Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3
Методические принципы физического воспитания_____________ 4

принцип сознательности и активности____________________ 4
принцип наглядности____________________________________6
Принцип доступности и индивидуализации_________________ 7
Принцип систематичности______________________________ 9
Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов)____________________________________________ 10

Методы физического воспитания____________________________ 12

Методы регламентированного упражнения_______________ 12
Игровой метод________________________________________ 13
Соревновательный метод_______________________________ 14
Использование словесных и сенсорных методов_____________16

Литература: ___________________________________________________ 20

Работа содержит 1 файл

Повышение уровня физической подготовки учащихся путем реализации методических принципов и методов физического воспитания.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновение противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этими отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

     Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально – волевых качеств целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолеть трудности, самообладания, самоотверженности и др. необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. 

2.4. Использование словесных  и сенсорных методов 

     Слово и организованная «чувственная  информация» (направленная демонстрация  реальных явлений или их образных  отображений),  как известно, составляют  основу общепедагогических методов  обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания.

     Практически все основные стороны  деятельности педагога в процессе  физического воспитания связаны  с использованием слова, посредствам  слова сообщают знания, активизируют  и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношения к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

     Общепедагогические методы –  дидактический рассказ, беседа, обсуждение  и т.д. приобретают в физическом  воспитании, как правило, более  лаконичную форму, чему в не  малой степени способствует специальная  гимнастика и спортивная терминология. Непосредственно в процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранить высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся в частности:

     Инструктирование – точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.

     Сопроводительные пояснения – лаконичные комментария и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

     Указания и команды – специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.

     Словесные оценки – общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо не одобрения. Наряду со своим основным значением, быть мерой достигнутых успехов они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий, оценивая действия занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

     Словесные отчеты и взаиморазъяснения – устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это один из основных источников информации об эффективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубления восприятия, представлений и понятий, складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из способов самооценки и самоконтроля.

     «Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигательных действий либо их отдельных сторон. Метод самоприказов также основан на использовании связей между словом и движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про себя отдельных фраз и слов - приказов) непосредственно включена в процесс выполнения двигательных действий как фактор самоуправления этим процессом.

     Сенсорные методы основаны на  наглядности. Наглядность в физическом  воспитании понимается широко, как  опора на свидетельство всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью (использование зрительных, двигательных, зрительно – двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанный на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т.д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы:

     Методы натуральной и опосредованной демонстрации. К ним относятся прежде всего методически организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе).

     Методы ориентирования. Это введение  в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале и т.д.), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

     Методы лидирования и текущего  сенсорного программирования. Это  относительно новая группа методов  начала развиваться ускоренными  темпами в связи с прогрессом  электроники и техники изготовления  автоматических устройств, которые могут применяться в физическом воспитании.

     Есть все основания считать,  что по мере дальнейшего внедрения  в физическое воспитание идей  кибернетики, бионики, теории информации в их творческом педагогическом преломлении, равно как и современных научно – технических достижений, произойдет качественный скачек во многих разделах методики физического воспитания. 
 

Моисеев Святослав Павлович МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93 с  углубленным изучением отдельных  предметов» город Кемерово 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов  педагогических специальностей. –  М.: Высшая школа, 1989;
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991;
  3. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры. Под общ. Ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт. 1976.

Информация о работе Методы физического воспитания