Методы оценки и коррекции глаз, осанки и телосложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» являются нормальное зрение и правильная осанка. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, долговременная работа с вычислительной техникой, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным нагрузкам на глаза. Впоследствии, это может привести к сильным осложнениям – миопии, амблиопии, пресбиопии, астигматизму, отслоению сетчатой оболочки и др.

Содержание

Проблемы зрения 4
Метод Уильяма Бейтса 5
Методики народных целителей России 7
Проблемы осанки 8
Правильное поведение при сколиозе 10
Общеразвивающие упражнения 12
ЛФК 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Методы оценки и коррекции глаз, осанки и телослодения.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Ивановский Государственный  Энергетический Университет

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Методы оценки и коррекции глаз, осанки и телосложения

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3-28

Грудева Н.А.

Проверила: Виноградова Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2013

Содержание

 

 

 Проблемы зрения 4

Метод Уильяма Бейтса 5

Методики народных целителей России 7

Проблемы осанки 8

Правильное поведение при сколиозе 10

Общеразвивающие упражнения 12

ЛФК 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном  темпе жизни чрезвычайно важно  оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» являются нормальное зрение и правильная осанка. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, долговременная работа с вычислительной техникой, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным  нагрузкам на глаза. Впоследствии, это  может привести к сильным осложнениям  – миопии, амблиопии, пресбиопии, астигматизму, отслоению сетчатой оболочки и др. Также отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов – от остеохондроза до паралича. Однако, для поддержания достойного уровня зрения применяются методики расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико существуют. И также существуют  методики проведения корректирующей гимнастики для устранения  проблем с осанкой,  доступные для использования широким кругом людей.  Рассмотрению этих методик посвящен данный реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы зрения

Человеческий глаз, хотя и является достаточно простым с точки зрения оптики прибором, достаточно сложен с  позиции биологии и медицины. Свет, проникая через роговую оболочку и зрачок, проходит через хрусталик, затем через стекловидное тело, чтобы  в итоге попасть на сетчатку, провзаимодействовать с клетками на ней и вызвать нервные импульсы, поступающие в мозг. Он же, обработав пришедшие сигналы, дает нашему воображению представление о форме и характере светового поля, т. е., выражаясь простым языком, картинку. Соответственно механизму зрения можно выделить несколько проблем со зрением, возникающих вследствие физиологических, биохимических или иных расстройств.

Так называемые геометрические проблемы зрения связаны с изменением геометрии глаза, т.е. его формы. В зависимости от характера изменений, произошедших с глазным яблоком, выделяют миопию – при уплощении последнего, пресбиопию – при уменьшении его длины, астигматизм – при таком сжатии яблока, когда глаз становится похож на чемодан, и другие. Такие искажения возникают чаще всего из-за неравномерной или малой тренированности глазных мышц и могут исправляться несколькими путями: хирургическим, когда на глаз надеваются специальные сдерживающие скобы, предохраняющие его от изменения размеров, лазерным, когда некоторым образом производится воздействие на сетчатую оболочку глаза, в результате чего улучшаются ее свойства восприятия, оптическим – с помощью широко распространенных очков или контактных линз, когда меняется поток света, поступающий в глаз, наконец, гимнастическим, когда устраняется сама причина расстройства – недостаточная тренированность глазных мышц. Ниже рассмотрены методы именно гимнастического коррегирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод Уильяма Бейтса

В начале прошлого века американский врач-офтальмолог Уильям Бейтс провел исследование, касавшееся расстройств зрения. Результатом его работы стали выводы о малой роли хрусталика при формировании приходящего на сетчатку светового пучка, и главенствующей – окологлазных мышц. В своей книге «Улучшение зрения без очков» Бейтс дал множество советов желающим лучше видеть. Огромные популярность и количество изданий, выдержанные книгой, свидетельствуют о ее справедливости и применимости. Даже сейчас, спустя семь десятков лет, метод Бейтса широко используется при исправлении недостатков зрения.

В основе метода лежит принцип расслабления глазных мышц во время и после  зрительной нагрузки. Бейтс советует, кроме регулярных отдыхов и смены зрительного объекта (раз в час на 10-15 минут), делать так называемый пальминг – закрывание глаз ладонями для обеспечения черноты светового поля, иначе говоря, его полного отсутствия. Термин произошел от английского слова palm – ладонь и как нельзя лучше иллюстрирует принцип его действия. Помимо отсутствия света, ладони обеспечивают еще и тепловую стимуляцию глазных яблок, несут расслабление и, если верить восточным религиям, восстанавливают энергетическое равновесие в глазах и сопряженных органах. Пальминг рекомендуется делать каждые полчаса или сорок минут по пять-семь минут.

Помимо пальминга, еще одним средством для возвращения зрения является расслабление. Бейтс учит уметь расслаблять глаза, представляя себе черное поле, как при пальминге, каждый раз при выполнении какой-либо зрительной работы. Отзывы его читателей и учеников говорят о том, что при соблюдении этого правила глаза постоянно пребывают в расслабленном состоянии, не напрягаются, следовательно, не происходит дополнительных ненужных напряжений окологлазных мышц, что ведет к длительному сохранению эффекта улучшения зрения, наблюдаемому после проведения пальминга.

Бейтс предлагает также комплекс упражнений для непосредственного укрепления глазных мышц, достаточно простой для запоминания и выполнения. Несомненным достоинством его является то, что комплекс можно выполнять практически в любом месте в любое время, то есть для укрепления своего зрения можно использовать свободные минутки на работе, в транспорте, в очереди в магазине. Комплекс состоит из упражнений, выполняемый глазным яблоком и веками. Для полной проработки всех мышц его рекомендуется проводить три раза подряд с усиленным вторым подходом несколько раз в день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз

 

1. Частое моргание в течение  10 секунд.

2. Усиленное сжатие и разжатие век, 6-12 раз.

3. Частое моргание еще в течение  10 секунд для снятия напряжения.

4. С закрытыми глазами, движения  глазным яблоком вправо-влево, 10-20 раз.

5. С закрытыми глазами, движения  глазным яблоком вверх-вниз, 10-20 раз

6. С закрытыми глазами, движения  глазным яблоком «по квадрату»:  вправо-вверх – вправо-вниз – влево-вниз – влево-вверх, 6-12 раз в каждую сторону.

7. С закрытыми глазами, движения  глазным яблоком по кругу, 6-12 раз  в каждую сторону.

8. С закрытыми глазами, диагональные  движения глазным яблоком, из  одного угла «квадрата» в противоположный, 6-12 раз.

Регулярное выполнение этих упражнений совместно с пальмингом и расслаблением способно дать хорошие результаты уже через месяц тренировок. Среди отзывов на книгу Бейтса назывались результаты по улучшению зрения в два раза за полгода.

На основе тренинга глазных мышц созданы и методики, использующие оптику для улучшения зрения. Речь идет не о прописанных для дали, работы или постоянного ношения  очках, а о специальных тренировках  с большим количеством очков. Методы Волкова, Аветисова и Дашевского широко используются в детских оздоровительных учреждениях. Суть методов заключается в том, что человек, выполняя зрительную работу, использует очки с разной оптической силой, оставаясь в одних не более 2-4 минут. При этом глазные мышцы подвергаются постоянному напряжению и укрепляются. Для поддержания эффекта часто назначаются препараты черники, кальция и цинка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики народных целителей России

Россия всегда была известна неординарным подходом русских людей к всему иностранному. Отличились русские и в исправлении зрения. Здраво рассудив, что начинать укрепление зрения стоит с укрепления всего организма, наши мудрецы выдвинули методику всеобщего оздоровления. Помимо следования Бейтсу, целиком включенного в эту программу, человеку предписывается вести здоровый образ жизни, закаливаться, вести дневник, описывающий его путь к восстановлению зрения, причем обязательно левой рукой – для того, чтобы тщательнее думать о возвращении собственного зрения, поддерживать добрые отношения с человечеством и природой и многое другое. Такое всестороннее воздействие оказывает влияние и на нравственное здоровье человека, он становится более чуток к собственному здоровью и, как следствие, меньше болеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Проблемы осанки

 

Целью корригирующей  гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи: активизация  общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка  силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию  ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаются путем подбора специальных  и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.

При подборе  специальных упражнений нужно иметь  в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая  в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более  слабой. Так, при попытке укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона  таза часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. Функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. Другой пример: для укрепления ягодичных мышц с целью формирования разгибания в тазобедренных суставах и уменьшения угла наклона таза предлагают различные махи ногой назад. В норме при выполнении таких махов сначала включается задняя группа мышц бедра, затем ягодичные мышцы, и в последнюю очередь - разгибатели поясничного отдела позвоночника. Но ослабленные и удлиненные ягодичные мышцы часто запаздывают и включаются позже разгибателей поясничного отдела позвоночника, либо вовсе не включаются. В результате такие занятия в обоих примерах ведут к увеличению дефекта осанки. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт, подбирать исходные положения, сводящие к минимуму возможность замещения.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости  используются следующие специальные  упражнения: при увеличении угла наклона  таза - упражнения, способствующие укреплению ишиокруральных, ягодичных мышц, брюшного пресса. При уменьшении угла наклона таза используют упражнения, способствующие укреплению разгибателей поясничного отдела позвоночника, мышц передней поверхности бедра. Устранению крыловидности лопаток и приведению плечевых суставов способствуют упражнения, укрепляющие нижние и средние фиксаторы лопаток, расслабляющие и растягивающие верхние фиксаторы лопаток, большую и малую грудные мышцы.

При асимметричной  осанке наиболее важны симметричные упражнения. Они дают выравнивание силы мышц и устранение дефекта. Исследования показали, что при выполнении таких  упражнений ослабленные мышцы на стороне отклонения работают с большей  нагрузкой, чем на противоположной  стороне.

Обучение  зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки достигается  путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений.

В следующих  разделах приведены варианты специальных  упражнений и комплексов в игровой  форме для коррекции различных  видов нарушения осанки, выполняемые  из различных исходных поз. Эти перечни  ни в коем случае не претендуют на полноту, но являются лишь весьма ограниченными  примерами из всего многообразия упражнений и исходных поз, которое  можно выбрать для занятий.

Для детей  дошкольного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют  преимущества перед обычными занятиями  физической культурой. Однако, погружаясь в образ, ребенок иногда допускает  неточности в выполнении движений, что может снизить и даже свести на нет ожидаемый лечебный эффект. Поэтому важно заранее научить  детей правильно выполнять упражнения, либо начинать занятия сильно сокращенным  комплексом, выстраивая сюжет таким  образом, что неверное выполнение упражнения разрушает всю сказку. По мере освоения одних упражнений можно добавлять  другие. Каждый комплекс содержит 5 упражнений во вводной части, 9-10 в основной и заключительная часть включает упражнение в диафрагмальном дыхании и расслабление. На первых занятиях желательно взять 3-5 упражнений из основной части и постепенно добавлять по 1-2 в неделю.

Комплекс, приведенный  для исправления асимметричной  осанки начинается из эмбриональной  позы и приходит к положению стоя через положения сидя и на четвереньках, таким образом повторяя становление движений в онтогенезе человека. Такой принцип построения комплексов корригирующей гимнастики можно использовать для лечения любых нарушений осанки.

Информация о работе Методы оценки и коррекции глаз, осанки и телосложения