Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.

Содержание

Глава 1. Техника эстафетного бега……………………………………………3
Краткое описание эстафетного бега……………………………………….3
Техника эстафетного бега короткие дистанции………………………......3
Передача эстафетной палочки……………………………………………..4
Глава 2. Обучение, средства и методы……....…………………………….....8
2.1 Задачи тренировок и методические рекомендации.……………………...8
2.2 Виды передачи эстафетной палочки.………………………………..........11
2.3 Анализ соревнований в спорте высших достижений……………………12
2.4 Требования к характеристикам спортсменов…………………………….14
2.5 Методические рекомендации……………………………………………...15

Глава 3. Упражнения…………………………………………………………..18
3.1 Подготовительные упражнения…………………………………………...18
3.2 Упражнения для обучения технике приема и передачи
эстафетной палочки…………………………………………………………….18
3.3 Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом…………..19
3.4 Ошибки при обучении……………………………………………………...20

Глава 4. Использование технических средств………………………………..21
Дополнительные материалы………………………………………………...27
Литература и источники……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Реферат_физкультура.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

В тоже время стартующая на последнем этапе у сборной команды Ямайки В. Кэмпбелл-Браун с запозданием среагировала на момент достижения своей подруги по команде отметки для начала бега и это не позволило ей набрать оптимальную к моменту передачи скорость. Ш. Симпсон «натолкнулась» на Веронику за 3м до начала зоны передачи, в результате «скорость палочки» была потеряна, как и преимущество сборной команды Ямайки. На наш взгляд, кроме небольшой задержки начала бега В. Кэмпбелл-Браун, неэффективная пе-редача эстафетной палочки (которая была к тому же осуществлена согнутыми руками!) произошла из-за неправильного выбора «форы», используемой спортсменками на этом этапе.

Еще у одного фаворита финального забега сборной команды России, также при передаче палочки на четвертом этапе произошла грубая ошибка. В противоположность ямайской бегунье, А. Федорива выбежала раньше, чем бегущая на 3-м этапе Е. Савлинис достигла условной отметки. В середине зоны передачи Александра была третьей, но потом ей, чтобы не выбежать из 20-метровой зоны, пришлось снизить скорость бега/ В результате зону передачи

команда России покинула пятой  и выбыла из борьбы за медали чемпионата мира.

 

Цель исследования – разработать и экспериментально опробовать (на примере подготовки женской эстафетной команды сборной Республики Беларусь в беге 4х100м) биомеханическую видеокомпьютерную систему из доступных технических средств и программного обеспечения для оценки эффективности техники эстафетного бега.

При этом обязательными условиями  разработки собственной системы стали доступность и минимальные требования к техническому программному обеспечению, простота применения, качество полученных данных.

 

Методика. Технология проведения биомеханического видеокомпьютерного анализа включает два основных этапа: съемку видеокамерой и обработку полученных видеограмм (фотограмм) посредством специализированного программного обеспечения на компьютере [4].

Видеосъемка проводилась  в условиях летнего тренировочного процесса с использованием видеокамеры «CANON DIGITAL IXUS 970 IS» (частотой съемки 30 кадров в секунду) в дневное время при достаточной освещенности. Обработка осуществлялась на персональном компьютере по программам ACDSeePro 4 и AdobePhotoshop XCV edition c покадровой реги-

страцией движения.

Результаты исследования и их обсуждение. Как уже отмечалось выше, показанный в эстафетном беге 4х100м результат в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия бегуний в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки. Поэтому при целенаправленной подготовке спортсменок к этому виду спринтерского бега важнейшее место должно отводиться совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, что обеспечит высокую надежность выступления в соревнованиях различного ранга . Следует отметить, что за основу были взяты методические наработки, использованные при подготовке к Олимпийским играм в Пекине (2008г.) женской сборной команды России в эстафете 4х100м, завоевавшей на этих соревнованиях золотые медали.

Для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От этого во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи. В первую очередь это такие показатели :

ü разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим;

ü место передачи эстафетной палочки;

ü время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи с ходу;

ü время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

На первом этапе исследования нами проводилась биомеханическая видеосъемка взаимодействия спортсменок в зоне передачи, одновременно полученные данные дублировались с помощь фотоэлектронного хронометража. Изучались следующие параметры (рис. 1):

ü точность двигательной реакции принимающего по зрительному восприятию, начало бега (кадр а), (м);

ü время разницы входа в зону передачи принимающего и передающего эстафетную

палочку (в данном случае первая цифра выше рисунка – 0,29с), (с);

ü место подачи команды передающим (кадр б), (м);

ü место отведение руки принимающим эстафетную палочку (кадр в), (м);

ü место окончания передачи эстафетной палочки (кадр г), (м);

ü длительность процесса передачи – от момента отведения руки до завершения передачи-приема эстафетной палочки (м);

ü время нахождения эстафетной палочки в зоне передачи.

На втором этапе исследования был произведен биомеханический анализ тренировочного забега сборной команды Республики Беларусь, полученные результаты представлены в

таблице:

Оценка технического мастерства членов сборной команды РБ в эстафетном беге

4х100м. Женщины. Тренировочный забег: 45,59 с, 26.07.2011г.

 

Критерии

Фамилия, имя спортсменок, этапы

Результат

Время бега на отрезке 0-90м (для 1-го этапа – от линии старта до начала «зоны передачи»; для 2-4- го этапов от окончания «зоны передачи» до сере- дины «зоны передачи» следующего этапа)

1-й этап – А. Богданович

11,00 с

2-й этап – Ю. Балыкина

10,07 с

3-й этап – Е. Невмержицкая евмержицкая

10,14 с

4-й этап – А. Лепешко

10,15 с

 

Разница входа в «зону передачи» принимающей и передающей эстафетную палочку

Балыкина- Богданович

0,36 с

Невмержицкая- Балыкина

0,36 с

Лепешко- Невмержицкая

0,23 с

 

Время нахождения эстафетной палочки в «зоне передачи»

Богданович- Балыкина

2,18 с

Балыкина- Невмержицкая

2,18 с

Невмержицкая- Лепешко

2,21 с

Длительность процесса передачи (от момента отведения руки до завершения передачи эстафет- ной палочки)

1- 2 этап

4-20 м

2- 3 этап

3-17 м

3- 4 этап

0-6 м

Динамика бега принимающей на 30-м стартовом участке (10м «зона разгона» +10м +10м «зоны передачи»)

Ю. Балыкина (1,71+1,32+1,22)

4,25 с

Е. Невмержицкая (1,61+1,29+1,29)

4,19 с

А. Лепешко (1,85+1,22+1,22)

4,29 с

 

Время пробегания передающей последних 10-ти м своего этапа перед входом в «зону передачи»

А. Богданович

1,13 с

Ю. Балыкина

1,10 с

Е. Невмержицкая

1,13 с

 

 

 

Время пробегания 100 м каждой спортсменкой

(от середины до середины «зоны передачи»)

А. Богданович

(бег со старта по виражу)

 

12,05 с

Ю. Балыкина (бег с ходу по прямой)

11,22 с

Е.Невмержицкая

(бег с ходу по виражу)

 

11,33 с

А. Лепешко (бег с ходу по прямой)

11,28 с


 

 

Выводы.

1. Данные проведенного  исследования показали, что результат  в эстафетном беге 4х100м в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия спортсменов в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки.

2. При целенаправленной  подготовке бегунов и бегуний в этом виде легкоатлетической программы важнейшее место следует отводить совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

3. Для выполнения биомеханического  видеокомпьютерного анализа в спортивной практике целесобразно применять следующее программное обеспечение: программы ACDSeePro4 и AdobePhotoshop XCV edition c покадровой регистрацией движения. Для покадрового показа наиболее приемлемой является программа Media PLAYER Classic Homecinema.

4. Проведение видеозаписи  в тренировочных или серевновательних условиях с последующим анализом, основанном на оценке разработанных показателей, позволяет определить как техническое мастерство бегунов при передаче эстафетной палочки, так и индивидуальные скоростные возможности спортсменов, и их вклад в совместный результат.

5. Благодаря покадровой  регистрации движения с последующим «извлечением» кадров можно определить его пространственные и временные характеристики и рассчитать «фору» для каждой пар спортсменов, принимающих участие в эстафетном беге, что позволяет значительно повысить эффективность их технических действий за счет введения срочной информации в тренировочный процесс.

 

 

 

 

 

Дополнительные  материалы.

Табличные данные:  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность  применения способов передачи эстафетной палочки на многолетних этапах процесса подготовки легкоатлетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Акилов М. В. Научно-методическое обеспечение подготовки эстафетных команд в беге 4х100 метров к соревнованиям высокого ранга / М. В. Акилов // Легкая атлетика в Украине. – 1996. – № 6. – С. 18–21.

2. Егорова Н. В. Техническая  подготовка начинающих легкоатлетов  в эстафетном беге на основе  совершенствования функций двигательной  и тактильной сенсорной системы  / Н. В. Егорова // Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Шуя : ФГБОУ ВПО ШГПУ, 2012. – С. 23–26.

3 Егорова Н. В. Анализ  техники двигательных действий  при передаче палочки у начинающих  легкоатлетов в эстафетном беге [ [ Текст] / Н. В. Егорова // Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы : [ материалы международной научной конференции]. – Шуя : ШГПУ, 2012. – С. 23–26.

4. Кривозубов В. В. Особенности  предсоревновательной подготовки  бегунов короткие дистанции к  эстафетному бегу (на примере  эстафеты 4х100 метров) / В. В. Кривозубов // Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Л. : ВНИИФК, 1984. – 24 с.

5. Маслаков В. М. Эстафетный  бег. История, техника, обучение, тренировка / В. М. Маслаков, Е.  П. Врублевский, О. М. Мирзоев.  – М. : Олимпия, 2010. – 144 с.

6. Озолин Э. С. Спринтерский  бег / Э . С. Озолин. – М. : ФиС, 1986. – 159 с.

 

Источники сети интернет

  1. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/snsv/2012_3/12apaafs.pdf
  2. http://athletics.in.ua/stati/trenirovki/sprint-barery/estafeta-4x100-podgotovka-komandy.html
  3. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/snsv/2012_3/12apaafs.pdf
  4. http://iaaf.ru/ru/docs/publication/31.htm
  5. http://avangardsport.at.ua/blog/osobennosti_trenirovki_komandy_v_ehstafetnom_bege_4_kh_100_m/2012-09-22-278#.ULO0XIZKRjM
  6. http://www.goup32441.narod.ru/files/fp/3-tematika-005.htm
  7. https://sites.google.com/site/wed56sfdf/dla-cajnikiv/istoria-legkoie-atletiki/beg
  8. http://msuathletics.ru/books/sprint/sprint_technique.html
  9. http://referat.ru/referats/view/18311
  10. http://referat911.ru/Fizkultura-i-sport/istoriya-jestafetnogo-bega/24416-1226545-place2.html
  11. http://www.klbviktoria.com/novosti/2012-god/noiabr/18-11-2012-11.html
  12. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/msnu/2012_1/MSNU_1_pdf/Borova.pdf
  13. http://www.mir-la.com/2591-sekret-podgotovki-useyna-bolta.html
  14. http://athletics.in.ua/novosti-2012/world-athletics/interesnoe-v-mire/yohan-bleyk-o-sopernichestve-s-boltom.html
  15. http://rudocs.exdat.com/docs/index-67772.html?page=6
  16. http://www.rsc-yantar.ru/content/metodika-razvitiya-bystroty-reaktsii-i-skorosti-dvizhenii?page=5
  17. http://athletics.in.ua/stati/trenirovki/sprint-barery/trenirovka-beg-100-200-metrov.html
  18. http://www.ref.by/refs/89/40081/1.html
  19. http://sparta-17.jimdo.com/eiaa_ieezaeaa_odi_aai.php
  20. http://www.profatletics.narod.ru/techniques.files/31.html
  21. http://www.referun.com/n/tehnologiya-primeneniya-dopolnitelnyh-ergogenicheskih-sredstv-v-trenirovochnom-makrotsikle-kvalifitsirovannyh-prygunov-v-
  22. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=299
  23. http://window.edu.ru/resource/949/18949/files/Mtdfks1.pdf
  24. http://www.dissercat.com/content/osobennosti-predsorevnovatelnoi-podgotovki-begunov-na-korotkie-distantsii-k-estafetnomu-begu
  25. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=42347
  26. http://www.irc-club.ru/faq/periostitis_andrew.html

 


Информация о работе Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м