взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки:

    общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;

    г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает  потребность в новых способах его объяснения.

    3. Логике, которая содержит:

    — понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;

    — суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;

    — умозаключения, содержащие общие представления  и догадки о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которыми определяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательной деятельности.

    4. Теоретической части в виде  совокупности следствий, утверждений  и доказательств. Основанием могут  служить факты или суждения о них, принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию о спорте.

    Подобные  знания нужны не только исследователю, но и тренеру, и преподавателю  вуза. Уровень тренерско-преподавательской  деятельности прямо пропорционален их творческому, нестандартному мышлению. Например, в системе подготовки спортсменов экстра-класса особое место принадлежит тренеру. Как правило, "мастером" становится тот, кто постоянно находится в поиске. Выдающиеся тренеры обладают высокой инициативой, выраженным чувством новаторства, исключительным трудолюбием и нестандартным мышлением. Кроме того, тренер-преподаватель, не ведущий исследовательской работы, сам ни в чем не сомневается и не научит сомневаться другого. А тот, кто не видит проблем, вряд ли может считаться творческой личностью.

    Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология  — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.

    Диалектико-материалистическая методология как система общих  принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется  и конкретизируется применительно  к каждой науке, в том числе и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания — как составную часть общей методологии.

    Под методами (гр. methodos — путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности. На рисунке 47 представлены методы научного познания в спорте.

    Положения теории, основные закономерности и  категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории спорта. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями.

    Среди множества проблем спортивной науки  этим требованием предусматривается  изучение вопросов собственно спортивной тренировки в неразрывной связи  с возрастными и половыми особенностями спортсменов, их квалификацией, подготовленностью, спецификой видов спорта, организационными и материально-техническими условиями. Например, новные положения тренировки взрослых спортсменов не могут применяться в методике физического воспитания и тренировки детей, подростков и юношей.

    

    Положение материалистической диалектики о непрерывном  движении, развитии материального мира требует изучения предметов и  явлений в их динамике, из чего следует  принцип теории познания. Теория и  практика спорта — быстроразвивающаяся область знаний.

    Основные  положения диалектики являются методом  познания в теории и практике спорта и конкретизируются законами:

    1. Единства и борьбы противоположностей, позволяющим раскрыть источники,  причины движения и развития  материального мира. Среди проблем спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием развития теории. Так, противоречивый характер имеет взаимозависимость между объемом и интенсивностью тренировок, нагрузкой и отдыхом, стремлением к успешному выступлению в большом количестве соревнований и уровнем достижений в основных соревнованиях сезона и т.д. Изучение и преодоление этих противоречий позволяет выявить резервы дальнейшего развития спорта.

    2. Взаимного перехода количественных  изменений в качественные, который одновременно является и эффективным методом познания. Он указывает путь к решению проблем — необходимость накопления информации для очередного качественного скачка. Так, в начале 60-х годов широко рекомендовались "высокоэффективные" теории изометрического метода развития силы и промежуточные отягощения. В 70-е годы рекламировались изокинетические упражнения и т.д. Однако новые теории не выдерживали проверки практикой. Например, развитие техники плавания брассом привело к качественно новому способу — баттерфляю. В процессе его совершенствования появился более быстроходный, стиль — дельфин. В свою очередь, дельфин 50—60-х годов значительно отличается от сегодняшнего.

Информация о работе Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания