Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3
Методические принципы физического воспитания_____________ 4

принцип сознательности и активности____________________ 4
принцип наглядности____________________________________6
Принцип доступности и индивидуализации_________________ 7
Принцип систематичности______________________________ 9
Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов)____________________________________________ 10

Методы физического воспитания____________________________ 12

Методы регламентированного упражнения_______________ 12
Игровой метод________________________________________ 13
Соревновательный метод_______________________________ 14
Использование словесных и сенсорных методов_____________16

Литература: ___________________________________________________ 20

Работа содержит 1 файл

Повышение уровня физической подготовки учащихся путем реализации методических принципов и методов физического воспитания.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

         Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой – от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей (координациональной сложности, интенсивности и длительности усилий и т.д. ), полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности.

         Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Вместе с тем не всякую преодолеваемую трудность можно считать с педагогической точки зрения доступной. Если, скажем,  начинающий спортсмен способен какое – то время выполнять тренировочную работу в том же объеме, что и квалифицированные спортсмены, то это еще не значит, что данная нагрузка ему доступна. Правильно оценивать доступность физических нагрузок  можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.

         Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой частной задачи, будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

         Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидам. Поэтому индивидуальный подход неверно было бы рассматривать как нечто несовместимое с общими путями воспитательного процесса. Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания, причем большей частью ее вполне можно обеспечить в групповых занятиях.

         Нужно подчеркнуть, что учитывать индивидуальные особенности – это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению. В процессе физического воспитания предусматривается гармоническое всестороннее совершенствование форм и функций организма. При этом ставится задача не только улучшить врожденные данные, но и сформировать новые (умения, навыки, формы поведения).

        

    1.4. Принцип систематичности 

         Суть принципа систематичности раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

         Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Заведомо ясно, что регулярные занятие дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

         Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

         Функциональные и структурные  изменения, происходящие в организме вовремя и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, то есть они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Достаточно относительно небольшого перерыва, как начинается угасание возникших условно – рефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых морфологических показателей (уменьшение удельного веса активной мышечной ткани, нежелательные изменения ее структурных компонентов, и т.д.).

         Поэтому понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен в том смысле, что он не имеет перерывов, приводящих к неоправданным утратам. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.  
     

    1. Принцип динамичности (постепенное  усиление развивающихся  факторов)
 

        Этот принцип выражает общую  тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

         Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание, как и всякий процесс, находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом – повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

        Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя, естественно, приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо как условие дальнейшего совершенствования приобретенных раннее умений и навыков. Не менее важно и то, что в процессе освоения разнообразных двигательных координаций, в результате преодоления возникающих при этом трудностей («двигательных задач»), развивается сама способность координировать, преобразовывать и безгранично совершенствовать двигательную деятельность.

         Наряду с усложнением форм  двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

         Степень положительных изменений,  происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия, в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

         Следует подчеркнуть также значение  прочности приобретенных навыков  и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

         Волнообразные колебания нагрузок  – недельной, месячной, годовой являются как бы фоном, на который накладывается и прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания. 

  1. Методы  физического воспитания
 

     Вполне очевидно, что действенность  любого педагогического средства  зависит во многом от метода (способа) его применения. Специфические  методы физического воспитания  неотделимы от физических упражнений. Но ни какое обучение и воспитание  не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств – слова и сенсорно – образных воздействий, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.  Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания. 

2.1. Методы регламентированного упражнения 

     В методах этого типа, о чем  говорит уже их наименование, деятельность занимающихся организуется  и регулируется с возможно  полной регламентацией, которая состоит:

         - В твердо предписанной программе  движений (заранее обусловленный                                                           состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с  другом);

         - В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой    по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

         - В создании или использовании  внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю над ее воздействием и т.д.).

     Смысл такой регламентации заключается  в том, чтобы обеспечить оптимальные  условия для усвоения новых  двигательных умений, навыков и  гарантировать точно направленное  воздействие на развитие физических  качеств, способностей.

     Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

     Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревновательным методами. 

    1. Игровой метод
 

     Значение игры как многообразного общественного явления, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении, и т.д. однако одна из главнейших функций игры, педагогическая игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

     Понятие игрового метода в  сфере воспитания отражает методические  особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогическим существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан, с какими – либо общепринятыми играми, например футбол, волейбол или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

     Игровой метод в силу всех  присущих ему особенностей используется  в процесс физического воспитания  не столько для начального  обучения движениям или избирательного  воздействия на отдельные способности,  сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. 

    1. Соревновательный  метод
 

     Соревнование (состязание), подобно  игре, относится к числу широко  распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни, естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

     Соревновательный метод в процессе  физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие). Во-вторых, об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно – зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

     Основная определенная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьба за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

     Фактор соперничества в процессе  состязаний, а также условия их  организации и проведения (официальное  определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях – первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузок.

Информация о работе Методы физического воспитания