Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый, может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.
Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания
Введение
Спорт
вступает в тот этап развития, когда
рост достижений связан с поиском
уникально талантливых
1. Общая характеристика методов познания
Исследования в спорте подразделяются:
— на экспериментально-эмпирические, связанные с результатами наблюдений и экспериментов, с зависимостями между отдельными предметами и явлениями, математико-статистической обработкой и описанием полученных данных. Приобретенные знания составляют эмпирическую основу теории и могут использоваться для проведения исследований на теоретическом уровне;
— теоретические, когда предусматривается выявление закономерностей, формулирование принципов и законов, определение понятий, выдвижение перспективных идей и гипотез.
Проведение исследований связано с применением различных методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используются общенаучные и частные методы, позволяющие создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов.
Диалектика научного познания заключается в том, что теория оказывает влияние на экспериментальную работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.
Теоретическое
исследование является видом научной
работы, которая основывается на абстрактном
мышлении, когда необходимо широкое
применение диалектико-
В
спортивной науке все более высокие
требования предъявляются к обоснованию
исследовательских работ, способов
получения достоверных и
Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество:
проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу, защищаемые положения, новизну, значение для науки и практики. Раскроем содержание этих понятий.
Проблема
— что нужно изучить из ранее
не изученного. Следует отметить, что
низкий уровень спортивной педагогики
часто объясняется недостаточно
четкой формулировкой научной
Тема — как это назвать.
Актуальность — почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования — что рассматривается. В современном спорте объектами исследования могут быть структура и отдельные составляющие тренировочной деятельности, основные компоненты подготовленности спортсменов, механизмы адаптации к нагрузкам, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность тренировочно-соревновательной деятельности, и др.
Предмет исследования — как рассматривается объект;
какие новые отношения, свойства и функции раскрывает данное исследование.
Цель
— какой результат
каким он его видит.
Средства исследования — разнообразные датчики, приборы и оборудование, тесты и вычислительная техника.
Методы исследования — охват всей структуры исследовательской деятельности, теоретическая и практическая подготовка к ней.
Гипотеза и защищаемые положения — что не очевидно в объекте; что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие. Это система взглядов на научный объект, основная мысль, или концепция, исследователя.
Новизна — что сделано из того, чего другие не выполнили;
какие результаты получены впервые.
Значение для науки — в какие проблемы, концепции вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание.
Значение для практики — какие конкретно недостатки практической работы можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Перечисленные характеристики взаимосвязаны, они дополняют друг друга и составляют единую систему. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик исследования выступает интегральным показателем ее качества.
Таким образом, теория и практика спорта базируются:
1. На исследовательской основе, когда получаемые в экспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.
2. Теории, что включает:
а) идеи — концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;
б) основные принципы — исходные положения, которые выражают важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области знаний;
в) закономерности как проявление законов. В спортивной тренировке закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:
— причинно-следственная связь между тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности и тренированности спортсмена;
— взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки:
общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;
г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.
3. Логике, которая содержит:
— понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;
— суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;
— умозаключения, содержащие общие представления и догадки о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которыми определяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательной деятельности.
4.
Теоретической части в виде
совокупности следствий,
Подобные
знания нужны не только исследователю,
но и тренеру, и преподавателю
вуза. Уровень тренерско-
Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.
Диалектико-
Под методами (гр. methodos — путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности. На рисунке 47 представлены методы научного познания в спорте.
Положения теории, основные закономерности и категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории спорта. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями.
Среди множества проблем спортивной науки этим требованием предусматривается изучение вопросов собственно спортивной тренировки в неразрывной связи с возрастными и половыми особенностями спортсменов, их квалификацией, подготовленностью, спецификой видов спорта, организационными и материально-техническими условиями. Например, новные положения тренировки взрослых спортсменов не могут применяться в методике физического воспитания и тренировки детей, подростков и юношей.
Положение материалистической диалектики о непрерывном движении, развитии материального мира требует изучения предметов и явлений в их динамике, из чего следует принцип теории познания. Теория и практика спорта — быстроразвивающаяся область знаний.
Основные положения диалектики являются методом познания в теории и практике спорта и конкретизируются законами:
1.
Единства и борьбы
2.
Взаимного перехода