Методы и способы развития физических качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:36, реферат

Описание работы

Выносливость: Бег в одиночку. Бег по пересеченной местности с отягощениями на ногах,руках,груди.Забегания в гору,на ступеньки и т.д. Тренировки на максимальное количество выполненных движений, защит и ударов с резиной,э спандером, гантелями. Игровые виды спорта -футбол, баскетбол, очень полезно плавание.

Работа содержит 1 файл

методы.docx

— 191.02 Кб (Скачать)

Спортивная  форма - многофакторное явление со сложной  иерархической структурой. В качестве интегральной, наиболее обобщенной модели готовности спортсмена реализовать свои возможности в спортивном достижении чаще всего принимается единство между основными сторонами подготовки - физической, технической, тактической и психической. Однако эти основные компоненты спортивной формы (факторы спортивного достижения) имеют свои иерархические уровни, которые предопределяют сложные взаимосвязи и отношения, возникающие между ними в различных фазах адаптационного процесса.

Компоненты  спортивной формы  имеют различную  степень устойчивости. Некоторые из них относительно стабильны, преимущественно вегетативные функции и основные (специфичные для данного вида спорта) двигательные стереотипы, как функция прочных (кумулятивных) эффектов тренировочных воздействий. Другие - сравнительно более мобильные - отражают оперативное и текущее состояния организма - возможности его адаптации к динамическим изменениям внешней среды.

Связи между компонентами спортивной формы  мультиколинеарны, т.е. множественны и сложно (прямо и косвенно) увязаны между собой. Известно, что некоторые из них отличаются своими положительными коррелятивными зависимостями. Между другими, например между аэробными и анаэробными процессами и т.д., существуют конкурентные отношения.

Отношения между компонентами спортивной формы  имеют специфический  характер в зависимости от особенностей двигательной деятельности. Это определяет особенности факторной структуры спортивной формы для отдельных видов спорта и дисциплин и объективные границы для ее переустройства на различных этапах спортивной подготовки.

Спортивная  форма - строго индивидуальное адаптивное состояние  организма, которое отличается динамикой своих генотипных и фенотипных характеристик в процессе спортивного совершенствования. С повышением спортивного мастерства эта динамика приобретает более устойчивый характер и создает объективные предпосылки для целенаправленного избирательного управления спортивной формой как главной предпосылкой к достижению высоких и стабильных спортивных результатов.

Следовательно, спортивная форма - это  состояние, которое  отражает генерализованный процесс биосоциальной  адаптации: переход  от более низких детерминированных  состояний к более  высоким вероятностным (стохастическим) уровням поведения  всей системы - "спортсмен". Для первого уровня характерны адаптивные реакции организма, которые формируют  долговременные и  устойчивые показатели тренированности  как естественной и единственно  возможной базы для  достижения спортивной формы. Для второго  уровня характерны реакции  в поведении индивида, которые формируют  оперативные (гораздо  более мобильные) компоненты адаптационного процесса, непосредственно  связанные с факторами  социально-психологического характера. В своем  единстве они определяют допустимые границы  целенаправленных тренировочных  нагрузок и активного  избирательного приспособления системы в рамках ее адаптационных  возможностей. На основе этой постановки приходим, естественно, к проблеме онтологической сущности трех фаз в развитии спортивной формы  как состояния  оптимальной готовности организма к достижению высоких спортивных результатов. Дефиниция, данная им Л.П. Матвеевым (1965), в принципе не отличается от известных трех фаз в развитии тренированности (С. Летунов, 1952; Л. Прокоп, 1959). Тогда возникает  закономерный вопрос: что является общим  и что различным (специфическим) в этих двух состояниях организма - тренированности  и спортивной формы?

Общее состоит в том, что они имеют  одинаковую характеристику сущности как состояния  устойчивых адаптационных  изменений в организме  и что тренированность - это первичное  состояние, которое  формируется и  служит естественной, материальной основой  спортивной формы.

Специфичное заключается в  том, что независимо от их общей природы  они представляют собой два качественно  различных состояния  организма в отношении  степени его оптимальной  готовности к достижению высоких спортивных результатов.

Следовательно, спортивная форма  может формироваться  как качественно  новое состояние  только и единственно  на основе высокой  степени тренированности. Подобная возможность  исключена ниже этого  уровня, например в  течение первой стадии тренированности, когда  она еще в процессе становления, а еще  менее - в последней  ее стадии, когда  она начинает снижаться  в силу известных  закономерностей  адаптационного процесса.

Эта постановка не стыкуется  с утверждением Л.П. Матвеева, что первая фаза в развитии спортивной формы включает два  этапа: "Формирование и развитие предпосылок  спортивной формы" (что  является признанием того, что она здесь  отсутствует; "непосредственное формирование спортивной формы", при котором  изменения приобретают  более специализированный и синхронный характер. По-видимому, речь идет о первой фазе в  развитии общей и  специальной тренированности  как предпосылке  к вступлению в  спортивную форму  на последующих этапах подготовки.

Следовательно, утверждение Л.П. Матвеева о трех фазах  в развитии спортивной формы условно  можно принять  только в отношении  ее базисных, относительно устойчивых компонентов, которые действительно  формируются длительное время в больших  циклах подготовки и  в то же время являются имманентными характеристиками тренированности  как устойчивого  состояния высокой  специфической работоспособности  организма. Это, однако, не исчерпывает вопроса  о спортивной форме  в ее целости. Отсутствуют  еще два исключительно  важных компонента, которые в наибольшей мере придают ей соответствующую  специфику и качественно  отличают от высокой  тренированности. В  первую очередь это  ее оперативные компоненты, отражающие (как подчеркивает и Л.П. Матвеев, 1991) текущее состояние  оперативной работоспособности, актуальной мотивации  и интуитивной  настройки для  конкретного соревнования или спортивного  результата, связанных  преимущественно  с биосоциальной  природой спортсмена. Именно эти компоненты гораздо более  динамичны и ни в коем случае не могут иметь ту же фазовую структуру, типичную для стабильных, преимущественно  морфофункциональных  компонентов.

Вторым  и наиболее существенным критерием спортивной формы, который дает интегральную характеристику ее сущности как качественно  новому состоянию  тренированности, является так называемая конкордантность (оптимальная  согласованность) всех ее компонентов на системном уровне. В сущности, это  факторы спортивного  достижения, которые, кроме того что  достигли высокой  степени развития (что  характерно и для  тренированности), здесь  находятся в своих  оптимальных количественных и качественных отношениях. Это придает всей системе качественно  новые свойства (так  называемую эмерджентность), которые отсутствуют  у отдельно взятых ее компонентов. При  этом положении можем  определить спортивную форму как такое состояние специфической работоспособности спортсмена, при котором все факторы спортивного достижения находятся в своих оптимальных значениях и соотношениях (так называемой конкордантности), обеспечивающих максимальную реализацию его моторного потенциала в соответствующей двигательной деятельности (спортивный результат).

Состояние "спортивной формы" отличается относительной устойчивостью  во времени и зависит  от ряда факторов:

специфики вида спорта, индивидуального  морфофункционального статуса спортсмена, его квалификации, состояния в данный момент и режима тренировочных  воздействий. Избирательное  отношение к этим факторам создает  необходимые условия  и предпосылки  для целенаправленного  управления спортивной формой с целью  максимальной реализации спортсменом в  предстоящих соревнованиях. Их упорядочение во времени (спортивный календарь) - также одно из условий для поиска наиболее удачной модели становления и сохранения спортивной формы на данный период времени.

Опыт  лучших специалистов и их воспитанников  показывает, что чем  выше квалификация спортсмена, тем меньше времени  ему необходимо для  перехода из состояния  высокой тренированности  в состояние спортивной формы. Объективные  границы, в рамках которых возможно достижение спортивной формы и ее сохранение, определяются спецификой соревновательной дисциплины, величиной и характером вложенного усилия, степенью усталости, а также динамикой  процессов восстановления и сверхвосстановления  организма. По-видимому, речь идет не столько  о емкостных возможностях устойчивых (базисных) компонентов спортивной формы, сколько об оперативных. Нет  никакого сомнения, что объективные  условия и предпосылки  для большей динамики спортивной формы  будут существовать в кратковременных  по усилию видах спорта: прыжках, метаниях, спринте  и других, тогда  как в видах  спорта, связанных  с огромными расходами  вещества, энергии  и информации, периоды  достижения спортивной формы и ее сохранения будут более продолжительными.

Этот  пример убедительно  доказывает, что в  видах спорта первой группы (прыжки, метания, толкание, спринт) спортсмены высокой квалификации, когда они находятся  в состоянии стабильной тренированности, могут  избирательно, на определенные интервалы (в соответствии со своими личными  интересами к спортивному  календарю), входить  в спортивную форму  примерно на 7-10 дней, сосредоточив эти  свои усилия в 3 - 4 этапа  годового цикла. Эта "избирательность" на первый взгляд кажется  произвольной, но для  опытных тренеров и спортсменов  она строго запрограммирована  и соотнесена с  объективными закономерностями адаптационного процесса и текущим адаптационным  резервом спортсменов.

Независимо  от специфики тренировочных  программ стоит отметить возрастающее значение оперативных компонентов  для управления спортивной формой в большом  спорте. Его престижные функции и усилившееся  проникновение коммерциализации подвергают испытанию  не только биоэнергетический  потенциал больших  спортсменов, но и  их интеллектуальные, нравственные и особенно волевые и эмоциональные  качества. Чаще всего "срывы" спортивной формы  возникают из-за стрессового  влияния среды  на эти оперативные  компоненты, тогда  как этого почти  не происходит с ее стабильными компонентами. Они могут только временно (в данный момент) поддаться  влиянию лабильных  компонентов спортивной формы на психорегулятивной  основе. Именно этим объясняется тот  факт, что только на протяжении 3-4 дней или максимум недели данный спортсмен  показывает исключительно  высокие или же весьма скромные результаты. Это выводит на передний план значение положительных эмоций, осознанной мотивации  и предстартовой  настройки спортсменов  и умения тренера (достаточно часто его интуиции) направлять их самым  правильным образом. Только при этих условиях можно принять  установку, что главным  критерием спортивной формы являются высокие  и стабильные спортивные результаты, достигнутые  в ответственных  соревнованиях; Вот  почему прав Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что  для оценки спортивной формы по результатам  спортивных соревнований необходим не только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только в  таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в основной интегральный показатель динамики спортивной формы.

3.1. Физическое воспитание  в ВУЗах 

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

В процессе обучения в  вузе по курсу физического  воспитания предусматривается  решение следующих  задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также  с учётом условий  и характера труда  их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач  высших учебных заведений  является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении  общее руководство  физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также  организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями  и общественными  организациями вуза.

Непосредственная  ответственность  за постановку и проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому  воспитанию студентов  в соответствии с  учебным планом и  государственной  программы возложена  на кафедру физического  воспитания вуза.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение  учебного года осуществляется поликлиникой или  здравпунктом вуза.

Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода  обучения студентов  и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга  и представляют собой  единый процесс физического  воспитания студентов.

Информация о работе Методы и способы развития физических качеств