Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, реферат
Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.
Глава 1. Техника эстафетного бега……………………………………………3
Краткое описание эстафетного бега……………………………………….3
Техника эстафетного бега короткие дистанции………………………......3
Передача эстафетной палочки……………………………………………..4
Глава 2. Обучение, средства и методы……....…………………………….....8
2.1 Задачи тренировок и методические рекомендации.……………………...8
2.2 Виды передачи эстафетной палочки.………………………………..........11
2.3 Анализ соревнований в спорте высших достижений……………………12
2.4 Требования к характеристикам спортсменов…………………………….14
2.5 Методические рекомендации……………………………………………...15
Глава 3. Упражнения…………………………………………………………..18
3.1 Подготовительные упражнения…………………………………………...18
3.2 Упражнения для обучения технике приема и передачи
эстафетной палочки…………………………………………………………….18
3.3 Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом…………..19
3.4 Ошибки при обучении……………………………………………………...20
Глава 4. Использование технических средств………………………………..21
Дополнительные материалы………………………………………………...27
Литература и источники……………………………………………………...29
В тоже время стартующая на последнем этапе у сборной команды Ямайки В. Кэмпбелл-Браун с запозданием среагировала на момент достижения своей подруги по команде отметки для начала бега и это не позволило ей набрать оптимальную к моменту передачи скорость. Ш. Симпсон «натолкнулась» на Веронику за 3м до начала зоны передачи, в результате «скорость палочки» была потеряна, как и преимущество сборной команды Ямайки. На наш взгляд, кроме небольшой задержки начала бега В. Кэмпбелл-Браун, неэффективная пе-редача эстафетной палочки (которая была к тому же осуществлена согнутыми руками!) произошла из-за неправильного выбора «форы», используемой спортсменками на этом этапе.
Еще у одного фаворита финального забега сборной команды России, также при передаче палочки на четвертом этапе произошла грубая ошибка. В противоположность ямайской бегунье, А. Федорива выбежала раньше, чем бегущая на 3-м этапе Е. Савлинис достигла условной отметки. В середине зоны передачи Александра была третьей, но потом ей, чтобы не выбежать из 20-метровой зоны, пришлось снизить скорость бега/ В результате зону передачи
команда России покинула пятой и выбыла из борьбы за медали чемпионата мира.
Цель исследования – разработать и экспериментально опробовать (на примере подготовки женской эстафетной команды сборной Республики Беларусь в беге 4х100м) биомеханическую видеокомпьютерную систему из доступных технических средств и программного обеспечения для оценки эффективности техники эстафетного бега.
При этом обязательными условиями разработки собственной системы стали доступность и минимальные требования к техническому программному обеспечению, простота применения, качество полученных данных.
Методика. Технология проведения биомеханического видеокомпьютерного анализа включает два основных этапа: съемку видеокамерой и обработку полученных видеограмм (фотограмм) посредством специализированного программного обеспечения на компьютере [4].
Видеосъемка проводилась в условиях летнего тренировочного процесса с использованием видеокамеры «CANON DIGITAL IXUS 970 IS» (частотой съемки 30 кадров в секунду) в дневное время при достаточной освещенности. Обработка осуществлялась на персональном компьютере по программам ACDSeePro 4 и AdobePhotoshop XCV edition c покадровой реги-
страцией движения.
Результаты исследования и их обсуждение. Как уже отмечалось выше, показанный в эстафетном беге 4х100м результат в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия бегуний в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки. Поэтому при целенаправленной подготовке спортсменок к этому виду спринтерского бега важнейшее место должно отводиться совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, что обеспечит высокую надежность выступления в соревнованиях различного ранга . Следует отметить, что за основу были взяты методические наработки, использованные при подготовке к Олимпийским играм в Пекине (2008г.) женской сборной команды России в эстафете 4х100м, завоевавшей на этих соревнованиях золотые медали.
Для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От этого во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи. В первую очередь это такие показатели :
ü разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим;
ü место передачи эстафетной палочки;
ü время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи с ходу;
ü время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.
На первом этапе исследования нами проводилась биомеханическая видеосъемка взаимодействия спортсменок в зоне передачи, одновременно полученные данные дублировались с помощь фотоэлектронного хронометража. Изучались следующие параметры (рис. 1):
ü точность двигательной реакции принимающего по зрительному восприятию, начало бега (кадр а), (м);
ü время разницы входа в зону передачи принимающего и передающего эстафетную
палочку (в данном случае первая цифра выше рисунка – 0,29с), (с);
ü место подачи команды передающим (кадр б), (м);
ü место отведение руки принимающим эстафетную палочку (кадр в), (м);
ü место окончания передачи эстафетной палочки (кадр г), (м);
ü длительность процесса передачи – от момента отведения руки до завершения передачи-приема эстафетной палочки (м);
ü время нахождения эстафетной палочки в зоне передачи.
На втором этапе исследования был произведен биомеханический анализ тренировочного забега сборной команды Республики Беларусь, полученные результаты представлены в
таблице:
Оценка технического мастерства членов сборной команды РБ в эстафетном беге
4х100м. Женщины. Тренировочный забег: 45,59 с, 26.07.2011г.
Критерии |
Фамилия, имя спортсменок, этапы |
Результат |
Время бега на отрезке 0-90м (для 1-го этапа – от линии старта до начала «зоны передачи»; для 2-4- го этапов от окончания «зоны передачи» до сере- дины «зоны передачи» следующего этапа) |
1-й этап – А. Богданович |
11,00 с |
2-й этап – Ю. Балыкина |
10,07 с | |
3-й этап – Е. Невмержицкая евмержицкая |
10,14 с | |
4-й этап – А. Лепешко |
10,15 с | |
Разница входа в «зону передачи» принимающей и передающей эстафетную палочку |
Балыкина- Богданович |
0,36 с |
Невмержицкая- Балыкина |
0,36 с | |
Лепешко- Невмержицкая |
0,23 с | |
Время нахождения эстафетной палочки в «зоне передачи» |
Богданович- Балыкина |
2,18 с |
Балыкина- Невмержицкая |
2,18 с | |
Невмержицкая- Лепешко |
2,21 с | |
Длительность процесса передачи (от момента отведения руки до завершения передачи эстафет- ной палочки) |
1- 2 этап |
4-20 м |
2- 3 этап |
3-17 м | |
3- 4 этап |
0-6 м | |
Динамика бега принимающей на 30-м стартовом участке (10м «зона разгона» +10м +10м «зоны передачи») |
Ю. Балыкина (1,71+1,32+1,22) |
4,25 с |
Е. Невмержицкая (1,61+1,29+1,29) |
4,19 с | |
А. Лепешко (1,85+1,22+1,22) |
4,29 с | |
Время пробегания передающей последних 10-ти м своего этапа перед входом в «зону передачи» |
А. Богданович |
1,13 с |
Ю. Балыкина |
1,10 с | |
Е. Невмержицкая |
1,13 с | |
Время пробегания 100 м каждой спортсменкой (от середины до середины «зоны передачи») |
А. Богданович (бег со старта по виражу) |
12,05 с |
Ю. Балыкина (бег с ходу по прямой) |
11,22 с | |
Е.Невмержицкая (бег с ходу по виражу) |
11,33 с | |
А. Лепешко (бег с ходу по прямой) |
11,28 с |
Выводы.
1. Данные проведенного исследования показали, что результат в эстафетном беге 4х100м в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия спортсменов в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки.
2. При целенаправленной подготовке бегунов и бегуний в этом виде легкоатлетической программы важнейшее место следует отводить совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
3. Для выполнения
4. Проведение видеозаписи в тренировочных или серевновательних условиях с последующим анализом, основанном на оценке разработанных показателей, позволяет определить как техническое мастерство бегунов при передаче эстафетной палочки, так и индивидуальные скоростные возможности спортсменов, и их вклад в совместный результат.
5. Благодаря покадровой регистрации движения с последующим «извлечением» кадров можно определить его пространственные и временные характеристики и рассчитать «фору» для каждой пар спортсменов, принимающих участие в эстафетном беге, что позволяет значительно повысить эффективность их технических действий за счет введения срочной информации в тренировочный процесс.
Дополнительные материалы.
Табличные данные:
Последовательность применения способов передачи эстафетной палочки на многолетних этапах процесса подготовки легкоатлетов.
Литература:
1. Акилов М. В. Научно-методическое обеспечение подготовки эстафетных команд в беге 4х100 метров к соревнованиям высокого ранга / М. В. Акилов // Легкая атлетика в Украине. – 1996. – № 6. – С. 18–21.
2. Егорова Н. В. Техническая
подготовка начинающих
3 Егорова Н. В. Анализ
техники двигательных действий
при передаче палочки у
4. Кривозубов В. В. Особенности
предсоревновательной
5. Маслаков В. М. Эстафетный
бег. История, техника,
6. Озолин Э. С. Спринтерский бег / Э . С. Озолин. – М. : ФиС, 1986. – 159 с.
Источники сети интернет
Информация о работе Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м